Социальная сеть Facebook создала процветающую экономику, которая сделала многих разработчиков богатыми. Но многих вынудила распрощаться со сном, пишет исполнительный редактор CNET News Пол Слоан.
Далтон Колдуэлл стал знаменитостью, когда опубликовал открытое письмо Марку Цукербергу, обвиняя топ-менеджмент Facebook в том, что они угрожали его стартапу и просили либо продать его, либо ждать момента, когда его раздавят. «Я получил одобрение от Facebook, чтобы делать то, что я делал», – вспоминает разработчик Далтон Колдуэлл, который попал под перекрестный огонь из-за своего приложения, похожего на недавно обнародованный социальной сетью центр приложений. По словам Колдуэлла, представители социальной сети сообщили, что им просто нужно зарабатывать. Перепалка с Facebook привела к тому, что венчурный инвестор и член совета директоров социальной сети Марк Андреесен покинул совет директоров компании Mixed Media Labs, возглавляемой Колдуэллом. Такое решение известного венчурного инвестора – гораздо больше, чем личная неприязнь, которая изредка возникает между маленькими и большими компаниями. Это знак, что в руках Facebook находится необычная сила и власть, о которой должны помнить тысячи разработчиков, вступающих в партнерские отношение с крупнейшей социальной сетью в мире. С другой стороны, Facebook зависит от десятков тысяч сторонних разработчиков, приложения которых помогают более 500 млн человек возвращаться в социальную сеть изо дня в день. Но путь любого Facebook разработчика, будь-то Branchout или Zynga – тернист.
Просто посмотрите на то, что случилось с BandPage, стартапом из Сан-Франциско, который создал инструмент, позволяющий музыкантам и группам делиться своей музыкой, общаться с поклонниками и создавать новости. Создатель проекта Джей Сидер, бывший музыкант и букинг-менеджер, запустивший BandPage 2 года назад, решил создать сервис исключительно на Facebook. Риск был оправдан, особенно с учетом того, что музыкальные группы вовсю хотели увеличить количество поклонников и Facebook не предлагал ничего подобного. Ряды BandPage пополнило несколько крупных поклонников, таких как американский музыкант Джейсон Мраз, и сервис быстро пошел в гору. За последние два года, аудитория Bandpage выросла до 500 тыс человек. Сервису удалось привлечь около $19 млн венчурного финансирования и в начале января было объявлено, что более 30 миллионов активных пользователей в месяц пользуются BandPage через Facebook. Затем социальная сеть представила Timeline, а вместе с ним решила убить маркетинговую функцию под названием «вкладки приземления по умолчанию». Это означало, что страница музыканта или группы теперь не может быть отдельным приложением вроде BandPage. Вместо этого, фаны должны были обязательно нажать на кнопку «мне нравиться» под своей любимой группой. Этот редизайн ударил по BandPage, как гром среди ясного неба. В течение нескольких месяцев, трафик сократился более чем на 90%, а аудитория составила около 3 млн активных пользователей. Тем не менее, Джей Сидер не расстроен. Он говорит, что всегда рассматривал Facebook в качестве отправной точки. Пока трафик с помощью социальной сети увеличивался, Сидер вместе с командой работал над созданием отдельного продукта и знал, что в любой момент его сервис может сойти на нет. В конце июля, стартап BandPage закрыл BandPage Everywhere, инструмент, который позволял музыкантам загружать свою музыку, фотографии и добавлять даты туров. «Это большие американские горки», – объясняет принцип работы с Facebook Джей Сидер.
Черный ящик Facebook
Одной из самых сложных задач для разработчиков Facebook является понятие того, как работает Edgerank, алгоритм, определяющий самые важные новости в новостной ленте. Можно подумать что то, что появляется в пользовательской новостной ленте, результат «лайков» и комментариев друзей. Не совсем так. Социальная сеть может решать, какое приложение увидят десятки тысяч или миллионов пользователей по всему миру. Влияние может быть огромным. Через неделю приложение уже находится в огне, а через две уже может сгореть дотла. «Здесь невероятно сложно», – говорит разработчик, который отказался назвать свое имя, побоявшись нагнать на себя гнев социальной сети. «Мы обеспокоены изменениями в Facebook и хотели бы располагать большей информацией. Но пока это похоже на черный ящик», – подытоживает разработчик. На самом деле, руководители Facebook знают, как работает новостная лента. Представитель Facebook подчеркнул, что «программы растут на Facebook из-за их качества и популярности среди друзей», но также признал, что эти данные по-своему отражаются на социальной сети. Любой активный пользователь Facebook видит это в действии. Помните стремительный рост игры Farmville от компании Zynga? Постепенно, он иссяк – отчасти потому что Facebook решил, что пользователи подверглись спаму, и удар принял на себя Farmville. Удар был достаточно значительным, особенно если взглянуть на последний квартальный отчет компании Zynga.
Заберите деньги
Я не хочу сказать, что основатель и генеральный директор сервиса обмена видеозаписями Socialcam Майкл Сибел согласился на обратный выкуп акций от компании Autodesk на общую сумму в $60 млн и это связано с падением трафика на Facebook, но это так. С момента запукса Socialcam в 2011 году, приложения для iPhone было загружено 16 млн. раз. Для увеличения роста, сервис опирался на Facebook. Но его лучшие дни уже позади.
Socialcam является одним из многих приложений, которые получили огромный толчок к развитию с помощью инструмента Open Graph, с помощью которого программы получили доступ к Timeline и новостной ленте друзей. Но Socialcam развивается на Facebook довольно агрессивно, и его спам и хитрые методы продвижения довольно часто подвергаются критике. К примеру, для просмотра видео в Socialcam, сначала необходимо подписаться на приложение. Взлет и падение на Facebook были захватывающими. Согласно исследованию AppData на 1 апреля этого года, у Socialcam было 570 тыс уникальных пользователей. К июню их число возросло на 9952% и аудитория Socialcam составила 57,3 млн пользователей в месяц. Однако уже в августе, количество пользователей сократилось до 31,9 млн. Спад продолжается до сих пор. Но это уже не важно. К этому времени, а если быть точным 17 июля, Сибел продал Socialcam компании Autodesk.
Рабочие отношения
Так как в социальной сети Facebook все меняется очень быстро, разработчики приложений должны трудиться в поте лица, чтобы быть в курсе нововведений. Конечно, это нелегко. Особенно с учетом того, что стратегию развития социальная сеть держит при себе. Рик Марини является основателем и главным исполнительным директором BranchOut, крупнейшей профессиональной сети после LinkedIn. BranchOut, которая привлекла $49 млн от крупных инвесторов из Силиконовой долины, полностью построена на Facebook. Команда Марини встречается с людьми из Facebook каждую неделю, чтобы поговорить и узнать, как они могут сделать сервис лучше. “Мы пришли из ниоткуда, и сейчас у нас 30 млн пользователей», – говорит Марини. По его словам такой стремительный рост невозможен без социальной сети Facebook. «Так как платформа постоянно меняется, мы всегда находимся в контакте с разработчиками», – добавляет Рик Марини. Власть, которой владеет Facebook, похожа на поисковую власть Google. Когда Google вводит серьезные изменения в свои алгоритмы поиска, иногда это дает не лучший результат. Но Google, как и Facebook, делает то, что считает нужным: Google хочет качественные результаты поиска (с качеством определяется Google), и Facebook хочет сформировать качественный социальный опыт (с качеством определяется Facebook). И, как Google, Facebook теперь публичная компания. Таким образом, социальная сеть принимает решения, основанные не только на пользовательском опыте. Есть также миллионы акционеров, которые увеличивают давление для поддержания роста доходов. Это та реальность, которая привела Далтона Колдуэлла к выводу, что Facebook больше не является как «социальным инструментом». Вместо работы с Facebook и продажи компании, Колдуэлл запустил кампанию нового проекта App.net. Она набирает обороты. Колдуэлл просит людей стать членами заранее, и, что примечательно, он уже достиг суммы взносов в $500 тыс. «Часть меня думает, что это безумная идея», – говорит Далтон Колдуэлл, который продал музыкальный стартап iMeem компании MySpace в 2009 году. «Это мой эксперимент», – подытоживает разработчик. Возможно, нынешние разработчики в один прекрасный момент тоже пойдут на риск.