По итогам 2012 года основными тенденциями украинского интернет-рынка стали развитие стартап-движения, рост шоппинг-клубов и социальных сетей, активность пользователей в потреблении онлайн-видео. Редакция AIN.UA решила выяснить, как Уанет будет развиваться в Новом году, на какие ниши следует обращать внимание предпринимателям и к каким рискам им стоит готовиться. Александр Ольшанский из “Интернет Инвест”, Дмитрий Шоломко из “Google Украина” и Юлия Марищук из Allegro Group поделились своими прогнозами на 2013 год относительно того, куда будет двигаться Уанет.

Юлия Марищук, глава “Allegro Group Украина”

В тренде будут мобильные приложения. Так, в развитых странах более 30% онлайн-покупок совершаются через мобильные устройства. Все признаки указывают на то, что и украинский рынок движется в этом направлении, и все больше людей будут покупать в интернете через приложения.

Все так же интересны для украинских покупателей будут и сейлс-клубы. Эта модель отлично подходит для нашего рынка и будет демонстрировать рост в новом году. На развитие рынка может в значительной мере повлиять выход полнофункциональной платежной системы. Это повысит уровень доверия украинцев к интернет-покупкам, не говоря уже о скорости и удобстве совершения транзакций.

Риски будут всегда, и в первую очередь – выход на рынок крупных опытных конкурентов. Но в этом есть и положительные стороны – выход конкурента взбодрит рынок, заставит остальных предлагать пользователю новые, уникальные продукты и решения.

Александр Ольшанский, президент холдинга “Интернет Инвест”

Если в мировом масштабе, то в следующем году появятся очки от Google, это очень серьезная заявка на следующий виток развития технологий, сопоставимый по своим масштабам с изобретением персонального компьютера или смартфона. Что из этого получится, пока не известно. Но в течение года станет понятно, насколько удачной будет эта революция.

В области интернет-коммерции, скорее всего онлайн-магазины будут активно двигаться в нетрадиционные для себя секторы рынка, поскольку традиционные сейчас заняты. Традиционные секторы для e-commerce –  это любые товары, которые можно сравнить между собой по номеру: бытовая техника, компьютеры и т.д. Все, что плохо сравнивается по номеру (одежда, еда, обувь, бытовые товары) – это менее традиционные группы для онлайн-коммерции.

Новые риски могут появиться когда угодно, готовиться к ним бесполезно. По большому счету, мне кажется, что следующий год будет годом достаточно быстрого развития, но я не предвижу никаких революций. Думаю, что индустрия стартапов будет набирать обороты, несмотря на тяжелый инвестклимат. Я действительно в прошлом году испытывал серьезный скепсис по поводу стартапов, в общем-то испытываю его и сейчас. Но, тем не менее, должен признать, что жажда наживы сильнее здравого смысла:). То есть, стартап-движение развивается и будет развиваться. Просто надо быть готовым к тому, что любой стартап имеет в 10 раз больше шансов погибнуть, чем выжить, в связи с этим инвестор тоже должен очень четко понимать, куда именно он вкладывает деньги. Я призываю инвесторов трезво оценивать риски. Призы здесь тоже немаленькие, но о рисках забывать не стоит, стратегия должна быть инвестиционно-взвешенная.

Дмитрий Шоломко, директор “Google Украина”

Будут развиваться все новые направления вокруг онлайн-видео, мобильного доступа, социальных сервисов. Можно ожидать большего интерактива, сложных кросс-платформенных продуктов и рекламных кампаний вокруг таких сервисов. Думаю, так же можно ожидать развития платных сервисов вокруг контента. Из серьезных бизнесов я ожидаю роста онлайн-финансов и банковской деятельности в интернете.

Если говорить о возможности появления новых рисков, думаю, следует быть готовым к появлению новых инициатив со стороны государства по внедрению контроля над Сетью – это допущение следует так же и из международной активности правительств многих стран по установлению контроля над некоторыми сегментами интернета.