Российский Forbes составил рейтинг 30 российских интернет-компаний согласно их обороту за прошлый год. На первом месте вполне предсказуемо оказался “Яндекс”. В офисах компании работает около 3,5 тыс. человек, выручка за прошлый год составила $947 млн. В первую тройку также входят интернет-холдинг Mail.ru Group и интернет-магазин “Утконос”.
Общая выручка участников рейтинга выросла за год на 40% и сейчас составляет около $5 млрд. Порог входа в рейтинг был установлен на уровне $30 млн. Почти половину участников рейтинга представляют интернет-магазины. Интернет-компаниями в рейтинге считаются те, у которых не менее 50% выручки приходится на онлайн. В рейтинг не включены филиалы западных компаний (Google, Groupon), а также b2b-бизнесы.
Полностью рейтинг приведен ниже:
- Основанный в 2000 году, “Яндекс” в 2011 году успешно провел IPO, в результате чего ее основатели стали миллионерами. Сейчас выручка компании, по официальным данным, составляет $947 млн.
- Mail.ru Group образовалась из почтового сервиса, основанного в 1998 году. Она была проинвестирована фондом Digital Sky Technologies Юрия Мильнера. Выручка группы составляет $745 млн в год, возглавляет ее Дмитрий Гришин.
- Основанный в 2000 году интернет-магазин “Утконос” изначально занимался каталожной торговлей, но руководство приняло решение уйти полностью в онлайн, так что в этом году будут закрыты последние розничные точки. Выручка компании составляет $300 млн.
- Это место досталось Wildberries – крупнейшему в Рунете магазину одежды и обуви. Магазин обслуживает около 18 тыс. заказов в сутки. Выручку магазина издание оценивает в $290 млн за прошлый год.
- Ozon.ru вырос из сервиса онлайн-продажи книг и видео, был создан петербургсским разработчиком Reksoft и издательством Terra Fantastica. У магазина, продающего практически все товары, сейчас 700 тыс. уникальных посетителей в день. Выручка в 2012 году оценена в $270 млн.
- “Холодильник.ру” – интернет-магазин по продаже бытовой техники. Его глава Валерий Ковалев лично модерирует форум и отвечает на вопросы пользователей. Выручка – $262 млн.
- KupiVIP – сервис акционных покупок, создан по образцу французской Vente Privee Оскаром Хартманном. Скидки на одежду и обувь из старых коллекций составляют иногда до 90%. Годовую выручку сервиса оценили в $256 млн.
- Это место досталось медиахолдингу РБК. На основном ресурсе – Rbc.ru, по данным TNS, около 9,4 млн посетителей в месяц. Выручка за год – $186 млн.
- Сервис коллективных покупок Biglion был основан топ-менеджерами РБК в 2010 году и тем не менее, входит в десятку самых крупных компаний Рунета. Он обрабатывает порядка 1 млн заказов в месяц. Это – лидер на российском рынке среди купонных сервисов. Выручка за год – $175 млн.
- Замыкает десятку социальная сеть “ВКонтакте”, основанная Павлом Дуровым. В ноябре сеть посетило рекордное число пользователей – 42 млн в день. “ВКонтакте” принципиально не размещает рекламу алкоголя и сигарет. Выручка сети за прошлый год – $150 млн.
- Всеволод Страх создал интернет-магазин “Сотмаркет” по торговле электроникой, еще будучи в школе, так что первая выручка шла на счет его матери. У магазина сейчас около 700 пунктов выдачи по всей РФ. Выручка составляет $134 млн в год.
- “ВсеИнструменты.ру” – интернет-гипермаркет товаров для ремонта, садовой техники. В 2011-2012 году проект проинвестировала Zoom Capital на общую сумму в $30 млн, компания была оценена примерно в свой годовой оборот. Выручку интернет-магазина оценивают в $127 млн.
- Объединенная компания «Афиши» и «Рамблера», образованная в 2010 году, может похвастаться годовой выручкой в $110 млн.
- Wikimart на данный момент собирает у себя на сайте предложения от 2 тыс. интернет-магазинов. В прошлом году проект вышел на прибыльность. В этом году – инициировал первый в Рунете день больших распродаж – киберпонедельник. Выручку проекта оценивают в $110 млн.
- Интернет-магазин “Ютинет” предлагает около 60 тыс. наименований бытовой техники и электроники. Выручка магазина – $92 млн.
- Еще один проект по продаже техники Vasko.ru вырос из аналогичного офлайнового бизнеса. Средняя суточная посещаемость сайта – 27 тыс. пользователей, выручка проекта – $90 млн.
- “Нотик” – онлайн-магазин по продаже портативных компьютеров, был основан в 1999 году, его запуск обошелся владельцам в $2,5 тыс. Сейчас его выручку оценивают в $90 млн.
- Первый гейм-разработчик в рейтинге – компания Game Insight Алисы Чумаченко, которая ранее работала в игровом холдинге Asrtum. Игра “Остров” в течение нескольких недель была самой популярной в мире игрой для Android, принесла компании $23 млн. Выручка – $90 млн.
- Основателями онлайн-магазина Enter стали выходцы из российского МТС. Выручка компании оценивается в $84 млн.
- Онлайн-супермаркет по продаже программ Softkey замыкает двадцатку крупнейших компаний Рунета. Его в 2001 году основал программист Феликс Мучник. Он взял за основу идею американского сервиса Digital River. Сейчас в магазине продаются около 15 тыс. программ. Выручка за год – $67 млн.
- На сайте магазина “Плеер.ру” представлены товары 1130 брендов. Выручку компании оценивают в $60 млн.
- Магазин дизайнерской одежды Boutique.ru вырос из аналогичного офлайнового бизнеса. Сайт был открыт в 2006 году и сейчас приносит владельцу Денису Белову 60% выручки. По данным самой компании, сайт окупился через 2 месяца после запуска. Выручка сайта за год – $53 млн.
- Около 600 тыс. пользователей играет в игры “Иннова” ежедневно. Правда, “Иннова” не разрабатывает свои игры, а локализует игры для ПК для местного рынка. Для пар, которые познакомились в игре, компания встраивает в игру церемонию бракосочетания. Выручка компании – $50 млн.
- Один из крупнейших рекрутинговых порталов Рунета SuperJob зарабатывает на оплате компаниями размещения вакансий на сайте. В 2010 году подобрал кандидата на пост министра по IT в одной из областей РФ. Выручку проекта оценивают в $50 млн.
- Владелец популярной платформы для блоггеров LiveJournal, холдинг SUP Media в 2012 году, по оценке издания, заработал $43 млн.
- Игровое подразделение Next Media Group – Shamrock Games с 2004 года выпустило более 50 игр и приложений. Группа первой в РФ начала продавать скачиваемые мобильные игры, для чего основателям компании пришлось уговаривать операторов снять ограничение в 50 кб для загрузки файлов. Выручка оценивается в $41 млн.
- Купонный сервис Vigoda.ru в 2011 году ввел систему проверки качества услуг самими пользователями сервиса. Выручка компании в прошлом году составила $41 млн.
- Компанию WebMedia Group основал Сергей Калугин, до этого занимавшийся операторским бизнесом. В группу входят сайты Zoomby.ru, Menu.ru, Photosight.ru, Bank.ru, Credit.ru, Dostavka.ru. Выручку группы оценили в : $40 млн.
- Мобильный разработчик Zeptolab выпустил 5 игр, культовой стала игра-головоломка Cut the Rope (была загружена 300 млн раз). Выручка компании – $40 млн.
- Замыкает рейтинг сайт знакомств “Мамба”, основанный программистом Андреем Андреевым в 2002 году. На сайте – более 21 млн пользователей, ближайший конкурент – Loveplanet. Выручка за прошлый год – $35 млн.
Напомним, украинский Forbes осенью прошлого года представил свой вариант рейтинга украинских интернет-компаний.