Одна из панелей на прошедшей IDCEE была посвящена непростому выбору: к какому инвестору лучше пойти стартапу на ранней стадии. Выбрать бизнес-ангела или венчурный фонд? Во втором случае дадут больше денег, но и ограничений и ответственности может быть побольше. Вопрос обсуждали Джем Сертоглу из Earlybird Venture Capital, Дамиан Доберстейн из eVentures Russia, Фабрис Гринда, сооснователь OLX, Хосе Марин (IG Expansion), Ненад Маровац из DN Capital. Модерировал панель Грег Уильямс, исполнительный редактор в Wired.

Участники обсудили, чем, собственно, отличается первый тип инвестирования от второго, дали советы по презентации своего проекта, рассказали, в каких случаях лучше пытаться заинтересовать ангелов, в каких – фонды, когда ангелы могут навредить бизнесу и когда лучше вообще не привлекать чужих денег.

Редакция AIN.UA предлагает краткое содержание дискуссии (ведущий задавал вопросы, на которые по очереди отвечали участники).

В чем основная разница между венчурным инвестором и ангелом?

Джем Сертоглу: Для меня, разница прежде всего в том, инвестируешь ли ты собственные средства или чьи-то. Венчурный капиталист – это профессиональный инвестор, специалист по управлению активами, которому другие люди доверяют свои деньги, надеясь получить прибыль. В связи с этим его вложения намного более структурированы и менее гибки, чем вложения ангела.

Дамиан Доберстейн: Бизнес-ангелы инвестируют частные деньги, а классические VC – институциональные деньги.

Фабрис Гринда: Учитывая, что у ангелов денег меньше, они инвестируют от $50 до 100 тыс., а VC – могут вкладывать $1-3-5 млн.,потому что у них под управлением $100+ млн. фонды. Так что, они инвестируют в компании на более поздних стадиях развития.

Дамиан Доберстейн

В последнее время много говорят о суперангелах и микроVC, это какой-то фундаментальный сдвиг в посевных инвестициях?

Ненад Маровац: В бизнесе есть профессионалы, такие как Фабрис или Хосе, но в бизнес приходят также и новички, к примеру, звезды шоу-биза или актеры, которые вкладывают деньги, создавая непонятные, очень высокие капитализации. Просто потому что они хотят поучаствовать в проекте, хотят “засветиться” крутыми инвесторами. И я думаю, это вредит рынку. Поскольку, если капитализация превышает реальную в 2-3 раза, компания может застрять в развитии, ведь ей опять понадобится привлекать деньги. И она не сможет просто взять и обратиться к инвесторам, мол, во втором раунде мы растворим вашу долю. Я видел множество таких примеров: очень самоуверенные предприниматели, которые гоняются за очень высокими оценками.

Фабрис Гринда

Фабрис Гринда: Суперангелы – как правило, это квазипрофессиональные инвесторы. Дело в том, что за последние годы прошло множество IPO – Facebook, LinkedIn, Zynga. Таким образом только в США за последнее время появилось 2-3 тысячи миллионеров, которые хотят потратить свои деньги на ангельское инвестирование. Так что объем средств, поступающих в компании на посевной стадии, растет взрывными темпами. Капитализации тоже растут вверх, это накачивает рынок, увеличивая количество “неопытных” инвестиций.

Дамиан Доберстейн: Мне кажется, явление суперангелов не очень характерно для CEE – в Европе не так уж и много суперангелов, это скорее явление из США. Конечно, в России, к примеру, есть некие “случайные деньги”, но здесь не хватает и профессиональных ангельских инвестиций, не то что суперангелов.

Джем Сертоглу: Как отметил Фабрис, множество сегодняшних ангелов – это технари-предприниматели, и это хорошо. Когда я привлекал средства лет 30 назад, ангел как правило был врачом или дантистом, имевшим немного лишних денег на счету в банке, а сейчас ангел “засучив рукава” работает наравне с командой.

Джем Сертоглу

Вас очевидно бомбардируют множеством писем, чего вы ищете среди стартапов, какое предложение может вас взволновать?

Хосе Марин: У нас очень структурированный подход к тому, что мы делаем. Мы инвестируем в бизнес-модели, доказавшие свою жизнеспособность за пределами США, и не любим рисковать в том ,что касается маркетинга и бизнес-моделей. Разве что в США. У нас глобальный подход, мы обращаем внимание на развивающиеся рынки. Также, очень важно человеческое отношение. Мы провели не одну сделку с Джемом и Фабрисом. Очень важно доверие между партнерами, важно знать, что ты можешь положиться на людей.

Фарбис Гринда: Каждую неделю нам поступает около 50 предложений, на многие мы даже не смотрим: очень маленький рынок, непонятна экономика, слишком высокая цена…В среднем мы общаемся с 16 проектами в неделю. И заключаем сделку примерно с 1 проектом за две недели.

Хосе Марин

Дамиан Доберстейн: Мы глобальный фонд с пятью региональными фондами и центром в Сан-Франциско. В СНГ мы обращаем внимание на мобильные big data-проекты, особенно в Украине. Также, в пользовательском интернете все еще осталось множество незанятых ниш, но на больших рынках здесь уже не протолкнуться.

Джем Сертоглу: Мы очень сконцентрированы на том, кто стоит за этим бизнесом, на самой команде. Второй фактор – размер рынка. Это должен быть выход на уровне $100 млн и более.

Что можно посоветовать бизнесу на ранней стадии: идти к ангелу или к венчурному инвестору за посевными инвестициями?

Фарбис Гринда: Если честно, если вы на ранней стадии, вы просто впустую потратите время, пытаясь привлечь внимание VC. Возможно, они даже встретятся с вами, но не выпишут вам чек. На ранней стадии нужен инвестор, который быстро принимает решения, и сможет выдать вам первые $500 млн. Но даже с ангелами не стоит говорить слишком рано, ведь сейчас можно построить бизнес очень недорого. Я лично способен создать бизнес с $25-50 тыс. И любой предприниматель должен быть способен это сделать. Так что, хорошо, если предприниматели могут создать что-то на собственные деньги или же деньги друзей и семьи.

Ненад Маровац

Ненад Маровац: А нам наоборот, нравятся суперранние стадии. Мы, к примеру, инвестировали в AppSmart, которая недавно была продана за сумму в 20 раз превышающую наши вложения. Мы стараемся попасть в проект так рано, как только возможно. Фактически когда мы инвестировали в компанию Фабриса, у нее еще не было сайта. Когда мы вложились в копикат Diapers.com в Британии и Германии, мы провели посевной раунд, вложили 250 тыс., компания запустилась и выполнила свой квартальный план за две недели, а годовой – за квартал. И уже в прошлом году каждый инвестор в Европе хотел бы поучаствовать в проекте.

Дамиан Доберстейн: Если вам удалось найти правильного бизнес-ангела, он, правда, может очень помочь вашему бизнесу. Особенно, если он, как Сергей Белоусов, ранее управлял собственными бизнесом. Если бы я строил компанию в нише big data, я бы очевидно обратился к нему. Нужно находить правильных людей, неправильный ангел может очень навредить бизнесу. Об этом не любят говорить, но в России есть множество инвесторов, которые дают команде $50 тыс., просят за это 51%, и потом эта команда приходит к нам, нам  она нравится, но мы уже не можем вкладывать деньги на таких условиях.

Мне кажется, не так важно, к кому вы приходите – к ангелу, суперангелу, VC на ранней стадии, главное, чтобы вам подходил человек. Потому что инвестиционные отношения – это как брак, заключенный на годы.

Ненад Маровац: Вам также нужно подумать: действительно ли вы хотите привлечь инвестора (VC или ангела)? Некоторым просто нужен ангельский инвестор или семейные деньги, так чтобы инвесторы не вмешивались в дела компании. Но если вы обращаетесь к VC, будьте готовы к заседанием наблюдательного совета, к контролю и отчетности. А ведь многие стартапы просто хотят получить деньги и распрощаться, мол, “это мой бизнес, оставьте меня в покое, пока!”.  С фондом это не сработает.

 Как добиться встречи с инвестором, как презентовать ему свой проект?

Фарбис Гринда: Не шлите мне бизнес-план на 70 страниц, не шлите документы с вертикальным текстом. Ненавижу executive summaries и мелкий шрифт. Что мне нужно знать: что вы собираетесь делать, сколько денег вам нужно, как у вас сейчас обстоят дела, и, пожалуйста, не врите. Мне нужен 20-страничный Powerpoint. Первая страница – что вы делаете, вторая – каков размер вашего рынка, третья – как справитесь с конкурентами, затем команда, экономика проекта, что собираетесь сделать с привлеченными деньгами… Также, попробуйте найти кого-то, кого я знаю, чтобы он представил вас.

Хосе Марин: К тому что сказал Фабрис, я бы добавил: сколько денег команда уже подняли, на какой она стадии, кто ее текущие инвесторы. Кроме того, мне нравятся предприниматели воспитанные, но агрессивные, способные показать характер, ответственные, те, кто прямо отвечают на поставленные вопросы.

Советы предпринимателям

Джем Сертоглу: Будьте честными с собой по поводу мотивации, по поводу того, зачем вы это делаете.  Вы занимаетесь бизнесом, потому что модно или  потому что хотите стать миллионером, или хотите изменить мир?

Дамиан Доберстейн: Знайте все о своем продукте и рынке потому что нет ничего глупее чем не отвечать на вопросы на презентации.  Ангел или VC должен почувствовать, что вы любите свое дело.

Фарбис Гринда: Распрояжайтесь капиталом эффективно – это очень важно для развивающихся рынков. Не привлекайте слишком много денег, не тратьте много, не привлекайте большие суммы при высокой капитализации

Хосе Марин: Развлекайтесь, занимайтесь тем, что вам нравится и будьте готовы тяжело работать.

Ненад выразился коротко и ясно: Hire the best and fuck the rest!