Дима Борисов, ресторатор: «Я не верю в Facebook, как эффективный канал коммуникации»
Бывший рекламщик, рантье, повар и владелец семьи ресторанов. Все это вехи биографии Димы Борисова, который после кризиса принял решение вложить $11 млн в свою мечту и запустить «семью ресторанов Димы Борисова». Многие коллеги по цеху шутят, что если постоянно размещать новости, касающиеся открытия нового заведения киевского ресторатора, то ленты новостей будут забиты сообщениями на гастрономическую тему. Дима Борисов любезно согласился пообщаться с обозревателем AIN.UA и рассказал, что для него значит ресторан, почему он верит только в персонифицированное общение в социальных сетях, что нужно делать для раскрутки заведения, а также какие сервисы стоит использовать в этих целях.
Почему ты решил заняться ресторанным бизнесом? Тебя можно назвать профильным инвестором, который понимает на какие идет риски или ценителем хорошей еды, обслуживания и сервировки?
Ресторан нельзя назвать бизнесом. Да, какие-то деньги генерируются, соблюдаются нормы рентабельности. Это живой организм, который очень зыбок с точки зрения фидбека от гостей. До недавнего времени в Украине можно было вложить $1 млн в ресторан, который будет входит в сеть и ждать возврата инвестиций от 5 до 10 лет, ведь 50% всего операционного дохода переходит владельцам сети. Результат по рынку показал, что это не эффективно. Зарабатывают все вокруг, кроме инвесторов. Согласно мировой практике, 95% ресторанов — семейный бизнес. Это персонифицированный бизнес, когда посетитель идет к конкретному человеку, будь он владельцем или поваром. Для меня это любимое дело. Я пришел в ресторан, потому что я с детства погружен в гастрономию и в итоге стал поваром. Мои гастрономические вкусы воспитывала бабушка. Мне нравилось высаживать различные культуры, углубленно подходить к этому процессу и наслаждаться этим делом.
Я не просто так пришел в ресторанный бизнес. На момент кризисного 2008 года у меня было около $11 млн «условного капитала». Я активно занимался недвижимостью, строил коттеджные городки. Когда грянул кризис, заниматься было нечем. Тогда я принял решение бросить все силы на любимое дело, которое я постоянно откладывал. Практически год мы с друзьями устраивали вечеринки у меня в доме на Осокорках, много друзей, я готовлю. В какой-то момент жена начала давать по шапке и поэтому, я в феврале 2010 года открыл ресторан «Барсук». Я повар, и строю всю концепцию ресторана вокруг ресторана, а не ресторанного проекта.
Сколько ресторанов входят в «семью ресторанов Димы Борисова»?
В данный момент действует «Барсук», Foodtourist, GastroRock, «Ботсад», Oxota Na Ovets, BabyRock, Pivbar. Есть фундаментальные вещи, которые в моем восприятии, должны быть в ресторане. Во-первых, это персонификация. Ты знаешь к кому идешь. Все знают моих шефов, все знают Диму Борисова. Так можно работать, если у тебя в управлении до 10 ресторанов. В Киеве у меня однозначно не будет более десяти ресторанов, хотя нереализованных форматов у нас более 20. Во-вторых, уникальное гастрономическое меню. К примеру, в Foodtourist можно заказать борщ в кочане капусты. Это фундамент с маркетинговым подходом, когда ты четко работаешь со спросом и аудиторией. Ресторан – это твой дом, а гости – твои друзья.
Ты уже ощущаешь возврат инвестиций?
Да, конечно. Раньше говорили что ресторан «раскручивается» 3-6 месяцев. Фигня это все. На самом деле уже в первый месяц ты получаешь плановые показатели. Если говорить об Oxota Na Ovets, то возврат инвестиций запланирован через год после открытия. Что касается остальных заведений, то этот срок – полгода. Средняя рентабельность ресторана по украинскому рынку составляет менее 15%. У меня она существенно выше, потому что 90% продуктов я выращиваю сам.
Когда ты планировал заниматься раскруткой своих ресторанов, позиционировались ли социальные сети в качестве основного канала коммуникации с аудиторией?
Не позиционировались и не позиционируются. Для меня Facebook – это мой онлайн-дневник и персонифицированная коммуникация с друзьями и подписчиками. Я никогда не поверю в то, что Facebook может эффективно работать как канал коммуникации. Я не готов отдать общение на аутсортинг digital-агентствам, которые не говорят моим языком. В этом нет смысла. На следующий день меня забанит половина френдов, потому что увидит по запятой, что это не Дима Борисов. Утопичность рекламистов, которые после смерти рекламного рынка переметнулись в digital, заключается в том, что они впаривают брендам псевдо-коммуникационный канал. Это не работает, потому что сила соцсети в том, что это персональная коммуникация между двумя личностями. Почему активно развивается Facebook? Потому что это честность на 100%. Эффективная коммуникация с использованием соцсети – это только честная, персональная коммуникация с френдом. Так произошло, что мне нравится описывать свою жизнь, постоянно быть на связи, пользоваться гаджетами. Я просто описываю свою жизнь. Это же является возможностью пригласить гостей к себе в рестораны.
В Facebook у тебя 4,9 тыс друзей и 3,7 тыс подписчиков. Этой аудитории достаточно для того, чтобы наполнять «рестораны семьи Димы Борисова»?
Весной этого года я решил заморочиться и сделать репрезентативную выборку по ресторанам, которые на тот момент были открыты. У меня получился показатель в 17% гостей, которые знают Диму Борисова, следят за его аккаунтами в соцсетях и посещают его заведения. Думаю сейчас эта цифра еще меньше. В ресторане Oxota Na Ovets, 98% людей шарахаются, когда я с ними здороваюсь. Они не знают кто я. Это звезды, политики, которые приходят ко мне благодаря сарафанному радио. К сожалению, по таким фундаментальным ценностям, как персонификация и продуманная стратегия на годы, среди настоящих ресторанов нет конкурентной среды. Мои условные конкуренты – это Савелий Либкин и Сергей Гусовский. Так как только они по-настоящему искренне общаются со своими гостями, они публичны и в рестораны ходят к ним. Но мы в разных городах и в разных сегментах работаем.
Но 17%, это мало…
Согласен. Остальные гости приходят по рекомендациям. Также у меня есть прослойка в 2-3% людей, которые сеют негативную информацию обо мне или моих ресторанах. Иногда, даже никогда не побывав у меня в гостях. Да и в Киеве особо ходить некуда. Везде одни «ресторанные проекты». До открытия «Барсука», я был от силы в 5 ресторанах в Киеве. И то, случайно.
Прибегал ли ты к прямой рекламе?
Нет. Условно промо есть, например – наша совместная программа в вечернем шоу на «Просто Радио». Или на телеканале «ТЕТ» программа «Крутоны», на которой мы готовим, обсуждаем гастрономические и около гастрономические темы. Да есть смысл коммуницировать, чтобы привлечь гостей, но в прямой рекламе нет смысла, потому что я испытываю проблемы с посадочными местами. Спрос превышает предложение. При этом, ресторан не зарабатывает такие деньги, чтобы тратить их на «псевдо-рекламу».
А как ты относишься к рекламе в социальных сетях?
Я в нее не верю и не вижу в ней смысла, ведь сам формирую маркетинговое сообщение в тот момент когда хочу, с определенной интонацией и контактами, привлекаю тэгом друзей. Если речь идет о бренде массового сегмента, то эта штука работает. Но это не относится к монобрендам и персональным ресторанам.
Сложно не согласиться с тем, что через какое-то время, спрос не будет превышать предложение…
Я так не думаю. Любой продукт, который создается, должен становиться лучше каждый день. Любая стратегия роста должна быть построена на улучшении того, что ты делаешь. Это бесконечность.
В Украине хорошо развита тема скидочных карт. Что ты планируешь внедрять в своих ресторанах?
В Европе этого нет. В данный момент мы запустили специальное мобильное приложение gastroFamily, которое позволяет получить баллы за чек в ресторане. Баллы можно обменять на стакан лимонада, ланч, стейк, бутылку вина, корпоратив и т.д. Приложение будет доступно для всех популярных платформ мобильных телефонов.
Помимо страницы в Facebook, у тебя есть персональный сайт. Через него ты тоже ведешь коммуникацию с аудиторией?
Нет. Сайт выступает в качестве персональной визитки, в которой рассказано обо мне, перечислены сервисы и предоставляемые услуги.
У тебя есть страничка «ВКонтакте»?
Нет. Это совершенно другая аудитория, которая не может позволить себе ходить в рестораны.
Привлекаешь ли ты блоггеров к раскрутке своих ресторанов?
Я работаю только с Темой Травкиным. Для меня он выступает в качестве технического эксперта. Я могу разобраться в собственных страницах на социальных сетях, но существует очень много технических нюансов. Нужно заводить команду технарей, которая будет заниматься этими вопросами. Но, пока мне это не нужно.
То есть раскруткой страниц твоих ресторанов в Facebook никто не занимается?
Нет. Опять же, в социальной сети зашкаливает мое личное присутствие. Все обращаются ко мне и хотят личного общения со мной. Это показатель персонифицированного канала коммуникации. Правда, недавно мы провели эксперимент. В гастро-кафе «Ботсад» живет свинья Настурция, которая ведет коммуникацию с пользователями в Facebook от своего имени Настурсция Ботсадовская. Я вижу, что активность увеличилась. Но это стеб.
Как ты считаешь, привлекателен ли геолокационный сервис Foursquare для ресторанного бизнеса?
Думаю что да. Однако этот сервис рассчитан на новаторов и увеличивает аудиторию всего на 20%. Это очень специфическая аудитория. Большинство посетителей не будут приходить в ресторан для того чтобы зачекиниться и получить наливку. Считаю, что для украинского ресторана Foursquare, как сервис, может быть интересен. Во-первых, он бесплатен. Во-вторых, он заточен на ресторане или продукте. Единственный минус – псевдо ценность. Если ты купил что-то и получил за это бонус – это ценность, а если ты просто отметился, что здесь находишься, нет. В то же время в прошлом году GastroRock был на первом месте по чекинам в украинском Foursquare среди ресторанов.
Существует ли залог успеха у ресторана, который общается с аудиторией посредством социальных сетей?
Существует. Это персональная и честная коммуникация с гостем. Я не представляю, чтобы Стив Джобс посадил кого-то на свою страничку и заставил отвечать на письма и сообщения.
Комментарии | 76
Нда, заголовок конечно…. Хоть бы цитату вырывали уже правильно. А то текст в кавычках в заголовке и текст в статье не совпадают.
Обидно, конечно, что он-лайн медиа идут путем офлайновых, и зарабатывают на том же…
А Артуру Оруджалиеву как главреду — откровенное фе. Коммент можете удалить, это лишь подтвердит мое мнение.
«Я никогда не поверю в то, что Facebook может эффективно работать как канал коммуникации. «. Упущено слово эффективно (эффективный).
Комментарии у нас не удаляют. Об этом говорилось десятки раз. Единственное исключения — нарушения закона и жесткие оскорбления:)
Про заработок — не очень понял. Или вы о том, что за эту статью заплатили? Нет, это обычный материал журналиста. А если вас статья чем-то не заинтересовала, то это не повод оскорблять, как минимум, человека, который ее подготовил.
Джинса, желтизна и Dropbox на шару — ассоциации с ain в последнее время.
Ничего личного. Рассматривайте это как конструктвную критику.
Зря Вы так, джинсу в данном материале и под микроскопом не найдешь.
Варианты заголовка из цитат интервью (интервью не читал, лишь просканировал):
Вариант 1: «Почему активно развивается Facebook? Потому что это честность на 100%.»
Вариант 2: Дима Борисов про аудиторию ВКонтакте: «Это совершенно другая аудитория, которая не может позволить себе ходить в рестораны.»
Вариант 3: «Я в нее (ain: рекламу в социальных сетях) не верю и не вижу в ней смысла»
Чувствуете разницу? Прочитают интервью не все, а заголовок увидят все, кто зайдет на аин. Почему бы не называть вещи своими именами, например «Известный рестораторор Дима Борисов о своем бизнесе и его (не)продвижении в социальных сетях.» или что еще угодно.
Кас. джинсы — речь не сколько об этой статье а в общем. Возьмите все статьи на аине про ВК и ФБ за последние несколько месяцев посмотрите их количество, глубину (какие написаны лишь бы написть, а какие по делу) и их тональность. И все станет очевидным.
Я понял, Вы «не за правду» и за социальные сети 🙂
Если без шуток, нападки к данному материалу мне лично кажутся не обоснованы и тем паче, не стоило упоминать джинсу если к данному материалу по данной части претензий нет. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
За джинсу, уважаемый, можно и в суд подать:)
Подавайте.
Только не ставьте в иске смайлик. Судьи не поймут. Говорю как человек с многолетним стажем.
И как, простите, человек с многолетним стажем не сумел отличить джинсу от добротного материала с интересным человеком? Что касается смайлика, есть такая поговорка: не говорите, что мне делать и я не скажу, куда вам идти 🙂
человек с многолетним стажем — это круто)) ваша фраза?
Чур только сам подавай 😀
😀
Объясните, в чем суть и в чем цель ваших коментариев?
Вот это уже конструктивно.
Кроме цели вставить свои 5 копеек и доказать собственную значимость есть цель сделать ain лучше. Почему нужно делать его лучше? Потомучто я читаю зарубежные ресурсы на эту тематику и, как мне кажется, есть куда лучше. Именно поэтому трачу свое время и обосновываю все свои коменты, например, вспомните мои коменты к посту http://ain.ua/2012/11/13/101305
Раз Вы не удаляете коменты и отвечаете на них, значит открыты к диалогу. Именно диалогом он-лайн и отличается от оффлайна, правильно?
Если Вы внимательно посмотрите мои коменты, то увидите, что они касаются лишь заголовка, а не самой статьи. Последнюю, как я уже говорил, не читал, и не коментил.
Действительно, я намекаю на джинсу, и не только в заголовке, а в редакционной политике. Поэтому и обратился в коменте к Вам. Почему у меня сложилось такое впечатление — обосновал. Что с моими коментами делать, если вообще что-то делать, — это Ваше решение.
До уровня угроз и.т.д. Вашего коллеги опускаться не буду. Для таких ситуаций есть идиоматическое выражение на англ.: Kids on the block.
Больше тратить свое время на данный пост не могу, да и думаю, что аину это не надо.
Удачи.
а даремно не читали, стаття цікава, а якби ви відвідали хоча б один з закладів Дмитра Борисова, то ви б все зрозуміли. Про нього і його заклади гріх не написати. Позитивніших місць, з гарним обслуговуванням в Києві не знайдеш.
знаю, посещаю, Диме риспект, и уверен, что интервью интерестное 🙂 Будет время, прочту. Лишний раз подтверждает, что в любой профессии, если занимешься ей с большим желанием можно достигнуть успеха. А с успехом придут и деньги. И от этого еще неприятнее читать вырванный из контекста заголовок поста.
интервью действительно интересное, честное. Прочтите, не пожалеете.
мне тоже показалось,что Дима Борисов фейсбук хвалит на самом деле, а из заголовка выплывает обратное) в целом интервью мне понравилось, хотя вот по публике вконтакте он проехался зря)
Артур, нормальная статья, нормальный заголовок, а то, что некоторым хочется до чего-то придраться, так это нормально, всегда найдется какой-то кекс, которому что-то не нравится.
Ну я ж не против придирок. Тем более когда по сути. Не знаю откуда в голове вообще миф, что 100% материалов у нас крутые. Проблемы есть, это нормально. Просто тут сразу и суть говно и джинса и коммент от анонима=)
Один я слово «придирок» прочитал не так?)
Удаляют) под проплаченными постами) например про мегого)) Не стоит говорить о том чего нет на самом деле.
Как хорошо, что всегда найдется кто-нибудь, кто обьяснит что все вокруг все делают не так. Работа неблагодарная и тяжелая, такая что самому уже что-то делать времени не остается.
а стартаперам Борисов рассказывал что начал свой бизнес с 50 тысяч которые взял в тумбочке)
Кстати да, помню такая сумма называлась, когда речь шла о Барсуке
А уточнялось на что пошли эти 50 штук, возможно речь шла о его РА?
не всі ж 11М пішли на ресторани. наприклад, оформлення приміщень в Борісова — відверто бутстреперське.
а що значить «бутстреперське»?
>>В Киеве у меня однозначно не будет более десяти ресторанов…
ше рік тому, в тому ж контексті, Діма називав цифру 5 🙂
ну так нормально! цену исключительностью завышает. Стратег 😉
Ошибка в слове «нравиться» — мягкий знак уберите (не публикуйте этот коммент)
насчет Вконтакте он ошибается) там достаточно людей, которые могут себе позволить ходить в рестораны каждый день.
ДаблКофе рестораном не считается
А МакДональдс?
Этот — да.
Всем бы ресторанам такое качество как в макдональдс:)
насчет макдональдса — друзья говорили,что в самих США туда ходит одна беднота и там очень грязно, как в забегаловках
А причем тут США?
У нас в макдональдсах чисто
Згоден. Аудиторія ВКонтакте стає все більш дорослою, їх статки також ростуть. Користуючсиь логікою, що ВКонтакте немає потрібної аудиторії, тому що вона молода, можно сказати, що Оноклассники — ідеальна соцмережа, де тусується більш всього людей, що можуть дозволити собі по ресторанам ходити 🙂
кто сидит в одноклассниках — вообще непонятно) но сеть не развивается, варится все с собственном соку, хотя надо отдать должное им, как первооткрывателям соцсетей на просторах постсовка
А с чего вывод, что сеть не развивается?
я неточно высказалась, имела в виду — сеть не растет
ключевой вопрос — насколько достаточно. Все познается в сравнении.
70% людей — 25-32 роки. Це достатньо? 🙂
2012/11/28 Disqus
пффф. Вы из какой сказки прибыли?
Ну… Дайте мені пару пруфлінків і я заберу свої слова назад 🙂
2012/11/28 Disqus
дайте пару пруфлинков обратного, вы же первые сделали заявление, даже с цифрами.
А я вот смотрю, что в основном школота и студентота там. Моя выборка (600+ френдов) может быть не репрезентативна, но 70% там явно не пахнет.
Ок, 60% — 25+ 🙂
Набагато менше? Не думаю 🙂
http://www.siliconrus.com/2011/07/nastoyashhie-dannyie-auditorii-vkontakte/
2012/11/28 Disqus
ну и где тут про 60% ?
Да, считаю, что 30% и не более там старше 25 лет.
а про количество активных из них я вообще молчу.
Де? Дивіться з самого верху на зображенні.
2012/11/28 Disqus
У меня хорошее зрение, спасибо. Аргумент не засчитан.
Бравіссімо, оце аргумент )) Хєхє 🙂
2012/11/28 Disqus
У тебя есть страничка «ВКонтакте»?
Нет. Это совершенно другая аудитория, которая не может позволить себе ходить в рестораны.
Мде… Вот не знаю смеяться или плакать)))
Какой-то «советский» подход. Посетители ресторанов — сплошь партийные дядьки от 50-ти, которые из техники признают только автомобиль на пассажирском сидении 🙂
а у Димы и нет своей брендовой страницы «Барсука» на facebook. И он продвигает свой бизнес в этой соц сети исключительно через свою профильную страницу, что в корне неправильно… поэтому пришлось отфрендиться.
а это что? https://www.facebook.com/BarsukRestaurant
Да ладно! Пора уже всем рассказать что статью заказал я дабы все узнали что Димончик работает с Травкиным!)
Я знав!!! ))
2012/11/29 Disqus
Доплати чуток и попроси ребят гиперлинк с имени поставить на http://ain.ua/tag/artem-travkin
Чуток?
Тема, ты должен мне очень много денег!
я думал это называется дружба)
Я об этом Диме и узнал из Фейсбука. А до этого о нем и не слышал,
По поводу того, что рынок рекламы рухнул, так в этом виноваты и социальные сети. Они виртуализировали рекламные сообщения, сделав их более личностными и превратив их мини информационные поводы для лайков.
Когда мы говорим о социальных сетях, то имеем в виду не саму рекламу, а пиар. Выстраивание и поддержание паблисити и репутации стали более эффективными, чем простое информирование.
спасибо за интервью, понравилось)
Диму Борисова знаю из соцсетей, никогда не была в его заведениях, но туда ходят мои друзья,
после этого материала захотелось посетить одно из его заведений)
Дмитрий, куда посоветуете сходить не очень состоятельному человеку, но желающему отблагодарить вас за честное интервью?
п.с. даже если материал заказной, пиар и джинса — сделано красиво, все по сути, рекламой не переборщили 🙂
У ПівБар, останній заклад. Чураско-бар 🙂
2012/12/1 Disqus
Да откуда вообще эти мысли про заказной вариант?
Не все так красиво и вкусно, как говорит Дима.был 3 раза в Охоте на овец-сильно накурено, вся одежда провонялась табаком и кухней а еду по 2 раза пределывали,горе повара так в конце еще комп заключил и вместо 1300 грн пытались надуть нас на 1500 грн. персонал еще тот…
Платежеспособную аудиторию Вконтакте трудно найти, легко потерять, и невозможно забыть.
ее там просто нет)
Блин, он жеж повар, что он знает про ИТ и соц.медиа? 🙂
«нет прямой рекламы» А ресторанные агрегаторы ресторан.уа, ресторания.ком.уа и т.д? Там рестораны Борисова очень даже размещаются
здраво мыслит Денис… Люди, Которые ходят в рестораны не будут искать сообщества или отзывы в соцсетях и на форумах
может есть специальная прога для накрутки лайков?
Дима,от вас такого не ожидали!Все думают что вы честный человек!а теперь пускай все знают!!МЫ РАБОТНИКИ ГАСТРОКАФЕ БОТСАД !!!Закрывая заведение вы пообещали выдать нам зарплату!ПРОШЛО ПОЛ ГОДА!!!!!ВЫ ТЯНУЛИ ВРЕМЯ,А ТЕПЕРЬ ГОВОРИТЕ ЧТО ВЫ НАС ДАЖЕ НЕ ЗНАЕТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!А нас около 20-ти человек персонала которые ждут свои деньги!!ВОТ ТАКОЙ ВОТ «УСПЕШНЫЙ» РЕСТОРАТОР ДИМА БОРИСОВ КОТОРЫЙ КИДАЕТ ЛЮДЕЙ!!!!!!