Как развивается рынок онлайн-заказа продуктов в Украине: LavkaLavka – доставка фермерских продуктов

11 декабря, 2012, 10:43 2138

Рынок онлайн-заказа продуктов питания в Уанете сегодня представлен сайтами-агрегаторами и собственными интернет-магазинами крупных продуктовых сетей, причем первые сотрудничают преимущественно с крупными ритейлерами. Специфические направления, такие как фермерские продукты, можно выделить в отдельный сегмент этого рынка, и здесь модель работы агрегатора несколько иная.

Сегодня в Украине здоровая и экологически чистая пища становится модным трендом, а фермерские продукты позиционируются как премиальные группы товаров. Сервис онлайн-заказа и доставки фермерских продуктов «LavkaLavka.Київ» работает с маленькими семейными предприятиями, ориентируясь не только на бизнес – в ней также сильна социальная составляющая. Интервью с руководителем проекта Кириллом Семеновым AIN.UA продолжает серию материалов о том, как развивается рынок онлайн-заказа готовой еды и продуктов питания в Украине.

Как в Украине развивается сегмент заказа еды и продуктов через Интернет? Как вырос ваш проект?

Заказ продуктов питания  онлайн – достаточно новое направление бизнеса в сети. Сегодня клиенты привыкли покупать технику и электронику через Интернет, а вот заказывать таким образом еду (мы не говорим сейчас о доставке пиццы или суши) – это нечто новое и экзотическое.

Мне сложно ответить на вопрос о росте рынка онлайн-заказа фермерской продукции, поскольку мы начали активно работать только в августе-сентябре 2012 года. В целом сегмент фермерских продуктов показывает рост интереса со стороны потребителя. Это касается как традиционных каналов сбыта, так и коротких цепочек поставок, например, интернет-магазинов.

Что касается проекта, сейчас мы обрабатываем порядка 20-30 заказов в неделю. Средний чек – 700-800 грн. Наша база фермеров постоянно растет – на сегодняшний день у нас 11 поставщиков. И, если вначале нам приходилось долго рассказывать потенциальным партнерам о том, что такое LavkaLavka, то сейчас к нам уже стоит очередь из желающих с нами работать.

Проект стремительно развивается, и в следующие 2 года у нас в планах выход в другие украинские города-миллионники. Приоритет – это восток страны.

Насколько эта специфическая ниша заполнена игроками? Выделите ваших главных конкурентов

На украинском рынке экологических и фермерских продуктов можно выделить нескольких игроков. Во-первых, это сети, которые почувствовали тренд и вводят в ассортимент такие премиальные группы товаров (флагман здесь – Сильпо).

Во-вторых, это похожие на нас проекты –как агрегаторы, так и сами производители – Вилла Роз, НатурБутик, Эколавка.

Что, по-вашему, сегодня тормозит развитие сегмента онлайн-заказа фермерских продуктов?

Основная проблема при заказе продуктов питания через интернет – это как раз контроль качества. Если заказанный в интернет-магазине мобильный телефон или гаджет не работает – ты можешь его вернуть или поменять. А что делать в таком случае с творогом? Как проверить, что в молоке отсутствуют антибиотики? Отсюда скептическое отношение потребителей к подобным проектам, и это тормозит развитие сегмента.

Чтобы нивелировать недоверие клиентов, мы ввели принцип Клиентского контроля Качества. Заказчик получает гарантию: если ему что-то не понравилось, мы либо меняем продукт на новый, либо возвращаем деньги и не задаем лишних вопросов.

В чем заключается ваша стратегия привлечения клиентов? Откуда они к вам приходят?

Традиционные медиа не позволяют охватить нашу целевую аудиторию. Вернее , стоимость рекламного контакта , а тем более стоимость получения клиента будет настолько высокой, что это на данном этапе развития проекта просто экономически нецелесообразно. Мы «ловим» наших клиентов по-другому.

Основным каналом коммуникации для нас является сайт и страничка в Фейсбуке. Мы также запускаем несколько партнерских проектов с интернет-ресурсами на кулинарную тематику. Один из них сайт «Шеф Повар».

Оффлайн активность у нас сосредоточена, в первую очередь, на мероприятиях, которые соответствуют нашему видению. Мы участвовали в фестивале здоровой еды Best Food Fest. А в конце декабря мы будем участвовать в Теплой Ярмарке в Мистецком Арсенале.

Какова специфика проекта LavkaLavka? В чем его неповторимая «фишка»?

Мы хотим вселить украинскому фермеру уверенность в том, что он может достойно зарабатывать. Сегодня до 50% молочного сырья на заводы все еще поставляется домохозяйствами. В селах  сдают молоко за копейки, причем цена закупки в сезон может падать ниже, чем 1.80 грн. за литр. Мы же платим до 6-8 грн. за литр, в зависимости от объема поставок и удаленности фермы от города.

Для горожан наш проект – это способ укоротить цепочку поставок, получать качественные продукты, в которых они уверены, поскольку знают, как были выращены овощи/фрукты, чем кормили животных и птиц.

Нашими ключевыми конкурентными преимуществами являются прозрачность происхождения продуктов. Мы предоставляем полную информацию про фермера – любой желающий может приехать к нему и посмотреть в глаза той корове, чье молоко он будет покупать. Мы сами проводим регулярные инспекционные поездки – без нашего визита на ферму продукт не появится в продаже.

Расскажите про вашу бизнес-модель

Бизнес-модель очень простая: наш сотрудник ездит по Киевской, Черкасской, Полтавской, Житомирской областям и ищет фермеров, которые отвечают нашим требованиям качества. Когда мы полностью уверены в поставщике – делаем подробный рассказ о нем, заводим на сайте профиль, и продукция появляется в продаже.

В зависимости от того, сам фермер привозит свою продукцию или мы ее забираем, фасует он или мы, формируется себестоимость, по которой мы совершаем закупку. В итоге, фермер забирает 50-70% от выручки, остальное уходит на оплату услуг нашего персонала.

Сколько было инвестировано в ваш проект с момента запуска? Вышли ли вы на точку безубыточности?

Вопрос инвестиций – это вопрос стоимости франшизы и начислений по роялти, а также операционные затраты плюс инвестиции в помещение и оборудование. Точные суммы мне бы не хотелось  раскрывать – это порядка нескольких десятков тысяч долларов. Что касается безубыточности, то мы близки к ней. Планируем, что в новом году будем работать уже с прибылью.

Читать больше