Интерес к высоким технологиям со стороны украинского парламента до недавнего времени если и существовал, то практически никак не отражался на отрасли. Но за последние пару лет через Раду прошли сразу несколько проектов о льготах для IT-компаний, а недавно в парламенте даже был создан отдельный комитет по IT. Одним из их инициаторов льгот для IT выступил народный депутат Виктор Янукович (“Партия регионов”). Он же вошел в президиум отраслевой ассоциации айтишных компаний, выступал в защиту EX.UA, когда файлообменник закрыли, писал о том, что блокировка сайтов без решения суда – недопустимая мера воздействия на интернет-компании, когда налоговики пришли к “Розетке”.
Редакция AIN.UA публикует интервью с депутатом о том, откуда взялся интерес к информационным технологиям, об обысках в интернет-компаниях и о том, каких еще законов ждать украинским айтишникам. К сожалению, провести личную встречу с депутатом не получилось, интервью было проведено письменно, через пресс-службу.
Недавно вступили в силу законы по льготам для IT-отрасли, вы – в авторском коллективе, вы также вошли в президиум новой IT-ассоциации. Почему интересуетесь именно этой отраслью?
Я глубоко убежден в том, что IT-индустрия для современной Украины – хороший шанс вырваться вперед, занять уверенную позицию на международной арене. Во-первых, для этого есть необходимый потенциал – наших специалистов считают одними из лучших в мире. Во-вторых, есть “запас роста”: сегодня мы одни из
лучших в аутсорсинге, но если сконцентрируемся на создании собственного продукта, – выйдем на качественно новый уровень.
Какие еще регуляторные инициативы, по вашему мнению, нужны украинским IT-компаниям? Планируете ли выступать с новыми проектами по IT?
Сегодня есть несколько направлений, от развития которых зависит долгосрочный, стратегический успех индустрии. Главное среди них – усовершенствование системы IT-образования. Тут необходимо решить две задачи: повысить качество подготовки специалистов и связать реальные кадровые потребности рынка и предложение ВУЗов, которые готовят программистов, чтобы избежать оттока кадров. Кроме того, регулирования требует электронная коммерция, вопросы авторского права, защиты прав интернет-пользователей. По всем этим направлениям мы, совместно с участниками рынка, готовим свои
законодательные инициативы.
Вы входите в президиум созданного в прошлом году Совета по конкурентоспособности ИТ-отрасли. Чем занимаетесь в рамках этой ассоциации?
В мою сферу непосредственной ответственности входит работа над законодательными инициативами IT-рынка. В прошлом году, после отнюдь не простого пройденного пути согласований и убеждений нами чиновников, президент подписал наши законы о внедрении новых базовых налоговых условий
для индустрии ИКТ. Недавно был зарегистрирован новый законопроект – №2063, где прописаны нормы, на которых настаивает рынок – снижение ставки налога на прибыль до 5%, освобождение от НДС всех IT-услуг, которые предоставляются в процессе создания готового программного продукта и так далее. Это достаточно большой пласт работы.
Почему вы не вошли в состав нового парламентского комитета по информатизации?
За время работы в парламенте у меня четко вырисовались несколько основных направлений работы. Это: развитие Автомобильной Федерации Украины, киноиндустрии и IT-сектора. К сожалению, в трех комитетах одновременно состоять нельзя, но я уверен, это не влияет на качество работы и финальные результаты. В прошлом году мы вдохнули новую жизнь в Автомобильную федерацию Украины, добились восстановления кинопроцесса, начали внедрять налоговые стимулы для развития кино и IT-сектора. Надеюсь, в комитете по
информатизации справятся без меня.
Не все украинские IT-компании верят в налоговый эксперимент, поскольку опасаются злоупотреблений со стороны госструктур. Насколько обоснованными являются такие опасения?
Естественно, есть определенное недоверие, к сожалению, это нередкое явление для нашей страны. Поэтому, одна из ключевых целей IT-совета в этом году – создать модель участия в налоговым эксперименте настолько прозрачной и понятной обществу, насколько это вообще возможно.
Коррупция в этом секторе мешает, в первую очередь, самим компаниям, поэтому сейчас внутри рынка идет диалог насчет подписания “Антикоррупционного соглашения”. Суть в том, что как только у одной из компаний появляется проблема с разрешительными документами, она заявляет об этом публично и моментально получает поддержку всего IT-сообщества. При этом, критерии участия в эксперименте будут абсолютно однозначными, чтобы лишить чиновников возможности “юлить”. В условиях гласности, как правило, коррупция долго не живет.
За прошлый год участились случаи, когда в офисы украинских IT-компаний приходили с проверками милиции, налоговой, не всегда предъявляя при этом разрешительную документацию на обыск. Каково ваше мнение и реакция по этому поводу?
За прошлый год ко мне по такому поводу не обращалась ни одна IT-компания. Но я всегда готов помочь вернуть процесс в рамки закона, когда такие проблемы возникают. Если вы имеете ввиду случаи с EX.UA и “Розеткой”, не совсем корректно называть их IT-компаниями. Там действительно были вопросы по
методам работы МВД и налоговой, но это проблема устаревших должностных инструкций и мы поднимали этот вопрос на рабочих группах в обоих ведомствах. Моя позиция в этом вопросе остается неизменной: нельзя изымать сервера у бизнеса, который полностью работает в онлайне, иначе он в один прекрасный
день просто перевезет эти сервера за границу.
Многие IT-специалисты сейчас задумываются о том, чтобы уехать из страны, в том числе – из-за возможности давления со стороны силовых структур. Как, по-вашему, нужно бороться с “утечкой мозгов” из Украины?
Еще раз подчеркну, никакого давления на IT-компании ни в прошлом, ни в позапрошлом году я не встречал. Так что давайте не нагнетать панику и не пугать рынок какими-то “возможностями”. Что нужно для того, чтобы остановить утечку кадров? Создать им дома такие же комфортные условия для работы и
самореализации, как в тех странах, куда они переезжают. Часть этих условий создается через введение новых налоговых условий для IT-компаний: они дадут возможность платить программистам официальную зарплату, вывести весь бизнес из тени и спать спокойно. Вторую часть обеспечит рынок, когда переориентируется на создание собственного продукта, а не на аутсорсинг, и даст возможность креативным специалистам реализовать свои амбиции в Украине.
Вы участвуете в рабочей группе по разработке новых правил работы с интернет-контентом, с правами интернет-пользователей в Украине. В частности, она решает вопросы, связанные с интернет-пиратством, закрытием сайтов. На каком этапе работа сейчас, есть ли уже готовые тексты проектов документов?
Тексты проектов есть, они сейчас активно обсуждаются в экспертной среде. Мы хотим услышать максимальное количество мнений от всех участников IT-сообщества. Это непросто, потому что в той же рабочей группе при МВД за одним столом сидят представители пиратской партии, с одной стороны, и представители правообладателей – с другой. Естественно, их позиции диаметрально противоположные. Затем мы хотим представить концепцию пользователям, чтобы они могли высказать свое мнение. Если документ получит поддержку общества, он трансформируется в пакет законопроектов и будет вынесен на
рассмотрение парламента. Что касается моей личной позиции, я буду настаивать на либерализации правил – на запрете блокирования сайтов без решения суда, как это происходит сейчас, на усилении прав интернет-пользователей, гарантии защиты их прав как потребителей. Обсуждение концепции в деталях – предмет отдельного интервью. Надеюсь, нам удастся пообщаться по этому поводу, когда документ будет презентован.