kryvВ прошлом году появились сначала слухи, а затем и официальные данные о том, что Леонид Черновецкий создаст инвестиционную компанию с фондом в $720 млн, полученных от продажи “Правэкс-Банка” итальянцам.

Сначала предполагалось, что компания под названием Chernovetskiy Investment Group будет инвестировать по различным 20 направлениям.

Но со временем руководство решило, что тремя основными направлениями станут интернет, IT, товары и услуги. То есть, фактически, CIG рассчитывает стать профильным инвестором для технологических компаний.

Редакция AIN.UA поговорила с исполнительным директором CIG Андреем Криворчуком о том, почему Черновецкий решил заняться стартапами, какие у инвесткомпании критерии отбора и дальнейшие планы по инвестируемым проектам, на каких условиях CIG будет работать со стартапами.

Когда начал работать фонд?

Сейчас мы говорим не о фонде, а об инвестиционной компании, каковой является Chernovetskyi Investment Group. Создание фонда, который будет работать в направлении совместного инвестирования, будет вторым этапом развития компании.

Chernovetskyi Investment Group – это большой проект, работа которого требует тщательной подготовки и формализации всех внутренних процессов. В связи с этим, свою работу компания де-факто начала намного ранее момента, когда было объявлено о ее создании.

Заявки от стартапов мы начали принимать в сентябре прошлого года, на сегодняшний день это – непрекращаемый процесс.

Какие конкретно стартапы могут подавать вам заявки?

Подробная информация о приоритетных отраслях для Chernovetskyi Investment Group есть на нашем сайте, но, если кратко, то мы готовы рассматривать инвестиционные предложения по направлениям:

  • IT-сектор
  • Интернет
  • Производство товаров и услуг

Базовыми критериями выбора для нас являются: опытная команда; отработанная и способная генерировать доход бизнес-модель; наличие собственной оригинальной технологии; высокие барьеры вхождения в отрасль для конкурентов.

При этом, нас в меньшей степени интересует отдельная технология или идея. Нам интересен проект, предусматривающий коммерческое использование этой самой технологии и идеи.

Мы, как инвестор, прежде всего, должны найти предпринимателя, который будет не просто хорошим технарем и придумает технологию, но при этом еще и будет бизнесменом (либо будет иметь такого бизнесмена в команде проекта), способным эффективно реализовать разработанную технологию.
Однако, как показывает практика, в командах часто собираются первоклассные айтишники, но хороших менеджеров, способны построить работающую бизнес-модель, среди них мало.

Мы готовы рассматривать инвестиционные предложения на разных стадиях реализации проекта: от стартапа с командой «мечтателей» до работающего доходного проекта, однако, конечно же, отдаем предпочтение ребятам, располагающим работающим проектом, результаты и востребованность которого на рынке, может быть четко определены.

Какие отрасли в IT и интернете вам интересны?

Они интересны нам все, если это IT-сектор, то сюда входит и телеком, и разработка ПО, от офисных программ до гейм-индустрии. Если берем интернет, то интересен и e-commerce, и проекты с сильной социальной составляющей.

Исключением является разработка аппаратного обеспечения (hardware), которая представляет для нас лишь частичный интерес. На этом рынке уже давно работают крупные игроки, состязание с которыми попросту перерастет в войну бюджетов, в чем мы не видим смысла.

Рассмотрение заявки начинается с презентации. Какую презентацию вы бы отобрали?

Презентацию, которую не стыдно показать иностранным партнерам. И такие презентации, конечно же есть. Мы недавно проводили встречу с одним из стартапов, и должен признаться, их презентация меня поразила: там все было на очень высоком уровне, начиная от оформления и шрифтов, подбора цветов, лаконичностью и краткостью изложения и заканчивая тем, насколько подробно расписаны все финансовые результаты и прогнозы. После прочтения презентации к команде проекта не было ни одного дополнительного вопроса, который бы мог уточнить тот или иной момент. Мы получили информацию в объеме и форме, достаточной и удобной для принятия первичного инвестиционного решения. И именно это является показателем качества презентации для инвестора.

Однако вынужден признать, что 90% украинских стартапов, которые подают заявки, не готовы к общению с инвестором. И речь, прежде всего, идет о том, что команды в недостаточной мере изучают рынок, а также не могут сформулировать свои конкурентные преимущества. Один из живых примеров – команда, которая пришла с проектом аналога Skype. Изучив презентацию проекта, мы задали конкретные вопросы о конкурентных преимуществах, бизнес-модели и о том, как они хотят работать дальше. В конце концов, они сами задумались и решили, что им не стоит этим заниматься. Это говорит о том, что поднятые нами вопросы попросту не рассматривались и не обсуждались самой командой.

Видя перспективу в идее, мы стараемся получить больше информации от команды, задавая дополнительные вопросы. По всем остальным проектам – наше решение является прогнозированным и обоснованным – это отказ.

Встреча с командой проекта проводится исключительно после того, когда мы получили информацию, способную предварительно подтвердить его инвестиционную привлекательность. Иначе просто не может быть, ибо мы просто утонем в потоке встреч, большинство из которых будет нерезультативными.

Кстати, стоит заметить, что наше участие в TechCrunchMoscow 2012, показало, что уровень подготовки русских стартапов является существенно выше. Думаю, что нашим ребят стоит чаще изучать опыт иностранных коллег и стараться перенимать лучшее у них.

Вы ждете, пока вам напишут, или сами активно ищете проекты?

Конечно, ищем. Мы убеждены в том, что инвестиционная компания не может сидеть и ждать пока к ней в руки попадет проект-звезда (тот, который в дальнейшем может быть продан за сотни миллионов долларов). Это не наш путь.

Долгая переписка с командами – отнимает время и не позволяет вживую оценить личностный потенциал, а также потенциал их проекта. Когда же ты на мероприятии, вроде IDCEE или TechCrunch, InvestorDay, проводимые бизнес-инкубаторами, а также на стартап-краш тестах, ты видишь проект в демо-режиме, можешь пообщаться с его собственником и провести более четкую оценку сильных и слабых сторон того, во что тебе предлагают проинвестировать средства.

Мы видим необходимым посещать ключевые международные мероприятия в интересующих нас сферах, а также ведем активную работу по налаживанию сотрудничества с европейскими и американскими бизнес-инкубаторами, для расширения входящего потока инвестиционных предложений (dealflow).

Сколько времени идет на рассмотрение заявки, принятие решения?

Мы не ставим четких временных рамок штату аналитиков CIG. В среднем, на каждый проект уходит до 3 дней, но это, повторюсь, вопрос очень индивидуального подхода. И знаете, такой подход уже не единожды оправдывал себя.

Какие проекты вы не станете рассматривать ни в коем случае?

Все, что идет вразрез с нормами морали, нас определенно не интересует. Также нас не интересуют “фантазеры”, которых видно сразу.

У нас был один технологический проект, который пришел с вроде бы нормальными расчетами, но при первом же вопросе, на основании каких данных был проведен прогноз рынка и продаж, оказалось, что выборку команда делала по своему селу. После чего, данные были масштабированы на область, на регион, на страну, на регион, на СНГ, Европу и так далее. В связи с чем, расчеты по проекту даже на долю не соответствовали действительности.

Работа с такими людьми является бесперспективной с самого начала, в связи с чем, мы пытаемся, как можно раньше определить адекватность соискателя инвестиций, и в случае, если она не подтверждается, поставить точку на нашем диалоге.

Кто конкретно принимает решение, входит в экспертный совет? Участвует ли в отборе лично Леонид Черновецкий?

Перед тем, как попасть на стол Леонида Михайловича, проект проходит несколько этапов анализа, оценки, обсуждений и согласований. Проект рассматривают на нескольких уровнях: сначала штат аналитиков, затем, когда проводится экспертный анализ проекта, его рассматривает директор компании, потом, когда проект анализирует инвестиционный комитет, его оценивает президент компании. Окончательное решение по проекту принимает Леонид Михайлович.

Кто входит в инвестиционный комитет?

Все участники инвестиционного комитета будут озвучены позднее. В команду входят люди, которые давно знакомы с Леонидом Михайловичем, и доказали свою компетентность. Специалисты в области ИТ, среди них также имеются.

Кого-то уже выбрали из тех, кто подавался, какие были договоренности о долях, в обмен на какие инвестиции?

Договоренностей мы пока не заключали, сейчас проходим стадию активного отбора, в связи с чем, озвучивать предварительные условия было бы не совсем корректно. Могу сказать, что мы не спешим с обсуждением данного вопроса. Были бы проекты, достойные инвестиций, договориться о формате сотрудничества мы всегда успеем.

Если мы видим интересный для себя проект, мы его инвестируем на ту сумму, которая будет необходимой команде. Нужны будут еще вливания, мы его поддержим. Но если же проект будет развиваться не так, как бы нам хотелось, мы будем диверсифицировать риски и подключать других инвесторов.

Были ли среди подавшихся проектов украинские стартапы?

За время работы компании мы рассмотрели десятки украинских стартапов. Однако тех, которые реально заинтересовали нас, можно сосчитать на пальцах одной руки. Разительная разница в количестве рассматриваемых и отобранных проектов часто объясняется, как я уже говорил, низким качеством подготовки самих команд.

К сожалению, многие из украинских стартапов переоценивают свою инновационность, не подозревая, что «за углом» уже несколько лет успешно работает проект-аналог.

Пример интересного для вас проекта можете привести?

Думаю, что еще не пришло время, когда мы можем озвучить проекты, с которыми на данный момент проводятся активные переговоры о возможности инвестирования со стороны CIG. Обо всем вы узнаете немногим позже. Пока могу только сказать, что нам интересны сервисы доставки, агрегирующие сайты и сервисы, которые помогают облегчить жизнь человеку в целом.

Ваша компания планирует стать портфельным или все-таки стратегическим инвестором?

С нашей стороны не будет стремления к полному управлению проектом. Убери мы команду, поставь туда своего менеджера, проект, скорее всего, умрет. Стартаперы – это мечтатели, готовые работать в гараже и подвале, днем и ночью, с доходом или с перспективой его получения в будущем. Проект – это их жизнь, а их мотивация – это успешная реализация проекта. Мотивации менеджера, какой бы высокой она не была в денежном эквиваленте, никогда не будет достаточно для самоотверженного труда над проектом.

Что предлагается за долю в проекте, кроме инвестиций? Есть ли планы по бизнес-инкубатору для стартапов?

Вне зависимости от того будет ли нам принадлежать мажоритарная или миноритарная доля в проекте, CIG будет всячески содействовать команде проекта, участвовать в формировании стратегии работы проекта, в его развитии и продвижении на рынке. В состав штата наших менторов уже вошли топ-менеджеры украинских и международных компаний, но мы не останавливаем поиск новых менторов.

Что касается создания бизнес-инкубатора в рамках CIG, могу сказать только то, что данная тема сейчас активно обсуждается на уровне руководства компании. Мы изучаем рынок, а также ведем консультации с украинскими бизнес-инкубаторами.

Вас не смущает, что на рынке уже около года работает несколько инкубаторов, постоянно открываются новые?

Чем больше мы узнаем об их работе, тем больше понимаем, что эта ниша специализирована. С другой стороны, мы точно также понимаем, что инвестиционной компании совсем не обязательно туда лезть. В Украине бизнес-инкубаторы часто создаются скорее “ради пиара”. У нас другой путь.

Какой у вас опыт, как у руководителя?

Мой опыт как руководителя начинался в одном из крупных национальных банков, в котором 6 лет назад я работал начальником отдела институтов совместного инвестирования. Позже был директором в нескольких предприятиях, одно из которых занималось выращиванием экологически чистых продуктов питания. До недавнего времени работал заместителем директора в крупной компании по управлению активами, занимаясь организацией финансирования известных на рынке строительных проектов.

Почему стартапам стоит обращаться к вашей компании, а не, к примеру, тем фондам, у которых уже есть опыт в интернет-сфере?

Мы намеренно избегаем ответов подобных «потому, что мы лучшие!» или «потому, что у нас больше денег, чем у остальных!». Мы живем во время, когда стартап-команды (речь идет о действительно сильных проектах) и инвесторы располагают практически равной долей прав и интереса на рынке. Мы в равной степени формируем спрос и предложение: мы выбираем их, они – выбирают нас.

Полагаться стратаперам нужно на опыт инвестора. У руля нашей компании стоит человек, создавший огромное предприятие, которое некогда также отчасти являлось стартапом. Леонид Михайлович создал банк, из собственной идеи, которая в последствии переросла в огромную машину, и которая потом была успешно продана западному инвестору. Мы понимаем, как вести бизнес от самого нуля до “конфетки”, представляющей интерес для инвестора, а такой опыт и знания не могут быть переоценены.