Стартаперам постоянно твердят, как важно принимать решения всем коллективом, регулярно собирать всех участников и обсуждать с ними последние новости компании. Им твердят, что мнение большинства очень важно, а успех лидера зависит от умения слушать и открытости. В современном мире консенсус принимается за контроль качества, и часто такой метод срабатывает. Но что происходит, когда конструктивный разговор превращается в бесполезный треп?
Что может случится с компанией, когда объективная критика уступает место тупому восхвалению? Когда проще “не увидеть” проблему, и потратить время на работу приятную, но несущественную? AIN.UA предлагает перевод статьи, которая знакомит нас с такими терминами как “Сарай для велосипеда” и “Подлая слепота”, и как их распознать и нейтрализовать.
Поклонники стартап-школы “культура-как-бренд” терпеть не могут признавать, что иногда есть обратная сторона медали коллективных обсуждений – а именно, опасность “падения на рельсы”. Когда в таких сессиях участвуют эго и предубеждения, чрезвычайно сложно правильно проанализировать важные данные. Потому что кооперативная экспертиза превращается в групповое отрицание или старомодное позерство.
“Сарай для велосипеда”
Закон тривиальности Паркинсона или “сарай для велосипеда” – это пример того, как коллективные решения могут привести к неразберихе. Согласно этому закону группы предпочитают игнорировать комплексную проблему и фокусироваться на тривиальных моментах, чтобы каждый участник мог показать свой персональный вклад в общее дело. Например, когда комитет, вместо того, чтобы обсудить вопрос, где разместить атомный реактор, решают, какого цвета и ширины должен быть сарай для велосипедов сотрудников.
Звучит знакомо? А как долго на собрании вы обсуждали организацию корпоратива?
От “величия “к количеству
Проблема “сарая для велосипеда” в том, что время и энергия тратятся на препирательство по вопросам, которые не играют особой роли в вашем бизнесе. Такие дискуссии могут подвергать стартап риску просто потому, что они отвлекают вас от ключевых проблем.
Со-основатель Apple Стив Джобс был не из любителей разбрасываться словами, он был ярым сторонником правильной фокусировки. Один из его знаменитых советов Ларри Пэйджу из Google звучал так: “Определите пять продуктов, на которых вы хотите сфокусироваться. Избавьтесь от остальных, потому что они тянут вас вниз. Они превращают вас в Microsoft. Это заставляет вас заниматься продуктами адекватными, но не великими”. Пэйдж принял совет во внимание, и в июле 2012 года порекомендовал своей команде ужаться и сфокусироваться на ключевых продуктах вроде Android.
Урок в том, что стартапы могут работать с каждой из множества своих идей, но большое количество проектов может отвлечь их от чего-то поистине великого.
Групповое мышление
Одна из самых популярных цитат в социальных сетях – это слова актера Джастина Тимберлейка: “Миллион долларов – это не круто. Знаешь, что круто? Миллиард долларов!” В жизни все как раз наоборот: миллион долларов – это зачастую очень даже круто! Потому что вероятность того, что вы станете следующим Марком Цукербергом, крайне мала.
Я знаю, что это депрессант, и мы не хотим этого слышать, но мы должны быть реалистами и избегать ловушки сверхоптимистичности и всеобщего беспочвенного воодушевления. Здесь возникает феномен, когда критичность воспринимается как предательство, даже если она поднимает важные проблемы. При групповом мышлении основная масса участников восхваляет все идеи и решения, вместо того, чтобы предоставить обдуманный фидбэк. Они такие: “Да, чувак! Это круто”.
И хоть это редко проявляется, бывают культуры, которые исповедуют групповое мышление, сами того не зная. Как результат, коллективная иллюзия торжествует настолько, что не остается места инакомыслию, а планы остаются не реализованными.
Но главная глупость в том, что большинство стартапов начинают с неправильных гипотез. Автор и профессор Стенфорда Стив Бланк определяет стартап как “организацию, созданную, чтобы искать повторяющуюся и масштабируемую бизнес-модель”. Другими словами, модель на старте не может быть полностью готова. Первоначальная гипотеза в большинстве бизнес-моделей ошибочна, непредвиденные расходы подразумеваются, а пивоты – это обычное дело. Бланк пишет: “У Великих предпринимателей есть не просто “План Б” – у них есть бесконечное количество планов Б”.
Подлая слепота
Основатель Y-Combinator Пол Грэм придумал термин “подлая слепота”, который определяет стремление групп избегать неприятных заданий. Грэм приводит создание платежного стартапа Stripe в доказательство этого феномена: “Более десятка лет каждый хакер, который когда-либо вынужден был осуществлять оплату онлайн, знал, какими болезненными бывали такие эксперименты. Тысячи людей должны были знать об этой проблеме. Но прежде всего они решили построить сайты рецептов или агрегаторы локальных мероприятий”.
Подлая слепота – это преднамеренное уклонение от неприятных задач. Вот почему ошибки обсуждаются реже, чем успехи, документация перепроверяется неохотно, а книга Тима Ферриса “4-часовая рабочая неделя” – бестселлер среди предпринимателей. Достаточно очевидно, что мы стремимся возвысится к волшебным перспективам и интересным заданиям, избегая всего того, что скучно и повседневно, но действительно важно.
После моих примеров, я не питаю иллюзий по поводу того, как эта статья меня характеризует. Но уверяю вас, что это не жестокий бред человеконенавистнического жителя пещеры. Рискуя быть изгнанной из Долины, я считаю важным донести мою точку зрения об отраслевом пристрастии к постоянным разборкам и дебатам. Причина, по которой я это делаю, проста и хорошо мотивирована. Я боюсь, что мы тратим наше время на обсуждение механики победного танца прежде чем, собственно, победили. Я хочу, чтобы мы победили.
Источник The Next Web