Миф о том, что Билл Гейтс – провидец, очень популярен в массах. Он предугадал, что его MS-DOS станет золотой жилой и обвел вокруг пальца крупнейшую компьютерную компанию на земле IBM. Программное обеспечение Microsoft доминирует на настольных компьютерах вот уже 30 лет, с тех пор как Гейтс помог организовать революцию на рынке ПК.
Эта история не вписывается в широко распространенную версию, что именно приход с “большой идеей” позволяет многого добиться в жизни и стать очень богатым человеком. Мы рассмотрим три основных стратегии Гейтса, которые сделали его тем, кем он есть сегодня – и “большие идеи” здесь вообще ни при чем.
AIN.UA предлагает перевод статьи Льюиса Шиффа, исполнительного директора Inc. Business Owners Council и автора книги “Блестящие бизнесмены: удивительные уроки от величайших селф-мэйд бизнес-икон”, релиз которой запланирован на март 2013.
Большинство людей, которых я опросил в процессе написания моей грядущей книги, свято верят в вышеупомянутые утверждения, но есть и такие, которые их не поддерживают. Самые успешные, те – кто стал чрезвычайно богат – лучше знают. Они утверждают, что успех подразумевает неординарное исполнение ординарной идеи. В самом деле, если внимательнее присмотреться к деталям предпринимательской жизни Билла Гейтса, можно увидеть подтверждение и такой постановки вопроса.
Гэйтс сделал Microsoft ведущей компанией благодаря блестящему руководству, и всегда усилиями и видением других людей – он никогда ничего не делал самостоятельно. Ставя на серию сделок одна крупнее другой – и все, откровенно говоря, с самыми обыкновенными продуктами – он с нуля вышел на миллиарды менее чем за десятилетие.
Вот три туза в рукаве Билл Гейтса, благодаря которым он стал столь успешен.
Действовать стратегически
Вместо того, чтобы изобретать или мечтать, Гейтс применил дисциплинированный подход к программному обеспечению как потенциальному источнику возможностей для бизнеса.
Вместе со своим партнером Поллом Алленом он написал первую версию Microsoft BASIC просто чтобы попасть на первый этап развития рынка вместе с первыми создателями построенных в домашних условиях компьютеров и инструментов. Гэйтс бросил Гарвард и переехал в Нью-Мексико, чтобы работать с компанией MITS, в надежде сделать Microsoft BASIC производственным стандартом. Несколько лет спустя они с Алленом аналогичным образом попытались приблизится к Digital Research – на то время лидирующему производителю самой популярной операционной системы для ПК. Они даже продавали переводчик, который позволял программному обеспечению Digital Research работать на компьютерах Apple – и это был стратегический шаг, чтобы обзавестись протекцией Digital Research.
Связи Microsoft с Digital Research привели их прямиком к IBM, а это открывало новые огромные возможности для Гейтса. Когда IBM не смогла привлечь Digital Research, чтобы та обеспечивала операционными системами новые компьютеры IBM, Гейтс вызвался волонтером. И то, что в операционных системах его компания Microsoft была не особо компетентна, вообще никого не волновало.
Стратегическое позиционирование, равно как и толика удачи – но не какая-нибудь “большая идея” – предоставили Гейтсу возможность сделать миллиарды на MS-DOS для IBM.
Ищи могущественных партнеров
Гейтс никогда особо не гордился своей второстепенной ролью. Как истинный предприниматель, он видел “структурные ниши” на рынке персональных компьютеров и сосредоточился на том, чтобы их заполнить, всегда подстраиваясь под крупных игроков.
Сначала Гейтс позиционировал Microsoft как младшего партнера пионера на рынке MITS, а потом служил снова-таки младшим партнером лидера индустрии Digital Research. Малоизвестная версия “брака” Microsoft с IBM говорит о том, что Гейтс начинал в роли ярой свахи между Digital Research и IBM. Он всеми силами пытался объединить двух гигантов, довольствуясь званием поставщика программного обеспечения “второго класса”. Но когда Digital Research и IBM не смогли связать себя узами брака, Гейтс шагнул в пропасть, опасаясь, что IBM может закрыть проект с новыми компьютерами. Он уважал потенциальное могущество IBM на рынке персональных компьютеров и во что бы то ни стало хотел стать его частью.
К тому времени, как Гейтс стал самым богатым человеком на Земле, два его первых “старших” партнера покинули рынок и были преданы забвению, а третий – IBM – перестал производить компьютеры в 2004 году. Какая ирония!
И, кстати, Гейтс никогда не обманывал своего партнера IBM, позволяя ему оставить за собой права на MS-DOS. Политика IBM предусматривала отказ от прав на любую продукцию, созданную вне корпорации, чтобы избежать юридической ответственности. Гейтс получил такую же лицензионную сделку, какую IBM могла заключить с Digital Research или кем-угодно.
Свирепое упорство
Гейтс всегда помогал своим партнерам достигать успеха на их условиях, а не на своих.
С MS-DOS сроки выполнения были первостепенным беспокойством. Просроченные дедлайны могли подтолкнуть руководство IBM махнуть рукой на проект по персональным компьютерам, но у Microsoft было всего несколько месяцев на производство программного обеспечения. Поэтому Гейтс выбрал короткий и грязный путь – он выкупил права на операционную систему для ПК у компании по производству программного обеспечения из Сиэттла, и на ее основе построил MS-DOS. Позже он признал, что на создание MS-DOS с нуля у Microsoft ушли бы годы.
IBM был известен жесткостью в отношении своих поставщиков. На время разработки MS-DOS к сотрудникам Microsoft приставили наблюдателей из IBM, которые с целью контроля безопасности преследовали исполнителей в каждом процедурном моменте. Это бесило команду Гейтса и они сравнивали работу с IBM с ездой на медведе. Но Гейтс настоял на своем и приказал своей команде “отсосать”. MS-DOS поставили вовремя.
Поначалу программное обеспечение было настолько глючным, что инженерам IBM пришлось чуть ли не полностью его переписать. Но суть в том, что Гейтс сделал то, что было нужно партнеру. Никого не волновало, что MS-DOS – дрянная ОС, основанная на стороннем продукте. Она поступила вовремя и сохранила проект. Не видение, и тем более не мастерство сделали Гейтса тем, кем он есть сегодня. Все дело в исполнении.
Таков метод Гейтса: действуй стратегически, ищи сильных партнеров и оседлай медведя.
Вы тоже можете искать структурные ниши в вашей индустрии, работать с самыми сильными партнерами, которые имеют вас в хвост и в гриву, и делать все, чтобы они добились успеха…
Источник Inc.com