Рынок туристического онлайн бизнеса или онлайн тревел услуг в России на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих в мире. В Украине сегмент наращивает темп, но пока существенно отстает от соседского, хотя уже значительно превышает темпы зрелых рынков. Об этом на 6-й ежегодной конференции «Бизнес интернет-магазинов» рассказал Андрей Шеховцов (Bravoavia).
Туристические онлайн агентства (ОТА – с англ. on-line travel agency) появились в России в 2008 году – первым крупным оператором этого рынка было агентство AnyWayAnyDay, после возникновения которого онлайн тревел агентства в РФ начали расти, как грибы. В Украине первое полноценное ОТА появилось только в 2010 году –Tickets.ua до недавнего времени было единственным более или менее известным украинским туристическим онлайн агентством.
- Диаметр пузыря символизирует величину объема рынка
- Положение пузыря на графике иллюстрирует глубину проникновения туристического онлайн бизнеса в стране (по оси Y) и темпы роста рынка (по оси X)
Отличия между российским и украинским рынками
В первую очередь эти два рынка отличаются между собой глубиной интернет-проникновения: в России оно всегда было выше (51%), чем в Украине (46%). Казалось бы, разница небольшая, но влияние, которое она оказывает на рынок онлайн тревел, очень существенное. Структура этих двух соседствующих рынков и тенденции их развития похожи, однако Россия далеко впереди.
Здесь нужно учитывать, что население России намного больше, чем население Украины. В РФ интернетом пользуется около 72 млн. человек, соответственно рынок онлайн услуг здесь гораздо значительнее, чем в нашей стране. Так в 2011 году его объемы в России составили 4 900 млн. дол., в Украине – 200 млн. дол. В 2012 году объемы рынка онлайн услуг в РФ выросли в полтора раза, составив 7 500 млн. дол., в Украине – 320 млн. дол. Ожидается, что в 2013 году в России объем дорастет до 10 400, а в Украине – 450 млн. дол.
Что общего у рынков онлайн тревел в России и Украине
Объем авиаперевозок быстро растет и в России (16-20% в год), и в Украине (20-25% в год). Конъюнктура перелетов и сегментация потребителей также очень похожи: россияне и украинцы летают преимущественно на курорты «в теплые края». Чаще всего это Египет, Турция, Таиланд, Греция. Самые горячие сезоны – лето и Новогодние праздники.
Что касается заказа услуг туристических онлайн агентств, примерно 50% потребителей как в России, так и в Украине ищут туры онлайн, но покупают оффлайн. Оплачивать услуги ОТА люди предпочитают банковскими картами (67%). Электронные деньги все еще малопопулярны (4%). Наличными рассчитываются 24% заказчиков, при помощи платежных терминалов – 5%.
Доля онлайн-продаж туристических услуг на Российском и Украинском рынках по сравнению с оффлайн сравнительно небольшая. В 2012 году только 16% туров было продано онлайн в России и 11% в Украине. Для сравнения, в Европе эта доля составляет 35-40%.