Оценить украинский рынок стартапов в цифрах очень сложно. Многие сделки непубличны, и их участники не горят желанием раскрывать подробности. Кроме того, эта отрасль в Украине еще незрелая и одна крупная сделка может перекосить статистику для всего рынка за год. “Так было с Viewdle, когда они подняли $10 млн и удвоили объем инвестиций на рынке”, – вспоминает Денис Довгополый из BVU Group.
Вчера на iForum-2013 он все же привел некоторые оценочные цифры по украинскому рынку стартапов, в том числе, по количеству проектов, количеству инвесторов, количеству доступных сделок, а также, что немаловажно, – по количеству банкротств. Ниже подана статистика украинского рынка стартапов по оценкам Дениса.
- Каждый год на украинском рынке появляется от 300 до 500 новых стартапов.
- Суммарное количество стартапов, которые постоянно находятся на рынке, то есть, еще не обанкротились – около 900 проектов.
- Из примерно 600 стартапов в год где-то 150 – это серьезные проекты, из них выживает несколько десятков (20-40).
- На рынке есть более 50 ангелов-инвесторов, которые могут вкладывать от $50 до $200 тыс. в проект.
- Активно на рынке работают два украинских фонда (скорее всего, Денис имел в виду TA Venture и AVentures – ред.), из России украинскими проектами интересуются 7 фондов, из Европы – 12. Американские фонды для украинского рынка пока редкость, сделок нет, но два фонда выказывают достаточно серьезный интерес.
- Сделок раунда А (от $1 до $1,5 млн) в год заключается около 15, ангельских сделок – от 40 до 70. В эту статистику Денис включил только осознанные сделки, когда инвестор понимает, куда и зачем он вкладывает деньги.
- Объем инвестиций на украинском рынке может составлять от $20 до $70 млн в год. Если говорить о портфельных сделках, исключая M&A, то эта оценка будет несколько ниже – от $20 до $40 млн.
- Деньги украинских инвесторов, которые могут вкладываться в проекты, оценены где-то в $200 млн.
При этом, комментируя количество проектов, которое появляется на рынке каждый год, Денис заметил, что взрывообразный рост стартапов был в 2007-2008 году, вдогонку был рост в 2009-2010-2011, а после 2012 года “романтики” ушли с рынка. Ведь к тому времени появилось больше информации, конференций, образовательных программ для стартапов.
“Мы, например, запугиваем людей: понимаете, какой это бизнес? работать 20 часов в сутки, получить раннюю седину, и при этом знать, что 99,7% компаний в отрасли банкротятся? Когда до романтиков начало доходить, что никто не отсыпет им несколько миллионов долларов просто так, часть людей схлынула. Поэтому количество проектов растет незначительно, зато меняется их качество”, – говорит Денис.