Почему я порвал с KickstarterСегодня многие украинские стартапы ищут финансирование на Kickstarter. Только за последнюю неделю два украинских проекта заявили о запуске своих проектов на популярной краундфаундинговой платформе – это киевская анимационная студия 3D-Sparrow с 3D-мультсериалом “Буба” и бренд носков Sammy Icon. Были и громкие успехи: фильм, снятый на средства с Kickstarter, впервые получил «Оскара». В целом, за 2012 год проекты на Kickstarter привлекли $319 млн. Казалось бы, краудфандинговая платформа – быстрый и верный способ собрать деньги на то, чтобы претворить мечту в жизнь.

Однако есть и те, кто обжегся. О них не пишут в СМИ, поэтому критика в сторону Kickstarter практически не звучит. Дизайнер и предприниматель Джим Кларк решил немного уравновесить чаши весов и рассказал свою историю о том, как и почему он окончательно разочаровался в Kickstarter. Не в краундфандинге, а в конкретной онлайн-платформе, которая продолжает набирать популярность. AIN.UA предлагает перевод его статьи.

Почему я порвал с KickstarterКогда я впервые узнал про Kickstarter, я подумал, что это классная идея. Всю свою жизнь я постоянно что-то изобретаю. Я владелец дизайн-студии, и визуальные разработки – это моя стихия. Я хотел использовать Kickstarter, чтобы доказать жизнеспособность моих творений. Если “толпа” будет вкладывать деньги в мои идеи, то, возможно, большой рынок также ими заинтересуется.

Когда я пришел с концептом UNRULY для GoPro, инвесторам с Kickstarter понравилась эта идея. Два наших основных продукта – Headcase Pro и HeadGear – собрали $36 тыс., на $9 тыс. больше, чем мы хотели, и это всего за 30 дней.

Я думал, что понимаю процесс, который начался после того, как этап фандинга был окончен. Еще до Kickstarter я воплотил несколько продуктов в жизнь. Эти продукты были проданы в торговых точках, специализирующихся на профессиональном дизайне, включая Fred Segal и MOMA San Diego. И выяснилось, что эти предварительные победы мало относились к тому, что произошло на Kickstarter. Фандинг был только половиной битвы.

Все, что произошло после фандинга на Kickstarter, было неожиданным и разочаровывающим. Вот уроки, которые я вынес из своей истории.

Это не хобби, это компания

Создатели часто упускают из виду тот факт, что финансирование проекта может быстро превратится в серьезную игру. Вы можете запуститься на Kickstarter ради забавы, но когда начнете претворять проект в жизнь, он может быстро раздуться до предложения на миллион долларов. Тогда проект перестает быть просто хобби. Это уже компания.

Для того, чтобы иметь возможность производить и распространять ваш продукт, вы начинаете зависеть от поставщиков и всех остальных, кто вовлечен в цепочку вывода на рынок, в том числе и от инвесторов. На Kickstarter ваши инвесторы не предоставляют никакой информации о том, как на самом деле сложно успешно организовать этот выход. Они постоянно напоминают вам, чего хотят и что им нужно, и вы бьетесь как рыба об лед, чтобы развеять их страхи.

Для нас это стало реальной проблемой. В целом, если вы успешны, фандинг на Kickstarter приравнивается только к трети продаж, которые вы получаете через оптовую торговлю и прочий ритейл. Пока 200 человек заказали наш продукт на Kickstarter, мы также получили огромное количество продаж за его пределами.

Мы подняли $36 тыс., но чтобы заплатить за все, нам пришлось привлечь еще $100 тыс. Может уйти до трех недель на то, чтобы ваш Kickstarter собрал деньги, поэтому искать дополнительных инвестиций – обычное дело.

Задержки – это норма на Kickstarter

Задержки являются одной из причин, по которым примерно 75% проектов на Kickstarter реализовываются слишком поздно. Другая причина в том, что Kickstarter не предоставляет вам никаких ресурсов кроме первоначального финансирования. Если потом у вас возникнут проблемы, вы останетесь с ними один на один.

Многие создатели сталкиваются с неожиданными затратами. Например, наши пресс-формы обошлись нам в $25 тыс. У других создателей возникают проблемы, потому что у них нет понимания того, как все это работает, экспертного совета или ресурсов, чтобы производить свой продукт. Без поддержки сторонних юридических лиц, создатели могут провалить весь свой бизнес еще до того, как запустят свой первый продукт.

В нашем случае, производители сделали наши продукты только через три месяца. Из-за этой задержки мы пропустили основной сезон продаж – лето. К тому времени, как мы поставили свое предложение клиентам, у GoPro изменился весь дизайн. Все наши продукты оказались устаревшими, поскольку были спроектированы под предыдущую модель GoPro, и мы до сих пор за это расплачиваемся.

Некоторые правила могут задушить создателей

Недостаток последующей поддержки на Kickstarter – одна из нескольких причин, по которым компания обречена на неудачу. Кроме этого, у Kickstarter есть несколько правил, которые душат создателей.

Они отвергают проекты без объяснений

Kickstarter отвергает 25% заявителей проектов, но при этом не объясняет причины. Процесс кажется субъективным и непрозрачным. Они не допускают никаких проектов, которые имеют отношение к домашним любимцам, зато дают парню поднять $5 тыс. на то, чтобы нанять самолет и писать в небе странные вещи.

Создателям не разрешается показывать виртуальные визуализации, только готовые продукты

В сегодняшнем обществе, помешанном на дизайне Apple, оформление любого продукта критически важно для его принятия, а технология второстепенна. Крайне необходимо сразу показать визуализацию своей идеи. Ключ к успешному дизайну продукта – на стадии визуализации. Kickstarter против этого, потому что не хочет, чтобы его покровители приняли визуализацию за конечный продукт. Платформа позволяет рисовать и делать CAD дизайн, но визуализация важна для большинства питчей.

Из-за того, что Kickstarter играет важную роль для тестирования идеи и ее фандинга, по-настоящему важно, чтобы создатель мог использовать все возможные инструменты, чтобы сообщить, каким будет его конечный продукт. Это включает фотореалистичный рендеринг, с помощью которого можно донести до инвесторов идею продукта. Без возможности использовать эти инструменты, создатель вынужден представить идею в более позднем исполнении, до того, как попробует, насколько она подходит для рынка.

Например, наш самый новый продукт Reactor очень технически сложный и затратный, чтобы начать его производить. Если нам не позволят показать потенциальный дизайн до того, как мы запустим производство, мы не сможем продолжать, потому что не сможем сообщить, что пытаемся сделать.

Kickstarter говорит: “Мы не магазин”

Было много проектов, которые добились успеха на Kickstarter именно потому, что клиенты могли купить несколько продуктов. Кикстарт сам себе дает пинок под зад, устраняя возможность купить больше одной штуки. Они отчуждают свою базу пользователей от предпринимателей, диктуя то, как нужно сообщать о своем продукте и как много экземпляров можно продать.

Есть еще зеленые пастбища для краудфандинга

Сайт краудфандинга должен быть создан таким образом, чтобы соответствовать потребностям “толпы”, а не основателей сайта или людей, которые его программировали. Kickstarter пытается приспособить своих пользователей к формату, не самому лучшему для построения устойчивого бизнеса. Их правила не выгодны людям, которые платят по счетам.

Основание бизнеса – это обязательство. Я хочу краудфандинговую платформу, которая может дать мне долгосрочное обязательство. В море много рыбы, поэтому для запуска Reactor мы будем искать судно, которое лучше построено, и уже с него запускать свои сети.

Источник Venture Beat