Спустя несколько дней после майского дебюта игры Plague Inc на App Store, которую разработал Джеймс Воган, хакеры сделали ее доступной в сети бесплатно. Создатель игры говорит, что 35% всех загрузок были нелегальными. «Пиратство – это проблема успеха», – говорит Воган, чья игра позволяет игрокам заражать виртуальный мир бактериями. В тоже время Plague Inc удалось достичь показателя в 1,6 млн платных загрузок и если бы все нелегальные загрузки были оплачены, двадцатипятилетний лондонец заработал бы на $500 тыс больше.
Пираты длительное время фокусировались на кино- и музыкальной индустрии, а также компьютерных играх. Теперь они обратили свой взор на рынок мобильных приложений, объем которого составляет $10,1 млрд, подсчитали в исследовательской компании Yankee Group. Существует много путей для того, чтобы украсть приложение; это как правило включает копирование и публикацию его кода на открытом форуме. По словам вице-президента Yankee Group Карла Хоу, продажи приложений были бы на 20% – 50% выше, если бы не пиратство. «Разработчики теряют от нескольких десятков до сотен тысяч долларов», – резюмирует топ-менеджер.
Главный советник ассоциации SIIA (Software & Information Industry Association) Киф Купершмидт говорит, что пиратство в сфере мобильных приложений существенно отличается от других видов пиратства. «Многие из этих приложений были созданы студентами. Соответственно, один человек или небольшая компания, не располагают ресурсами для борьбы с пиратством», – говорит чиновник.
В августе этого года Министерство Юстиции США приостановило работу сайтов applanet.net, appbucket.net и snappzmarket.com за то, что они распространяли пиратские приложения для устройств, работающих под управлением ОС Android. «Инструменты компании Google были неэффективны, потому что существует несколько Android-магазинов и уследить за всеми поисковый гигант не может», – говорит Хоу.
Компании Google и Apple, которые развивают легальные онлайн-магазины контента, укрепляют собственную безопасность. В июне этого года, Google начал поставлять специальные ключи шифрования, которые пользователь получает при покупке приложений. Они предназначены для проверки использования приложения на том устройстве, для которого оно было приобретено. Стартапы также помогают разработчикам ловить воров. Многие издатели игр платят за специальный инструмент, разрабатываемый компанией Arxan Technologies, который установлен на более чем 200 млн мобильных устройствах. Программное обеспечение предупреждает разработчиков, если хакер хочет изменить его и украсть. «Вы владеете армией охранников внутри мобильного приложения», – говорит вице-президент Arxan Technologies Юкка Аланен. Более 1 тыс разработчиков используют бесплатный инструмент от стартапа Mtiks, который показывает, какое количество загрузок являются пиратсткими. «Около 30% из 10 млн загрузок являются пиратскими», – рассказывает основатель Mtiks Шива Субраманиан.
В тоже время, большинство разработчиков вообще не пользуются никаким антипиратским программным обеспечением, помимо базовых, предложенных магазином. Некоторые инструменты заставляют пользователей пройти ряд дополнительных проверок, что делают мобильные приложения более трудными для загрузки и использования. Многие разработчики переходят от платной модели приложений к модели фримиум, которая показывает рекламу тем пользователям, которые не заплатили за приложение и загрузили его нелегально. «Мы можем монетизировать людей, которые платят за приложение, и которые не платят за него», – считает старший вице-президент компании Glu Mobile Майк Делаэ.
Лондонский разработчик Воган надеется за счет новых возможностей и обновлений, преобразовать пиратов в платежеспособных клиентов. «Я думаю, что пираты оправдывают то, что они делают, потому что думают, что имеют дело с крупной компанией. Когда они узнают, что за этим стоит один парень, часто извиняются», – подытоживает Джеймс Воган.
Подводя черту: Пиратство больно бьет по рынку мобильных приложений, объем которого оценивается в $10 млрд. Стартапы разрабатывают программное обеспечение, с помощью они хотят остановить плохих парней.
Автор: Ольга Хариф
Источник: Bloomberg Businessweek