С момента своего пика, акции компании Apple упали в цене на 25%. Многие факторы способствовали этому. Но нет более важного чем этот: Apple растеряла свое преимущество. Это означает, что компания, которая еще 5 лет назад была безоговорочным лидером сразу в нескольких сегментах, сейчас таковой не является.
Конечно, она по-прежнему – наиболее ценная и прибыльная компания в мире, дизайн и производство продукции, а также дистрибуция работают на высоком уровне. На протяжении последних 5 лет Apple cделала сама себя лидером ряда сегментов и несколько лет назад начала сдавать позиции. В некоторых областях компания, и вовсе, отстала:
- Смартфоны. Apple заново изобрела смартфон, когда выпустила в 2007 свой первый iPhone. За первые 5 лет своего существования, этот гаджет был однозначно лучшим смартфоном на рынке. Сейчас многие потребители считают, что Google Nexus и Samsung Galaxy S3 лучше, чем iPhone 5. С учетом выпуска Galaxy S4, разрыв между южнокорейской и американской компаниями, может только увеличиться.
- Планшеты. Можно сказать, что компания, основанная Стивом Джобсом, ввела такой термин, как планшетный компьютер. В первые несколько лет, iPad был на рынке один. Он по-прежнему остается лидером среди планшетных компьютеров, но Apple запоздала с выходом на рынок небольших планшетов. В результате, компания потеряла драгоценное время и долю рынка. В попытке сохранить свою прибыль, Apple пошла на технические компромиссы в iPad Mini, которые разочаровали фанов “яблочной продукции”.
- Цена. Когда на рынок вышли iPhone и iPad, Apple стала лидером не только по функциональным характеристикам гаджетов, но и по их цене. Компания предлагала лучшие продукты по самым высоким ценам. Смартфон iPhone по-прежнему продается дорого, а компания Apple сдала позиции на развивающихся рынках компании Samsung. К тому же, новый iPad Mini продается гораздо дороже, чем другие планшеты его сегмента.
- Доля рынка. Если с выходом iPhone, Apple создала новый сегмент смартфонов, то еще несколько лет лидерства ей гарантированы. То же самое происходит и с рынком планшетных компьютеров. Из-за своего решения фокусироваться на премиальном сегменте, глобальная доля рынка Apple в этих двух сегментах, заметно снизилась. Сейчас рынок гаджетов – это рынок приложений. Поэтому, доля рынка очень важна.
- Облачные сервисы и приложения. Владея магазином App Store с разнообразием приложений, компания Apple прозевала развитие экосистемы облачных технологий. После проблем с картографическим сервисом и снижения инновационных разработок, Apple уступила Google, Dropbox, Evernote и другим компаниям, которые демонстрируют агрессивную стратегию развития. Чем больше людей используют приложения сторонних разработчиков, тем менее важны гаджеты Apple в качестве платформы.
В прошлом году компания Apple замедлила процесс выпуска нового продукта Apple TV. Аналитики не ожидают увидеть новый гаджет до осени этого года. В то же время, каждая крупная технологическая компания в мире пытается превзойти Apple. Таким образом, усилия, потраченные на запуск этого продукта могут не оправдаться, а предложенная цена – будет очень высока. Следующие несколько лет будут очень интересными. Особенно с учетом того, что в этом году компания Apple переживает веху своего развития под названием “после Стива Джобса”.