big_idea_ukrКраудфандинг захлестнул технологический мир. Мода на коллективные инвестиции пришла с Запада, а тон задала, пожалуй, сама популярная площадка Kickstarter. Каждый проект, будь-то съемка документального фильма или запуск облачного сервиса, теперь может привлечь деньги с помощью краудфандинга. До 2012 года локальным проектам была недоступна опция “с миру по нитке”, однако в сентябре прошлого года была запущена первая украинская краудфандинговая платформа “Велика Ідея”. Редакция AIN.UA связалась с ее основательницей Ириной Соловей и расспросила о этапах создания, подводных камнях и проектах, а также попыталась найти ответ на вопрос, почему локальная площадка пока привлекает так мало технологических стартапов.

Почему вы решили создать платформу для краудфандинга? Как родилась идея? 

Cоздание платформы для краудфандинга было логичным решением в процесе эволюции деятельности общественной организации «Гараж Гэнг», которая курирует проект “Велика Ідея”. В 2009 году “Велика Ідея” была краудсорсинговой платформой, где люди могли публиковать свои идеи и искать денежные ресурсы для их реализации. В дополнение к этому существовало мероприятие для предоставления микро-грантов “SundayБорщ”, где люди встречались для обсуждения и поддержки идей. Как на этих событиях, так и в ходе “Велика Ідея Fest 2011” существовал общий денежный фонд, который передавался лучшим проектам. Мы часто слышали от аудитории: «я хочу поддержать вот эту идею или этого человека». Поэтому мы подумали, а почему бы не дать людям возможность поддерживать проекты напрямую? После финансирования следует реализация идеи и это всегда эксперимент, опыт которой необходимо анализировать и обсуждать.

С какими трудностями вы столкнулись при создании “Велика Ідея”? 

Мы расцениваем трудности и вызовы, как подсказки. С одной стороны, мы хотели сделать удобный и понятный ресурс для коллективного финансирования проектов, соответственно первой мыслью было подключить максимум вариантов для совершения онлайн платежей. С другой стороны, на платформе действует правило возврата денег в том случае, если проект не собирает заявленый бюджет в указаные сроки. Взвесив эти требования, продуктивным решением на тот момент было сокращение количества доступных опций для платежей. В результате мы подключили одну систему, которая предлагала оптимальную схему возврата денег. Сейчас внешними вызовами являются привлечение смелых жизнесособних проектов и преодоление стереотипов о краудфандинге.

Ориентировались ли вы на какие-то зарубежные площадки, когда создавали свою краудфандинговую платформу?

Можно говорить о существовании общих стандартов или лучше – best practices. В то же время, каждая платформа имеет свои особенности. В момент своего появления, Kickstarter также учел опыт существующих в то время платформ для краудфандинга. Мы все время отслеживаем развитие и пристально следим за критикой функционирования краудфандинга на таких ресурсах, как Kickstarter, IndieGoGo, Planeta.ru и ArtistShare. Мне лично очень импонирует логика взаимодействия аудитории на Planeta.ru, где вокруг проекта формируется сообщество и далее от имени сообщества его участники могут заводить сколько угодно краудфандинговых проектов.

Основатель краудфандинговой платформы Ирина Соловей

Основательница краудфандинговой платформы  Ирина Соловей

Как много проектов удалось реализовать благодаря платформе “Велика Ідея”? 

С сентября 2012, когда заработал “Спильнокошт” на проекте “Велика Ідея”, нам удалось реализовать 10 успешных проектов, в которые было инвестировано больше 150 тыс грн. На прошлой неделе, Анфиса Хлеб, автор одного из первых проектов «Одежда PUBO», порадовала нас тем, что в феврале их нашел партнер, который изучил визитку проекта на платформе “Велика Ідея”. Он предложил им финансирование, несмотря на то, что проект не собрал 100% заявленного бюджета в октябре прошлого года.

Если взглянуть на портфель проектов, представленных на вашей площадки, то проектов в сфере IT, практически нет. Как вы считаете, почему украинские стартапы пока обходят вас стороной? 

Мы смотрим на характер проекта с разных сторон. Например, мы отнесли собственный проект «Создание спильнокошта на Великій Ідеї» в рубрику «экономика», но он стоит на рубеже со сферой IT, потому что деньги собирались на программирование и веб-дизайн новой платформы. С другой стороны, создатели IT-проектов могут получить необходимые ресурсы для развития в среде, которую формируют IT-инкубаторы. В нашем понимании, важные ресурсы для IT-проектов – это не только деньги, но и компетентное руководство по выводу продукта на глобальный рынок. Мы же развиваем компетенцию сопровождения проектов для городов, с акцентом на улучшении жизни в местных сообществах.

Каким образом происходит монетизация проекта? Платформа получает комиссию после удачного финансирования?

Мы развиваемся как социальное предприятие, и поэтому действуем по принципу быть максимально полезными обществу и разумно использовать денежные средства. Таким образом, в даный момент наша финансовая устойчивость формируется за счет грантов международных организаций, приоритеты которых созвучны нашим стратегическим целям – привлечение инвестиций в проекты социальных инноваторов. В следующем году мы будем работать над формированием модели сотрудничества с социально-ответственным бизнесом. Размер комиссии в 2%, которую мы получаем в случае удачного финансирования проекта, – это шаг на встречу социальным инноваторам в виде уменшения стоимости доступа к гибкому финансированию.

Какими способами пользователи могут пожертвовать деньги на проект? 

На данном этапе взнос можно совершить с помощью банковских карт через платежную систему iPay.

Веб-интерфейс краудфандинговой платформы

Веб-интерфейс краудфандинговой платформы

Планируете ли вы привлекать технологические проекты, которым необходимы деньги или же сконцентрируетесь на социальной сфере?

В нашем понимании, успех технологического проекта зависит от его способности улучшать жизнь реальных людей. Например, мы сейчас работаем с командой проекта, который интересен как с технологической точки зрения, так и в отношении социальной составляющей. Социум – это связи и отношения людей. Поэтому мы убеждены, что технологические проекты могут не только помогать создавать новые возможности для рекламы, развлечения и торговли, но и помогать людям в разных жизненных ситуациях.

Сколько людей трудится над “Велика Ідея”? 

Наша действующая команда насчитывает 16 человек. Недавно к нам присоединилась Ирина Пинчук, которая координирует бизнес-коммуникации. Также, мы в процессе поиска журналистов, заинтересованных писать о проектах социальных инноваторов в украинских городах. Поэтому, скоро нас будет больше. И это радует.

В Украине у вас нет конкурентов. С чем это связано?

У нас нет конкурентов, потому что краудфандинг требует среды, в которой люди могут доверять друг другу, где постоянно создаются интересные жизнеспособные проекты и когда онлайн инвестирование в реализацию будущих проектов становиться привычной практикой. Будут появляться новые веб-ресурсы для краудфандинга. Мы предполагаем, что это будут профильные платформы для издания книг, музыки, научных исследований, производства технических новинок, а также для микро-инвестирования в бизнес. Это создаст новые возможности в стране и позволит сообществам напрямую влиять на развитие разных профессиональных сфер.

Как вы считаете, у краудфандинга в Украине есть будущее?

Из опыта общения с властями в городах, мы отмечаем их интерес к коллективному финансированию проектов, как возможность уменьшения нагрузки на местный бюджет и в качестве проверки востребованности инициативы в городе. Поэтому у краудфандинга в Украине хорошее будущее.