Известный киевский балагур и заядлый тусовщик. Популярный блогер, SMM-менеджер и востребованный специалист по геолокационным сервисам. Эти словосочетания хорошо характеризуют Артема Травкина – человека, который отказался от душной офисной работы и решил полностью посвятить себя фрилансу. Артем любезно согласился ответить на вопросы AIN.UA и рассказать о своем жизненном пути, работе в «Афише», сотрудничестве с Red Bull, Leo Burnett и другими брендами, а также о гелокационных сервисах и их будущем.
Расскажи о своем образовании. Оно как-то связано с технологиями?
Образование у меня экономическое. Я закончил факультет международной экономики и менеджмента в КНЕУ. Исходя из того, чем я занимаюсь, мне не нужно техническое образование, скорее маркетинг и реклама. Я занимаюсь SMM и геолокациями, поэтому я бы не сказал, что эти сферы сильно связаны с технологиями. В свое время я думал поступать в ИнЯЗ, но передумал, потому что там одни девушки. Университет дал мне больше контактов. Экономические знания, которые я получил, мне сейчас не особо нужны.
Первый трудовой опыт ты получил в KP Media. Расскажи поподробнее об этой работе.
Мне нужна была работа на полставки, чтобы иметь возможность учиться и работать. Я не искал вакансии и не подавал резюме, а просто пришел в отдел подписки журнала «Афиша» и сказал, что хочу работать. Мне предложили работать в отделе подписки всего холдинга KP Media. С того времени мне удалось узнать структуру холдинга и познакомиться с его работой. Потом я работал в платной справке. Через полгода я прошел трехмесячную стажировку в Bigmir.net и занял позицию бренд-менеджера сайта Afisha.ua.
Чего удалось достичь за время работы бренд-менеджером «Афиши»?
В основном мы занимались поддержкой сайта. Мы пытались переубедить пользователей не сидеть на форуме, а использовать социальные сети. Для этого вводились голосования, интегрировались профили. Соответственно, велась работа с программистами и дизайнерами, а также с редакцией, которая отвечала за контент. Моей задачей было сделать так, чтобы в разделе «Досуг» рейтинга Bigmir.net Afisha.ua была на первом месте. В итоге, сделать это удалось.
Не пытался генерировать контент для онлайна «Афиши»?
Честно говоря нет, потому что у меня нет профильного образования. В тоже время сейчас, когда моя страничка на Facebook достигла определенного количества подписчиков и мои посты хорошо читают, меня многие спрашивают, почему я не заведу отдельный блог. Идея хорошая, однако хочется подойти к этому вопросу серьезно и сделать что-то такое, чего еще не было на украинском рынке. Как только, так сразу.
Почему ты ушел из KP Media?
Когда «Афиша» закрылась, мне стало неинтересно работать с другими проектами холдинга KP Media. Помимо этого, друзья меня пригласили создавать отдел подписки для журнала К9. Проработав там какое-то время, я понял, что это не тот уровень, к которому я привык. Это был офис в квартире, а не большой холдинг, с тремя офисами в Киеве. Всегда интересно работать в каком-то именитом проекте.
Что было следующим этапом в твоей карьере?
Мне захотелось вернуться в интернет и попробовать себя в рекламе. Так как я вообще был не в зуб ногой что происходит на рынке Украины, я просто искал вакансии стажера, чтобы хотя бы прийти и посмотреть как это все работает. Я ходил на собеседования в разные агентства и в итоге увидел вакансию в Prodigi. Меня на собеседование пригласила Оксана Завойко. Слава Баранский присутствовал на интервью и спросил меня, каких известных блогеров я знаю. Ответа я не знал. Наверное во мне увидели перспективу и предложили должность помощника аккаунт-менеджера. Тем не менее, мне не удалось хорошо зарекомендовать себя и разобраться в тонкостях этой работы. Тогда, в 2010 году, начал набирать обороты SMM. В то время я начал активно вести профиль «ВКонтакте», а потом позже и в Facebook. Чтобы быть в тренде, я начал больше времени проводить в соцсети Марка Цукерберга, читать блоги и подписываться на digital-новости.
Сколько проектов тебе удалось реализовать в Prodigi?
В Prodigi моим первым проектом было развитие страницы бренда ЕшьРыбу. Помню Оксана Завойко предложила приз: бутылку алкоголя тому, кто первый достигнет 1 тыс лайков страницы бренда. Я победил. Также я был причастен к партизанскому проекту DivanTravel. Когда Prodigi объединились с агентством Ярослава Ажнюка, а он стал начальником отдела SMM, структура работы поменялась. Если раньше, каждый человек вел свой проект, то Ярослав решил, что лучше у каждого будет своя специализация. К примеру, кто-то будет заниматься контекстом, кто-то заниматься контентом, кто-то будет отвечать за программную часть. Я отвечал за контент.
Почему решил уйти из Prodigi?
В Prodigi я получил отличную школу, это агентство дало мне отличный карьерный толчок, плюс изменение в структуре работы, да и просто захотелось перемен. Следующим этапом стало агентство Folga Agency, в котором я проработал год. Там мне предложили приятные финансовые условия. Когда я пришел на собеседование, решающим аспектом была финансовая сторона. Но проработав какое-то время, я влюбился в это агентство, потому что там работала очень крутая команда. Там мне удалось реализовать проекты для Jameson и «Фокстрот».
Ты затронул финансовую сторону вопроса. Какая зарплата у специалистов по SMM?
Конечно, все зависит от опыта. Человек без опыта может получать 4-5 тыс грн. Если бы я брал себе человека в помощники, то меньше бы точно не предлагал, потому что мне было бы неловко. Если человек с опытом и вся его работа монетизируется и приносит прибыль, то $1 тыс это та минимальная зарплата, которая была бы удовлетворительна для такого специалиста.
В начале лета ты покинул Folga Agency и пошел на вольные хлеба. Почему?
Год назад я бы не рискнул этого сделать. Но этим летом я понял, что сидеть в офисе мне неинтересно и скучно. Специфика работы такая, что тебе нужен только ноутбук и подключение к интернету. Конечно, никто не отменял личных встреч и обсуждения проектов с коллегами, но эти задачи занимают явно не восьми часовой рабочий день. На то время у меня были клиенты, которых я вел на фрилансе, а также было определенное имя, я понял, что смогу работать сам на себя, лежа возле бассейна, загорая и попивая мохито. Для этого нужно хорошо планировать свое время, тайм-менеджмент должен быть на высоком уровне, но у меня с этим проблем не было.
Когда у тебя начали появляться фрилансовые проекты?
Работая в Prodigi у меня появился первый проект – TakiBox. С задачами на основной работе я справлялся неплохо, поэтому решил, почему бы не взять еще один проект? С учетом того, что на меня вышли лично. Многие специалисты по SMM берут фрилансовые проекты. Если есть время, почему бы не превратить время в деньги? Сейчас я работаю с ресторатором Дмитрией Борисовым по геолокационным сервисам. Также у меня есть некоторые проекты с компанией Red Bull. По проектно работаю с Leo Burnett.
Какой модели оплаты ты придерживаешься, работая над фрилансовыми проектами?
У меня есть определенный прайс на услуги. Я работаю по предоплате. Все зависит от характера и качества работы. Это может быть ставка в месяц, или в некоторых случаях беру полную стоимость за проект. А к примеру, в случае с настройкой, таргетингом и ведением контекстной рекламы я беру процент. Это более правильная оплата за такой вид услуги.
Ты не жалеешь о том, что перешел на фриланс?
Совершенно не жалею. Ситуация стала лучше, как с финансовой стороны, так и со стороны свободы. При этом не за одно лето за 25 лет своей жизни, я так много еще не путешествовал. Я кайфанул невероятно. Если бы я продолжал работать в офисе, то не успел бы сделать все, что мне удалось за это лето.
Ты за 4 года поменял 4 работы. Тебе не нравится задерживаться на одном месте долго?
У меня есть близкий друг, которого я в свое время привел в KP Media, так вот он работает там до сих пор. Мне кажется, что работать 5 лет на одном месте становится скучно. Пока ты молодой и есть возможность попробовать разное, нужно пробовать. Я с удовольствием поработал бы еще в обычном рекламном агентстве и прочувствовать эту работу на себе. Также я хотел бы поработать на стороне клиента и выступить заказчиком. Я связываю себя с рекламой.
Перейдем к геолокационным сервисам. В докладе на SMM.UA ты говорил о статистике украинских пользователей в Foursquare.
В Украине насчитывается около 25 тыс аккаунтов. Но это приблизительная цифра, которая говорит о тех людях, которые прописали в своих профилях Ukraine. Но не стоит забывать о тех, кто не указал эту информацию. Я склоняюсь к тому, что точные данные подсчитать сложно. Я писал в офис Foursquare, но к сожалению такой информации они не дают. То ли они не могут подсчитать количество пользователей, то ли не могут разглашать эту информацию.
Как ты считаешь, сможет ли геолокационный сервис Foursquare достичь показателей Facebook по количеству пользователей?
Не думаю. Я понимаю, что эра Facebook рано или поздно закончится, так как мы всегда наблюдали за рассветом и закатом разных сервисов. Многие считают, что Pinterest станет во главе новой эпохи. Но то что Foursquare не станет новым Facebook, это факт. Это совершенно разные сервисы.
Насколько геолокационные сервисы интересны украинскому бизнесу?
С помощью геолокационного сервиса можно добиться неплохих результатов. Он явно не будет лишним. При этом, его настройка и дальнейшая поддержка не требует больших затрат. Если компания хочет добавить локацию, то естественно ей нужно иметь физическое присутствие. Кроме того есть страницы бренда, которые не требуют привязки к локации. В Foursquare важна привязка к геолокации. Добавить расположение может владелец любого бара или ресторана, но у многих из них возникает вопрос в получение администраторских прав на свои локации. Даже если они их и получают, то дальше банального специального предложения в виде чашки кофе за чек-ин, не идут. А Foursquare гораздо глубже и многограннее, и в плане работы с ним действительно лучше обратиться за консультацией или помощью к людям с опытом и экспертизой, к таким как я.
Какие украинские бренды присутствуют в Foursquare?
Я занимался раскруткой страницы компании «Фокстрот». Есть страница компании Watsons. Также я создал отдельную страницу в Foursquare для всех заведений сети ресторатора Дмитрия Борисова. Я думаю, что в Forsquare около 20 – 30 страниц украинских брендов.
Тебя называют «известным украинским блогером». Чувствуешь ли ты себя таким?
Ну какой же я известный блогер? Я совершенно не чувствую себя celebrity, хотя есть много людей которые знают меня, которых я не знаю. Но если говорят, наверное так и есть.
Расскажи поподробнее о своей текущей карьеры. Чем ты еще занимаешься помимо геолокационных сервисов?
Да в принципе всем, что связано с социальными медиа и всем в чем у меня есть опыт и экспертиза. Продвижение в социальных сетях, проработка стратегии такого продвижения, ведением страниц, в некоторых случаях и их наполнением, их рекламой. В общем делаю так, чтобы о каком либо бренде, товаре или услуге узнавала общественность.
Ты сыскал славу бывалого тусовщика. При этом, тебя приглашают на ивенты, в обмен на посты об этой тусовке в социальных сетях. С кем сотрудничаешь и на каких условиях?
Ну это правда только от части – в большинстве случаев основная масса моих анонсов или постов это сугубо моя инициатива – о чем захотел и что самому интересно, о том и написал – чаще всего это интересно и моим друзья и подписчикам. Конечно меня часто и много куда приглашают, но каких-то конкретных договоренностей нет – ведь и так знают что я не смогу устоять написать о своих планах до тусовки, во время тусовки и после нее.
Ты не думал о том, чтобы открыть собственное агентство?
Конечно же думал, я всегда об этом думаю, и надеюсь в скором времени реализовать и воплотить в жизнь все свои задумки. Как только придет время, обещаю, AIN.UA узнает об этом первым!