В последнее время было много разговоров о преимуществах основания технологического бизнеса в Канаде, в том числе оптимистических замечаний по поводу запуска там стартап-виз с видом на жительство. Тем временем в США с трудовой иммиграцией все сложно. В Сенат регулярно поступают проекты, призванные облегчить иностранцам въезд в страну с целью основания бизнеса, и даже сам Марк Цукерберг всерьез озаботился проблемой трудовой иммиграции в США. Однако пока все эти инициативы ни к чему не привели.

Что бы вы предпочли: стучаться в запертые ворота Страны Оз для стартаперов – Кремниевую Долину или войти в приветливо распахнутые двери скромной, но богатой Канады? Дэвид Куэйл, серийный предприниматель и стартап консультант с прописками и там, и там, считает, что второй вариант все-таки лучше первого. Почему? Читайте об этом в переводе AIN.UA.

“Все эти разговоры о прелестях Канады для стартапера казались мне немного неискренними – они отдают саморекламой. Канадцы отчаянно пытаются убедить самих себя в том, что их страна, наконец, появилась на технологической карте мира. Но скажите, в масштабах мирового рынка мог бы кто-нибудь с опытом, связями и местом жительства в Кремниевой Долине действительно предпочесть Канаду для основания бизнеса?

Мог бы. Я, например.

Почему Канада?

Я гражданин Канады, который продал свой последний стартап Attassa в 2010 году компании из Долины Yousendit. Я также основал направление по разработке мобильных продуктов в Zecter, компании из Y-Combinator, которую позже купила Motorola Mobility (Google).

За последние 5 лет я обзавелся солидной базой контактов и связей в Кремниевой Долине. Но в январе 2013 года переехал обратно в Канаду и там же перезарегистрировал свою новую компанию Zenlike.me. И я так поступил не потому, что там как раз запустили программу налогового стимулирования (R&ED) или промышленную программу содействия исследованиям (IRAP). Не из-за растущих расходов на разработки в Кремниевой Долине и даже не из-за “луддистской” иммиграционной политики Штатов, которая существенно затрудняет основание бизнеса в США иностранцами.

В основном я сделал это, потому что Кремниевая Долина для стартапера – это большой пузырь фальшивых преимуществ.

Долина – удивительное место, и во многих случаях я бы сказал, что нет места лучше, чтобы основать бизнес. Если бы сеть связей оттуда, которые позволяют мне влиять на аспекты, в которых Долина действительно удивительна (капитал, маркетинг, развитие бизнеса), я бы не стал всерьез задумываться о том, чтобы стартовать в Канаде.

Но при всех позитивных моментах у этой благой гавани ест один существенный недостаток, который способен убивать стартапы: фальшивые преимущества. Они приводят к чересчур быстрому масштабированию, а чересчур быстрое масштабирование, в свою очередь, может привести к смерти проекта.

Почему не Долина?

Хорошо известно, что стартапы, новые продукты и принятие рисков глубоко интегрированы в культуру Кремниевой Долины. Но есть моменты, о которых не принято говорить. Идеи здесь часто приводят к успеху – но больше они не преуспеют нигде. В Кремниевой Долине инвесторы, друзья и первые пользователи поддерживают новые идеи с таким энтузиазмом, что стартапы моментально получают инвестиции, приложения – миллионы загрузок, а идеи – бурю одобрений, даже если они не могут со временем быть масштабированы.

Слишком часто такие стартапы упираются в стену, когда начинают пытаться расти, а все потому, что слишком надолго застряли в своем первоначальном виде, в котором масштабироваться невозможно. Мне нравится Zaarly, я верю в их команду и видение, но я не могу не гадать: если бы они поменяли направление раньше, когда базировались вне Ванкувера или Эдмонтона, где они могли бы добиться лучшей валидации своего бизнеса? Вместо того, чтобы с первого дня (буквально) поднимать деньги в Сан-Франциско у Эштона Кутчера.

Это не все плюсы канадских стартапов. Люди там меньше рискуют, так что найм на работу – сложная задача. Но эта задача везде одинаково сложная. Я бы мог настаивать, что в Долине она даже сложнее, поскольку вместо того, чтобы конкурировать с RBC, Atco и Telus, вы вынуждены конкурировать с Pinterest, Facebook и Twitter.

Возможно, привлечение инвестиций в Канаде немного сложнее. Но канадские фирмы, с которыми я сотрудничал – iNovia, BDC, Version One, and Real Ventures – на самом деле крутые. Дальше больше – 2010 изменений в законе про налоги в конечном итоге устранили все барьеры для иностранных инвестиций в Канаде.

Настоящая сложность, как по мне – это борьба за массовое видение в среде, где пара-тройка ваших коллег делает то же самое. В Долине ты сумасшедший, если не стреляешь по Луне. В Канаде ты сумасшедший, если ты по ней стреляешь. В Канаде легко согласиться на статус-кво.

В общем, мой совет канадским стартапам – оставаться в Канаде, но строить связи и проводить реальное время в Долине, фокусируясь на развитии бизнеса и маркетинге. И в конце концов окружить себя другими локальными стартапами, которые стреляют по Луне.

Источник TechVibes