21 декабря в Киеве прошел Startup Crash Test #32 в новом формате. Сначала команды Petcube и ReadytoTravel представляли свои проекты двум инвесторам: Александру Ольшанскому («Интернет Инвест») и Дмитрию Лисицкому (United Online Ventures), 10 минут отводилось на саму презентацию, еще 10 минут – на вопросы и комментарии инвесторов. Экспертного обсуждения, как было заявлено изначально, не получилось, поскольку из экспертной панели был только Денис Довгополый, (BVU Group), который в конце первой части подвел итог презентациям.
Во второй части прошла презентация двух проектов – Knigotopia.ru и Certo – в стандартном формате: сначала рассказ о проекте, затем сессия вопросов и ответов из зала.
Первая часть: инвесторы общаются с предпринимателями
1.Petcube
Проект Petcube уже известен читателям AIN.UA – не так давно редакция публиковала интервью с создателем робота для домашних животных Александром Нескиным. Если вкратце – сначала Александр решил собрать прототип робота, который будет играть с его собакой Рокки, пока его нет дома, с помощью лазерной указки. Проект получился удачным, и Александр решил сделать из него бизнес. Управлять роботом можно из веб-интерфейса или из приложения, можно давать к нему доступ друзьям.
Команда ориентируется на рынок США (20% владельцев домашних животных там оставляют включенным ТВ или радио, чтобы питомцы не скучали, всего 62% населения владеют домашними животными). Робота предполагается продавать по $100-200 (в производстве – $40-60), девайсы от конкурентов стоят по $700. Пользователь месячной подписки сможет покупать дополнительные возможности (запись роликов игр, уведомления о том, что питомец проснулся и т.д.). Команда проекта хочет в марте выйти на Kickstarter, в марте-апреле 2013 года привлечь инвестиции, в мае – начать маркетинговую кампанию в США.
Лисицкий спросил у представителей Petcube, насколько часто сами основатели пользуются своим девайсом. Ольшанский согласился с этим вопросом: “Вряд ли кто-то будет регулярно играть с домашним животным. Почему вы не рассматриваете вариант выпускать не готовое устройство, а конструктор, к примеру, из 5 устройств, каждое из которых отвечает за одну функцию: видеонаблюдение, 3G-связь, Wi-Fi и т.д”. Он посоветовал команде задуматься над более широким применением такого устройства, чем просто игра с питомцами. Например, такой девайс можно использовать для видеонаблюдения. Александр Нескин согласился с советом и отметил, что команда действительно рассматривает Petcube не просто как игрушку, а как платформу для систем “умного дома”.
Дмитрий Лисицкий также посоветовал попробовать продавать своих роботов в магазинах с разными электронными “приколами”, которые достаточно популярны в США.
2. ReadytoTravel
Вторым проектом, который представлял инвесторам Владимир Дубинин, стал харьковский ReadytoTravel (сейчас работает альфа-версия). Этот сервис предлагает опытным путешественникам альтернативные маршруты. Он работает, фактически, как аналог поиска по базам самолетных, автобусных рейсов, расписаниям поездов (например, команда работает с базами Tickets.ua, Bravoavia). При вводе пункта отправления и назначения пользователь получает скомбинированный маршрут – самый дешевый из возможных, как утверждают разработчики.
Основным замечанием со стороны Александра Ольшанского стало то, что для проекта очень важен контроль качества результатов. Как отметил инвестор, одна из глобальных проблем любой поисковой машины: это оценка качества своей работы. И проекту нужно оценивать, во-первых, улучшение/ухудшение сервиса при каждом изменении, во-вторых – возможные риски от ошибок сервиса для самих пользователей. “Когда Google выдал не ту ссылку, это не очень страшно, а когда мобильные карты Apple завели вас в пустыню в Австралии – это уже проблема. Не станьте Apple Maps”, – посоветовал он.
Владимир ответил, что планируется собрать пул из опытных путешественников, предложить им использовать сервис и собрать отзывы о том, как это работает. Также, проект построен по определенной системе правил собранных от экспертов по туризму, о том, какой должен быть маршрут, чтобы по нему удобно было проехать.
Дмитрий Лисицкий обратил внимание на продвижение проекта и привлечение пользователей. Сейчас путешественник либо сразу идет на любимый туристический сайт, либо ищет, как доехать, в Google, так что команде ReadytoTravel нужно серьезно заняться SEO, например, по низкочастотным запросам.
Денис Довгополый провел черту под обеими презентациями, отметив, что первая команда была подготовлена лучше и ей задавались более адекватные вопросы, второй проект получил не всегда конструктивные отзывы.
Вторая часть: предприниматели представляют свои проекты
1. Knigotopia.ru
Проект Knigotopia.ru представлял его руководитель Александр Дятлов. “Все из вас знают, кто такой Стивен Кинг. Свои последние книги он опубликовал только в электронном формате. Почему он так сделал? Так он может начать продажи сразу после написания книги”, – так Александр начал презентацию.
Knigotopia предлагает писателям размещать свои тексты на сайте в любом формате и продавать их, а также получать отзывы от читателей. Есть возможность собирать пожертвования на книгу, которая только еще будет написана. Сайт предлагает издательствам перенаправлять тот поток авторов, который в самом издательстве отфильтровывают, на Knigotopia. Когда авторы уже опубликуют свои творения, издательства смогут смотреть на рейтинги и выбирать себе авторов для публикации.
Сервис планирует зарабатывать на комиссиях с продаж, пожертвований, планируется также продавать дополнительные сервисы – верстку, иллюстрации, проводить тренинги, зарабатывать на рекламе.
Основные замечания из зала касались защиты интеллектуальной собственности на таком сайте. К примеру, как будет проверяться автентичность загружаемого и продаваемого контента? Как уже опубликованный контент будет защищен от копирования и т.д. Дятлов отметил, что в правилах ресурса вся ответственность за плагиат в текстах возложена на пользователей.
2.Certo
Второй проект Certo.com.ua, который представлял Андрей Сус, является системой-лидогенератором в сфере кредитования. Проект в полноценном режиме работает уже около года, среди клиентов – “Русский стандарт”, “Альфа-банк”, “Дельта банк” и другие банки.
“Мы собираем заявки на кредитование, проверяем их собственными ресурсами и продаем заявки банкам. С одной стороны, помощь заемщику найти предложение, с другой стороны, кредитные структуры получают поток качественных клиентов”, – рассказал Андрей.
По его словам, рынок кредитования в Украине за год вырос на 10-12%, сейчас на рынке работает не менее трех систем по сбору лидов, но на рынке “не тесно”, поскольку банкам требуется фактически неограниченное количество заявок.
Привлечение одного пользователя обходится системе в 10-20 грн, примерно столько же банки платят за лид, но при этом одна заявка отправляется в несколько банков. В месяц система отправляет банкам около 10 тыс. качественных (т.е. проверенных колл-центром) заявок.