Завершается 2012 год, для украинского интернета он был богат как потрясениями, так и открытиями. Всего за год: силовики успели закрыть и открыть крупнейший файлообменник EX.UA, налоговая провела обыск в “Розетке”, интернет-аудитория перевалила за 50% населения, Google купил украинский стартап Viewdle за сумму около $32 млн, прошли две крупнейшие конференции Уанета – IForum и IDCEE-2012. Подводя итоги года, редакция AIN.UA спросила Александра Ольшанского из “Интернет Инвест”, Дмитрия Шоломко (“Google Украина”), Юлию Марищук (украинская Allegro Group) и Максима Хомутина (United Online Ventures) о том, как развивался украинский интернет в уходящем году. Эксперты отвечали на такие вопросы:

  • Какие основные тендеции уходящего 2012 года в украинском интернет вы можете отметить?
  • Как отразилась на интернете общая экономическая ситуация и настроения в стране?
  • Какие ключевые события прошлого года в Уанете вы можете выделить?

Юлия Марищук, глава “Allegro Group Украина”

Из первоочередных тенденций года следует выделить стремительный рост сейлс-клубов. Так, например, в начале года шоппинг-клуб ModnaKasta был малоизвестен в Украине, сейчас же – это стартовая страница в браузерах многих украинских модниц. Кроме того, стоит отметить постоянно прогреcсирующий интерес граждан к онлайн-торгам в целом. Украинцам нравится покупать и продавать в Сети, и количество таких онлайн-пользователей все время увеличивается. Подтверждение тому – значительные темпы роста, с которыми заканчивает год проект Aukro.ua.

Если говорить об общей экономической ситуации, во время любого кризиса или стагнации в стране наблюдается значительный приток новых продавцов в онлайн-бизнес, что, в свою очередь, приводит к увеличению количества покупателей. Политическая же ситуация, включая попытки регулирования интернет-отрасли, не оказала сколь-либо значительного влияния на рынок электронной коммерции.

Говоря о ключевых событиях 2012 года, в первую очередь, могу отметить громкий конфликт крупных украинских проектов e-commerce с государственными органами, который был урегулирован обеими сторонами. Кроме того, в 2012 году оборот рынка электронной коммерции Украины превысил 1 миллиард долларов, как мы и предполагали в начале года.

Александр Ольшанский, президент холдинга “Интернет Инвест”

Из интересных тенденций уходящего года могу назвать все-таки, несмотря ни на что, развитие стартап-движения. В прошлом году по этому вопросу был определенный скепсис у многих, в том числе и у меня. Этот год показал, что эта индустрия начала развиваться и у нас тоже.

Если говорить о рекламе, сейчас основная тенденция здесь – это всевозможный ремаркетинг и ретаргентинг, то есть, попытки “выловить пользователя”, подстраивать рекламу под поведенческие схемы. Это дает повышение конверсии, сейчас этим занимаются очень многие, веб-разработка тоже сфокусирована на подобных вещах. Глобально все движется в сторону так называемого RTB – real time bidding. Смысл этого понятия такой: когда пользователь приходит на какой-то сайт, большая рекламная сеть об этом пользователе уже многое знает. И, грубо говоря, выставляет этого пользователя “на торги” в реальном времени между рекламодателями на основании сотни параметров. Побеждает тот, кто предлагает больше, он и показывает пользователю свой баннер. А в продвинутых системах под конкретного пользователя еще и модифицируется веб-страница. Но это все дорого и сложно, если RTB в Украину придет через 2-3 года, то модификация веб-содержания появится через 3-4, и то у самых продвинутых.

Основные тенденции в социальных медиа: соцсети растут и будут продолжать рост и в 2013 году. При этом я прогнозирую значительное укрепление G+. К этой сети сейчас все скептически относятся, но я думаю, что в 2013-2014 году эта тенденция поменяется. Я думаю, что Google “пленных не берет”:). Они сынтегрировали в этой сети огромное количество сервисов, и этот потенциал должен дать эффект. SMM и SEO-услуги будут и далее диверсифицироваться и усложняться.

Общеэкономическая ситуация довольно плохо отражается на интернете, на онлайн-бизнесе, потому что по-прежнему, если появляется более-менее успешный проект, он старается быстро из Украины уехать. Кроме того, сейчас уезжает за рубеж достаточно много специалистов. Ситуация, в общем, не очень хорошая. Я уже очень много раз говорил, что весь IT-бизнес (и не только IT, а любой бизнес, связанный с нематериальной экономикой) гораздо более чувствителен к колебаниям экономической среды, инвестиционного климата, чем традиционный.

О ключевых событиях уходящего года, если честно, не хотелось бы говорить.

Дмитрий Шоломко, директор “Google Украина”

Одной из ключевых тенденций в уходящем году стал рост активности интернет-пользователей на новых направлениях, таких, как онлайн-видео. Это связано с тем, что качество доступа в сеть в Украине продолжает улучшаться, что способствует большему распространению и росту популярности таких сервисов. Это в той же мере касается использования мобильного интернета.

Не могу сказать, чтобы общеэкономическая ситуация как-то отразилась на развитии интернета. У украинских пользователей те же желания и потребности, что и у пользователей всего мира. Стоит отметить тот факт, что несмотря на засилие политических событий в стране, в интернете люди не ищут политику и не интересуются политикой.

Если говорить о важных событиях года, у меня весь год был наполнен запуском важнейших больших и маленьких сервисов Google в Украине: весной Street View и “Навигация”, летом – Картограф (Map Maker), запуск украинского YouTube. Также мы запустили очень много небольших сервисов и доработок к уже существующим службам Google. Это и были для меня ключевые события в 2012 году.

Максим Хомутин, коммерческий директор United Online Ventures, глава сейлс-хауза DigiMedia

Главная тенденция этого года – структуризация рынка. В 2012 году произошел ряд крупных объединений, поглощений и приобретений среди интернет проектов и рекламных агентств, также открылись новые сейлз-хаузы. Картина украинского интернет-рынка в 2012 достаточно сильно отличается от 2011 года.

Если говорить о влиянии экономической ситуации на рынок, наблюдается определенный спад активности рекламодателей. Традиционное осеннее-зимнее оживление в этом году наступило чуть позже обычного и чуть в меньшем объеме, чем рынок рассчитывал. Сказалось ожидание кризиса.

Расскажу о событиях, свидетелем и участником которых был я лично – появление на рынке вначале сейлз-хауза Digi Media, который обслуживает значительное число топовых украинских сайтов. Затем рождение интернет холдинга United Online Ventures, объединившем в себе три крупных украинских портала (I.UA, Bigmir.net, Tochka.net) . Эти два события, на мой взгляд, значительно изменили рынок в 2012 году. Также хочу отметить появление нового формата видео-рекламы в Уанете – content-roll, во многом этому способствовал повышенный интерес рекламодателей к видео-форматам и недостаток инвентаря в существующем инструментарии. Надеюсь, этот формат станет стандартом в скором будущем.