Известный российский аналитик Эльдар Муртазин в своем блоге опубликовал перечень советов для российских стартапов, которым кажется, что их недолюбливают на Западе – именно из-за страны происхождения. Советы Эльдара с полным правом можно применить и к украинским проектам.

“Отчего-то у многих молодых людей сложилось представление, что на западе бродят стада инвесторов, которые жаждут вложить деньги в разные проекты, но только не в российские. И это ущемление их прав, им кажется жутко несправедливым, а причины происходящего не очень волнуют”, – пишет эксперт. И перечисляет основные, по его мнению, причины, среди которых – незнание английского, непонимание мотивации инвестора, неумение реально оценить возможности своего проекта и т.д. Редакция AIN.UA предлагает основные тезисы его статьи о самых распространенных ошибках стартапов и о том, как этих ошибок избегать. 

  1. Незнание английского языка, даже на минимальном уровне. “Вам простят акцент, извинят за грамматику, но вы должны общаться и уметь доносить свои мысли. Без языка это невозможно. Если вы технический специалист и считаете, что достаточно знаете язык и сыплете терминами, то забудьте об этом”, – пишет Муртазин. Инвесторы, как правило, не понимают технический сленг, и как минимум, чтобы общаться с ними, нужно найти переводчика. Но с переводчиком та же проблема – он может не понять специфики проекта. Так что лучше изучать язык самостоятельно.
  2. Непонимание того, что нужно инвестору. “Перед тем, как рассчитывать на какие-либо деньги нужно провести домашнюю работу и узнать, какой объем инвестиций характерен для той или иной компании, какие проекты у них есть за плечами и насколько это совпадает с тем, что хотите предложить им вы”, – пишет эксперт. По его мнению, многие проекты опускают эту стадии работы и применяют “ковровую бомбардировку” инвесторов, когда одно и то же описание проекта предлагается всем.
  3. Нереалистичные оценки своего проекта. Инвестору нужно понимать, какие у проекта будут возможности для выхода, оценить возможные потери. Тот проект, который изначально продумывает варианты для случая неуспеха, вызывает больше доверия, пишет Муртазин. “Инвесторов не интересуют ура-лозунги, им важно понимание того, что они вкладывают деньги в реальный проект”, – считает эксперт. Лучше попробовать подготовить несколько сценариев – минимальный и оптимальный.
  4. Принятие условий, которые проект не устраивают. “Никогда не соглашайтесь на условия, которые вас не устраивают. Толка из этого не выйдет, а репутацию и карму, вы себе подпортите изрядно”, – советует Эльдар.
  5. Неверие в то, что можно найти финансирование за границей. Финансирование за границей найти можно, но нужно понять, что именно нужно команде. “Весь вопрос в том, что вам нужны не только и не столько деньги, но и помощь в продвижении, раскрутки проекта. Существуют менторы, существуют стратегические инвесторы — подходите к этому вопросу шире. Нарисуйте на листике бумаги то, что вы хотите получить”, – говорит эксперт.
  6. Постоянные жалобы. Последний совет Муртазина – никогда не жаловаться на то, что не удается найти финансирование: “Стартап, который плачет о том, что его не любят и зажимают, никогда не получит денег. Причина очень простая, это показатель того, что вы не способны пробивать головой бетонную стену. А это часто приходится делать в настоящем, реальном бизнесе”.