В прошлом году было много разговоров по поводу налоговых льгот для IT-компаний. Пока законы проходили через парламент, многие нормы изменились или же исчезли, как, к примеру, единый социальный взнос с двух минимальных зарплат и налог на доходы физлиц на уровне 5%. Если сторонники этих льгот говорили о том, что это поможет перевести сотрудников со схем СПД в штат и “отбелит” отрасль, то противники подчеркивали, что такие льготы как минимум несправедливы для других профессий: почему программисты должны платить меньше врачей?
Так что сейчас можно говорить о том, что IT-компании скорее ожидают изменений, чем используют льготы: в прошлом году подавалось на регистрацию не так много компаний, по данным “ИТ Украины” – не более 10.
Принятые законы заработали с Нового года, но какие именно льготы работают, почему на льготы почти никто не подавался, и как их вообще получить – в этих вопросах остается некоторая неясность. Редакция AIN.UA постаралась выяснить, на какой стадии сейчас налоговый эксперимент, которому уже два года, и как в нем поучаствовать.
Какие льготы действуют сейчас
С января этого года действует только отмена НДС для поставщиков программной продукции (до 1 января 2023 года). Льгота в виде сниженного налога на прибыль (с 21% до 5%) по закону тоже есть, но пока что не может быть реализована (об этом ниже).
Под поставками понимается «результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной или развлекательной и/или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов». Сюда же относится криптографическая защита (это по нормам закона №5091-VI). Причем эта льгота не зависит от субъекта: не облагается сама операция по поставке продукции, а не компании, которые ею занимаются. То есть, если среди продукции условной компании – 90% алкоголя и 10% ПО, для нее действует отмена НДС. Это подтверждено в письме-разъяснении ГНС Совету по конкурентоспособности IT-индустрии от 6.12.2012.
Льгота подходит далеко не всем компаниям: те, кто занимаются аутсорсом, в ней мало заинтересованы, они ориентированы, в основном, на экспорт и это позволяет не платить НДС, зато она интересна продавцам программ, таким как, к примеру, “ABBYY Украина” или 1С. Хотя, по мнению главы украинского офиса ABBYY Виталия Тищенко, это – все еще полумеры (пока нет щадящих налогов по зарплате и расширения действия НДС на все этапы разработки программ). Украинский офис ABBYY стал одной из немногих IT-компаний, которые подали документы на регистрацию как “субъект индустрии программной продукции” в налоговую службу в конце прошлого года. “В подготовке документов нет ничего сложного. Проект приказа Министерства финансов, который определяет все процедуры и особенности процесса, опубликован на сайте налоговой. В соответствии с ним и нужно действовать”, – рассказывает Виталий Тищенко. Компания ожидает, что те, кто подавал документацию в налоговую, будут внесены в реестр субъектов программной продукции автоматически.
Как получить льготы
Некоторые крупные компании, такие как Ciklum, собираются подавать документы только в этом квартале. Ведь сам реестр пока не работает. “Документацию готовить сложно из-за ее объема – требуется вся первичная документация за значительный период деятельности компании, что для больших компаний очень много бумаги… Тем не менее, это скорее техническая сложность”, – говорит COO компании Роман Хмиль. Указания по работе реестра, а также по документации компании для реестра содержатся в приказе Минфина – уже принятого, но еще не зарегистрированного в Минюсте. В налоговой советуют компаниям ориентироваться на этот документ.
Сам реестр, куда войдут компании, получающие налоговые льготы (5% налога на прибыль), заработает после того, как приказ вступит в силу. Реестр будет размещаться на сайте налоговой, возможно, там будут указаны не только “принятые” компании, но и те, которым отказали в регистрации, а равно и причины отказа. Если приказ Минфина начнет действовать с 1 февраля этого года, компании начнут регистрироваться и пользоваться льготой уже со второго квартала года.
По закону, на льготы могут претендовать компании, у которых:
- удельный вес доходов от осуществления видов экономической деятельности в IT-сфере – не менее 70%,
- первоначальная стоимость основных средств и / или нематериальных активов должна превышать 50 минимальных зарплат,
- нет налогового долга.
Как поясняет старший юрист практики налогового права “Юскутум” Андрей Фомичев, хорошо, что не установлены ограничения в минимальном доходе компании, т.е. он может быть как 5 млн грн. так и 5 тыс. грн. “Однако, возникает вопрос по предприятиям, у которых был убыток за предыдущий период или деятельность не велась, т.е. показатели нулевые”, – отмечает он.
По второму критерию, эта стоимость должна составлять не менее 53 560 грн., если компания подавалась до 1 декабря прошлого года (при минимальной з/п на уровне 1073 грн), и 58 800 грн – если с 1 января этого года (при минимальной з/п на уровне 1176 грн), поясняет юрист. Третий критерий: нет постановления суда о банкротстве компании или компания не находится на какой-то из стадий банкротства.
Все эти критерии подтверждаются финансовой документацией, которая вносится в заявление на регистрацию. Чтобы попасть в реестр, компания должна подать заявление, приложить к нему финансовую отчетность с копией первичной документации, которая подтвердит право на специальный налоговый режим. Документы подаются в налоговую инспекцию по месту регистрации. “Специального отдела для “айтишников” в налоговых нет, но можно смело регистрировать заявление через канцелярию”, – говорит Андрей Фомичев.
Остается непонятным, могут ли использовать льготный режим физлица-предприниматели, или только юрлица. Поскольку по закону, заявление подается главой или представителем юрлица-плательщика, с документальным подтверждением лица и полномочий. Окончательно это выяснится, когда будет опубликован приказ Минфина с финальной формой заявления.
Какие льготы обещают в будущем
Почему, несмотря на достаточно восторженное принятие идеи налоговых льгот для IT, так мало компаний решили использовать такой режим? Одной из преград, для предприятий, которые собирались получить льготы с 1 января 2013 года, стал порядок уплаты налога на прибыль авансовым взносом исходя из ранее действовавшей ставки 21%, поясняет Виктор Валеев, директор “ИТ Украины”. Но основной причиной стало то, что из законов убрали снижение единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физлиц до 5%.
Именно из-за этого, к примеру, не подавала заявления “Luxoft Украина”. По словам ее директора Дмитрия Кушнира, итоговые версии законов не содержат ключевых льгот по фонду оплаты труда, кроме того, в них сужены виды деятельности, освобожденные от НДС (только для операций по продаже, а не по разработке). Поэтому, по словам Кушнира, Luxoft “пришла к мнению о нецелесообразности участия в этом налоговом спецрежиме для IT в текущем его варианте”. И у него нет информации о том, что кто-то еще из крупных компаний подавался на льготы.
Тем временем, группа депутатов подала еще один проект закона, который снижает ЕСВ до 36% с двух минимальных зарплат и налог на доходы с физлиц до 5%, а также расширяет сферы деятельности, для которых отменяется НДС. Если он будет принят, такие ставки заработают с 1 января следующего года. В Совете по конкурентоспособности IT-индустрии говорят, что налоговая поддерживает такие ставки и даже подписала соответствующий меморандум.
Не всем льготы по зарплате для айтишников кажутся верным шагом. Украинский программист Сергей Ковалев, сейчас работающий в Дании, считает, что налоговые преференции по профессии – несправедливы. Как несправедлива и сама система социальных сборов в Украине. “В первую очередь это касается драконовских социальных сборов. Для людей с высокими доходами такой принудительный финансовый инструмент обеспечения их социальной защищенности не выглядит привлекательным. “Плоская” пенсия со стандартными сборами лучше бы подошла для Украины. Но это касается не только программистов, а людей с высокими доходами вообще”, – считает он.
Напомним, именно этих льготных ставок касались замечания администрации президента еще на первом круге принятия законов о льготах. Сейчас высказываются опасения, что если в 2013 году начнется сильный экономический спад, а законы о льготах для айтишников будут приняты, “высвечивание” настоящих зарплат программистов (порой выше, чем $3 тыс.) может сыграть не на руку IT-компаниям. Если у вас такие зарплаты, зачем вам льготы. С другой стороны, по плану действий Кабмина по внедрению экономических реформ предусмотрены проверки СПД для выявления скрытых трудовых отношений с юрлицами, что будет предусматривать ответственность как для первых, так и для вторых. У некоторых IT-компаний уже начались проверки СПД. Это значит, переход с СПД на схему наемных сотрудников может спасти ситуацию, но закон, повторимся, даже если и будет принят в этом году, вступит в силу не раньше следующего года. Также, есть некоторые данные о том, что льготу по НДС для IT-компаний опять отменят.