OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фото: Тарас Мищенко (с)

Этот человек не нуждается в особом представлении. Сергей Галенкин знает о компьютерных играх практически все. Он возглавлял редакцию журнала Gameplay, а также работал в нескольких компаниях, занимающихся разработкой и дистрибуцией компьютерных игр. Сегодня Сергей Галенкин занимает должность директора по маркетингу компании Nival. Он любезно согласился пообщаться с обозревателем AIN.UA и рассказал о деталях открытия украинской студии Nival Red, ее игровых проектах, борьбе с пиратством и о нехватке квалифицированных менеджеров локальной игровой индустрии.

Студия Nival Red была открыта в сентябре 2011 года на основе компании Symphony Games. Это была покупка со стороны материнской Nival или слияние двух компаний?

Это было слияние двух компаний. В то время Сергей Орловский развивал компанию Nival за счет приобретения студий, в которых увидел потенциал. Переговоры начались в марте и закончились в сентябре 2012 года. Украинская и российская сторона остались довольны сделкой.

Проблема игровой индустрии состоит в том, что у нас нет опыта управления проектами. Разработка игры – очень сложный процесс с точки зрения управления. Здесь пересекаются 2 сути: искусство и технологии. Управлять этим всем в нашей стране умеют очень мало людей. Их никто не готовит, а история разработки сравнительно небольшая.

В России самым известным из таких людей с опытом является Сергей Орловский. В Украине прямых аналогов нет, но ближе всего я назвал бы Андрея Прохорова из 4A Games. Если человек умеет организовать команду, то у него один за другим выходят хиты, вот как у Прохорова: сначала S.T.A.L.K.E.R., потом METRO 2033 или “Блицкриг”, “Демиурги” и “Аллоды Онлайн” у Орловского. Другой хороший пример – Максим Дембик, который сейчас возглавляет украинский Crytek. То есть управленцы у нас есть, но их мало и потому самое слабое звено украинской игровой индустрии – руководство.

Получала ли компания Symphony Games какие-то предложения до Nival?

Да, студия работала с “1С”. Также были предложения от непрофильных инвесторов, однако Артем Мироновский не хотел обращаться к непрофильным инвесторам, потому что они не дают ничего кроме денег. Проблема была не в деньгах, а в управленческом опыте, как я уже говорил. Внешне, игровая индустрия кажется инвестиционно-привлекательной. На самом деле, хиты выстреливают, не хиты – нет и нет никакой гарантии, что студия с деньгами сделает хит.

Какие проекты реализовала компания Symphony Games до того момента, как стала Nival Red?

Компания Symphony Games начала работать на украинском рынке в 2004 году. Самым известным проектом является первый автомобильный симулятор в СНГ “Экспедиция трофи: Мурманск-Владивосток”.

Источник: Gameway.com.ua

Сергей Галенкин. Источник: Gameway.com.ua

Сообщалось, что основной задачей новой команды станет разработка игр для планшетов и мобильных устройств на базе iOS и Android. Почему украинскому офису не поручили работу с такими крупными проектами, как Heroes of Might and Magic V, “Блицкриг”, Silent Storm, “Демиурги” и “Аллоды”?

Мы работаем с достаточно крупным проектом Prime World, который будет реализован кроссплатформенным, что уже выходит за рамки мобильных устройств. Разработка велась 4 года, а в открытый бета-тест игра была выпущена год назад. Задачей студии является производство именно таких игр. Бренд “Аллоды” был продан Mail.Ru, Heroes of Might and Magic является собственностью компании Ubisoft. Что касается остальных торговых марок, то в данный момент я не готов что-то комментировать. В конце февраля мы планируем сделать анонс по одному из проектов.

Какие проекты удалось реализовать компании Nival Red спустя полтора года после своего открытия? Над какими разработками команда трудится сейчас?

Недавно в открытое бета-тестирование вышел проект “Prime World: Защитники”, который планируется к релизу на всех основных мобильных платформах, PC и Mac в мае этого года. В данный момент команда занята в первую очередь им. Современные игроки играют на всем. У среднего пользователя есть как минимум 2 платформы. Поэтому мы делаем упор на кросс-платформенные игры, такие как King’s Bounty: Легионы, разработанные для Nival в Калининграде командой KranX. Люди, играющие на двух и более платформах в одной игре тратят почти в три раза больше денег, чем те, кто играет на одной.

Мы заработываем на модели free-to-play и не замыкаемся в пределах одной страны. Наши игры расчитаны на весь мир. Скажем King’s Bounty: Legions запущена на всех основных рынках, Prime World вышел в России в ОБТ и недавно мы осуществили тестовый запуск в Турции. Также планируем запускать ее в Европе и США, как и все последующие игры.

Есть ли у вас конкуренты в Украине? Если да, то о каких компаниях идет речь?

У нас есть коллеги. Разработчики игр в Украине конкурируют в первую очередь не друг с другом, а с командами из других стран. К примеру, возьмем шутер Metro: Last Light. Эта украинская игра в первую очередь конкурирует с американской Bioshock, а не с украинской же Warface. Как и Warface конкурирует с корейской Shadow Company а наш “Prime World: Защитники” с американской Defense Grid. Нет такого понятия, как региональная конкуренция. Есть глобальный рынок и есть платформы, на которых мы и конкурируем. К тому же, рынок продажи игр в Украине настолько ничтожен, что конкуренции со стороны разработчиков за него нет.

Как вы боретесь с пиратством в Украине?

Мы не боремся с пиратством. Пиратство, как сказал Гейб Ньюэлл, – это проблема сервиса. Конечно, воровать игры – это незаконно и некрасиво, однако любой компании нужно подстраиваться под рынок. И если современные технологии предполагают возможность свободного копирования информации, то необходимо не пытаться запретить технологию, нужно переходить на новую бизнес-модель. Ведь когда идет снег, вы не продаете шлепанцы, вы продаете валенки.

Пиратство – обратная сторона технологического прогресса. Мир изменился, соответственно индустрия должна меняться или умирать. Если конкретные компании в индустрии не хотят меняться, это в первую очередь их проблема, а не всей планеты в целом. Мы не должны отказываться от интернета и свободы слова, только потому что некоторые издатели и продавцы ПО не могут научиться зарабатывать деньги в существующей ситуации. Посмотрите на компанию Valve, которой удалось поднять сервис Steam, взгляните на компанию Wargaming или на Riot. Есть множество способов зарабатывать денег в условиях пиратского рынка.

Источник: Gameway.com.ua

Офис компании Nival Red. Источник: Gameway.com.ua

Сейчас главным активом компании Nival является ролевая онлайн-игра Prime World. Каких показателей удалось достичь с момента открытия бета-версии весной 2012 года?

В России мы привлекли в игру почти два миллиона человек, получили награду “Отечественная игра года” от журнала “Игромания”. Что касается Украины, то этот рынок объективно беднее. Скажем, в Украине находится примерно 15% наших игроков, но они платят примерно 5% денег. В среднем – в три раза меньше, чем россияне, что связано с тем, что украинцы в среднем в три раза беднее, чем россияне. Игровая компания это не изменит. Изменить это может вся страна.

Если украинцы платят в 3 раза меньше, чем россияне, то возможно не стоит рассматривать украинский рынок в качестве площадки для продаж?

Для того, чтобы Prime World работал в Украине, не нужно разрабатывать его заново, достаточно заключить несколько контрактов с местными платежными системами и обеспечить доступ в игру. Это не такие большие расходы. Мы не делали украинскую локализацию, хотя и рассматривали такую возможность. Исходя из проведенных опросов выяснилось, что украинцы не хотят играть в игру на родном языке. Вообще, сейчас не имеет смысла делать проект специально для украинского или российского рынка. Рынок игр – глобальный.

Какой объем украинского рынка разработки компьютерных игр?

Оценить сложно. В разработке работает от 5 до 7 тысяч человек, то есть в зарплатах это примерно от $12 до $25 млн.

Украинские программисты уже давно заставили с собой считаться мировых разработчиков компьютерных игр. Но тем не менее, после выхода таких украинских флагманов как “Казаки” или S.T.A.L.K.E.R., рынок не может похвастаться революционными проектами. С чем это связано?

Смотря что понимать под революционными – ни S.T.A.L.K.E.R., ни “Казаки” не были революционными, они были хорошими популярными играми. С тех пор украинские команды сделали в числе прочего Metro 2033, “В тылу врага” и Warface, не говоря уже о проектах для мобильных платформ.

Сколько человек работает в компании Nival Red? Ощущаете ли вы нехватку кадров?

Сейчас в компании работает 20 человек, для “Prime World: Защитники” такой команды достаточно. Возможно нам понадобится больше сотрудников после начала работ над следующим проектом.

На рынке бытует мнение, что количество выпускников украинских ВУЗов не удовлетворяет требованиям современного IT-рынка. Возможно в этом проблема того, что украинские студии не создают топовые компьютерные игры?

Не удовлетворяет ни количество, ни качество, причем не только игровые компании, но и компании, которые разрабатывают неигровое ПО. В нашей индустрии нужно постоянно учиться, поэтому университетское образование постоянно отстает от актуальных запросов работодателей. Впрочем, даже базовые вещи, которые не меняются уже несколько десятков лет, в Украине преподают на недостаточном уровне.

Как бы вы оценили перспективы украинского рынка разработки компьютерных игр? Что ждет рынок в ближайшее время?

Потянуть AAA-игры для консолей в Украине могут всего несколько команд (4A Games, Crytek), остальные будут следовать мировым тенденциям – сейчас это разработка онлайновых, мобильных и кросс-платформенных игр. Возможен выход на украинский рынок еще нескольких западных разработчиков: менеджмент у них как правило налажен, а украинские программисты и художники сейчас получаются значительно дешевле европейских.