2013-01-15 17_07_21-AR23D Agency - 3D Augmented Reality Solutions for iPhone, iPad, Android, BlackBeМалоизвестная украинская компания с витиеватым названием AR23D имеет здоровые амбиции. Ее основатель и совладелец Виталий Гончарук рассчитывает занять 10% мирового рынка дополненной реальности. Если верить оценкам исследовательской компании Research and Markets, до конца 2015 г. его объем составит ни много, ни мало $3 млрд.

Перспективной технологией, о которой впору писать научно-фантастические романы, Гончарук начал заниматься сравнительно недавно. Перед тем как найти свою нишу, он прошел путь от сферы M&A в компании Ya-Group и строительного бизнеса в «Прогресс-строй» до оценки работы социальных сетей в Social Catcher и консалтинга в GOST Management. В 2009 г. он основал аутсорсинговую компанию Viactivity, которая за три года реализовала свыше 40 проектов в сфере разработки мобильных приложений для платформ iOS, Android, BlackBerry и Windows Phone. В основном для зарубежных заказчиков.

«Мы решили уходить из сферы аутсорсинга, потому что в этом бизнесе увеличение доходов происходит только за счет наращивания количества людей», – рассказывает Гончарук. Если час разработки мобильного приложения обходится заказчику в $50, то стоимость разработки технологии дополненной реальности в 3-4 раза выше. Так в 2010 г. появилась новая компания AR23D, которая начала специализироваться на дополненной реальности.

Дополняя реальность

Дополненная реальность – сравнительно новая технология. Термин предложил исследователь компании Boeing Том Кодел в 1990 г., спустя 10 лет начали появляться первые приложения. Дополненная реальность совмещает виртуальную и реальную картинку, и в основном используется в киноиндустрии и маркетинге.

Например, на странице журнала размещен QR-код или картинка. При наведении камерой на изображение накладывается 3D-модель, и получившийся результат выводится на экран смартфона или планшетного компьютера. Технология дополненной реальности стала частью многих фильмов, где реальная картинка совмещается с виртуальной.

Генеральный директор киевской компании Trinetix, которая также занимается разработкой технологии дополненной реальности, Александр Строжемин считает, что украинский рынок уже вышел на показатель в $1-2 млн в год. «В ближайшие 2-3 года его объем составит десятки миллионов долларов», – уверяет топ-менеджер. С помощью дополненной реальности его компания успела «оживить» устройства бытовой техники для промо-кампании сети супермаркетов «Фокстрот» и научила летать виртуальную чашку с чаем для торговой марки Lipton.

По признанию Гончарука, поначалу его компания располагала примитивными технологиями. В портфеле фигурировала только начальная версия приложения 3D Augmented Reality, затраты на разработку которой составили $50 000, и мобильная игра AirBasketball. Первый продукт позволял демонстрировать 3D-модели, второй – играть в виртуальный баскетбол.

Счастливый билет

Реклама по-прежнему остается двигателем торговли, в этом убедился и Гончарук. «Два года назад ко мне обратились представители Kerner Group с предложением протестировать нашу технологию в сфере дополненной реальности», – вспоминает генеральный директор AR23D. Оказывается, американцы узнали об украинской компании благодаря размещенной в интернете рекламе.

CEO AR23D Виталий Гончарук

CEO AR23D Виталий Гончарук

Kerner Group принадлежит группе инвесторов во главе с австралийским предпринимателем Эриком Эдмедесом, которая несколько лет назад приобрела пять подразделений студии Industrial Light & Magic. 16 премий «Оскар» за лучшие визуальные эффекты («Терминатор 2: судный день», «Парк юрского периода», «Пираты карибского моря») и 20 за технические достижения – такой внушительный послужной список легендарной студии с мировым именем, основанной в далеком 1975 г.

Industrial Light & Magic является детищем известного режиссера Джорджа Лукаса, который в 2006 г. предпочел сосредоточиться на цифровых визуальных эффектах и продал студию пулу инвесторов во главе с Эдмедесом.

Гончарук рассказывает, что его технология используется для производства мобильных игр, на базе уже выпущенных фильмов. Так, благодаря украинской технологии дополненной реальности, увидела свет игра Kill Zombie, сюжет которой основан на ряде голливудских фильмов ужасов. В ноябре прошлого года компания AR23D должна была выпустить мобильный шутер, основанный на популярном голливудском блокбастере, название которого Гончарук назвать отказался, ссылаясь на договор о неразглашении. Работа над проектом продолжается.

«Мы искали партнера, и компания AR23D впечатлила нас своей технологией, креативностью и рабочей этикой», – ответил на запрос AIN.UA основатель GPIXA и генеральный директор Kerner Group Эрик Эдмедес.

Предложение, от которого нельзя отказаться

Kerner Group понадобился год, чтобы окончательно убедиться в перспективности разработок AR23D. Американцы тестировали браузер дополненной реальности GlorAR, который позволяет разместить 3D-объекты, а также дополнительный контент в виде аудио- или видеозаписей, и текста, в пространстве. Фактически, технология создает наиболее полное ощущение присутствия.

mzl.ydtvhtrw.1024x1024-65

Браузер дополненной реальности GlorAR

При этом, приложение не основывается на старой маркерной технологии, а работает только по GPS-координатам. За счет невысокой цены и качественной разработки, технология AR23D выигрывает у конкурентов, считает Гончарук. Контракт на лицензирование этой технологии на территории США удалось заключить в 2011 г.

В AR23D рассказывают, что помимо мобильных игр, GlorAR может быть полезен архитектурным бюро, которые хотят показать заказчику 3D модель его будущего дома. Также браузер дополненной реальности может послужить хорошим помощником компании, которая хочет показать посетителям выставки прототип будущего продукта. Для этого, необходимо загрузить 3D модель виртуального аналога в GlorAr и показать своим будущим клиентам на планшетном компьютере iPad.

За полгода до оформления сделки украинским бизнесом начали интересоваться иностранные инвесторы. Гончарук говорит, что попытки вести переговоры предпринимали китайский венчурный фонд TMI и e.ventures. «Я чувствовал этот рынок лучше и понимал, что через год компания будет стоить дороже», – так объяснил свое нежелание идти на контакт с фондами основатель AR23D.

По результатам, проведенной банком «ВТБ» больше года назад оценки технологии дополненной реальности AR23D, ее стоимость составляла около $2 млн. «После подписания договора с американцами эта цифра только выросла», – уверен Гончарук.