Скорость распространение смартфонов и новых технологий не позволяет обходить стороной тему мобильных трендов, которая является, пожалуй, самой обсуждаемой в последнее время. Компании, разработчики и пользователи хотят знать, куда будет двигаться индустрия и в каком ключе будут развиваться технологии в ближайшем будущем.
Организаторы iForum-2013 решили предсказать будущее и провести круглый стол, посвященный трендам в мобильных платформах. В активной дискуссии участвовали ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, директор программного менеджмента компании Parallels Александр Пацай, директор департамента стратегических технологий Microsoft Украина Андрей Терехов и президент компании «Интернет Инвест» Александр Ольшанский. Редакция AIN.UA предлагает вам ознакомиться с репортажем этого круглого стола.
Софт или хард. Тренды на ближайшие 3 года
Эльдар Муртазин: Сегодня вендоры зарабатывают на железе, однако стоимость железа должна быть на уровне 30% от стоимости конечного продукта. Конечно, софт становится намного более важным. К примеру, компания Fly в прошлом году продавала в России телефоны и за счет игр и мобильных приложений, заработала дополнительно $25 – $30 с одного телефона в течение года. По факту, компания зарабатывает на продаже, а отчисления в течение года приходят от производителя софта. Это концепция будущего: софт бесплатен для потребителя, который платит если хочет. Важно угадать с моделью, чтобы люди играли или покупали мобильные приложения.
Если вы инженер и разрабатываете хард, то скорее всего не умеете писать софт. Если вы программист, то вы умеете писать софт, но не умеете разрабатывать железо. Людей, которые совмещают и то и то, я в своей жизни не встречал. Они очень востребованы на рынке, но их попросту нет.
Александр Пацай: В мобильной сфере на харде зарабатывают 2 компании: Apple и Samsung. Если посмотреть на график прибыли, то видно, что эти компании делят практически все деньги. Если говорить об отчислениях, то Microsoft получает достаточно большие отчисления от Android. В частности, производители устройств на ОС Android выплачивают отчисления за патенты, которые были нарушены компанией Google в своей операционной системе. На железе зарабатывать можно, но сделать это очень сложно. Поэтому, софт это как-раз то, что требует не очень больших инвестиций и способно принести достаточно высокую отдачу.
Андрей Терехов: Разрабатывать нужно весь комплекс: не только телефоны или приложения. Нужна экосистема. К примеру у Google нет проблем с отчислениями за операционную систему. У компании другая модель. Если взять Amazon, то компания вообще теряет на этом деньги. Мне кажется, что если смотреть вперед, оценивать нужно всю картину.
Александр Ольшанский: Сегодня софт и хард очень плохо разделяются. То, что мы привыкли называть хардом, на самом деле является софтом. Процессор ARM – софт или хард? Это хард, который продается в виде софта. Эти 2 термина существуют с момента основания индустрии, но на сегодняшний момент, эти понятия начали размываться. Если бы меня спросили куда инвестировать, я бы без сомнения инвестировал в то, что сегодня традиционно именуется железом.
Мобильные экосистемы. Нативные приложения или HTML 5?
Александр Пацай: Я в мобильной разработке уже достаточно давно и тема, что HTML 5 вот-вот взлетит, муссируется уже 5 лет. Но технология никак не взлетит, видимо никто не дает хорошего пинка. Исходя из последней статистики, 38% времени пользователи проводят в играх, а 20% в социальной сети Facebook. Из этих 20%, 80% времени проводится в нативном приложении социальной сети. Когда Facebook переписал большую часть приложения в нативном коде, я подумал, что наконец в мире вырастет производительность, ведь люди перестанут проводить столько времени в соцсети.
Мне кажется, что в ближайшие 3 года не стоит ждать прихода HTML 5 в том виде, в котором технология сможет полноценно заменить нативные приложения. На рынках России и Украины, где пользователи покупают много недорогих устройств и у компаний не так много денег, чтобы писать нативные приложения, будут пользоваться веб-версией. Нативные приложения в ближайшие несколько лет будут доминировать на рынке.
Андрей Терехов: Microsoft один из активных участников HTML 5, но я так и не могу понять, кто “травит” эту технологию. Практика показывает, что люди используют разные приложения: если читать новости – один сценарий. Если это полноэкранное приложение – другой сценарий. У меня все больше и больше складывается ощущение, что у “фреймворков” для работы с несколькими платформами, больше шансов.
Александр Ольшанский: Все повторяется. Мне это напоминает вопрос 1989 года, на чем писать – на Assembler или Turbo Pascal? Писать нужно сейчас, для сейчас на том, что работает сейчас. Учить можно то, что настроено на будущее. Если сегодня HTML 5 работает плохо, то писать на нем не нужно. Очень простая логика. Такое ощущение, что Цукерберг писал свое приложение на 30 вперед. Оно не будет работать столько лет. Переписать уже работающее приложение на другую платформу намного проще. Получается, что бухгалтерия захватила управление в компании. Инвестиционный менеджер Facebook сказал, что надо писать на HTML 5, потому что это сохранит нам инвестиции.
Эльдар Муртазин: Мне когда надо что-то выкопать, я беру лопату и копаю. Меня совершенно не интересует инкрустированная, золотая или зеленая лопата. Важен результат. При обсуждении платформы логичнее говорить в ключе: быстрее, качественнее и дешевле. Если есть новомодная технология, которая никем не протестирована, а крупная компания неожиданно начинает писать на ней приложение, возникают сомнения в адекватности. Никто не может спрогнозировать, что будет на выходе. И это основная проблема.
Налог на софт
Эльдар Муртазин: Мы живем в интеллектуальном мире и все имеет свою стоимость. Программы имеют точно такую же ценность и стоимость, как молоко в магазине на полке. Когда компания-производитель платит за место на этой полке, она оплачивает затраты. Я думаю, что доход сегодня делиться весьма справедливо. Вы получаете доступ к аудитории и в зависимости от приложения, получаете отклик. Вы можете использовать фримиум-модель или продавать приложение сами. Но я не знаю компаний, которые продают приложения самостоятельно (кроме корпоративного сегмента). Это не пользовательский рынок.
Я выступаю против слова налог, потому что налоги собирает государство, а коммерческие компании не могут собирать налоги. На сегодняшний момент появилась куча историй успеха, когда человек создает приложение и зарабатывает на нем миллионы. 20% – 30% – это очень небольшая плата. При этом, когда большие компании соглашаются на подобные условия, это говорит о том, что в одиночку им сделать будет более затратно.
Александр Пацай: Я застал период, когда софт продавался на дисках и хочу сказать, что производитель терял при продаже такого софта. 30% – это немного. При этом нужно понимать, какие сервисы получают разработчики. Не только то, что это полка с доступом к миллионам пользователей, но это биллинг, хостинг приложения, трафик при скачивании приложений. Конечно, и Google и Apple имеют что-то из этих 30%, но это небольшая цена за доступ к огромной аудитории.
Александр Ольшанский: Важно не то, сколько собирают денег. Важно даже не то, с чего собирают деньги. Важно то, на что их можно тратить. В США четко написано, на что можно тратить налоги. К примеру, их нельзя тратить на благотворительность. Нельзя деньги богатых раздавать бедным. В индустрии, с точки зрения налогообложения, 19 век. Все работает, но по феодализму. Для того, чтобы перейти к современной системе, нужно сказать, что мы собираем 30% и обязуемся их тратить на развитие экосистемы и маркетинг.
Андрей Терехов: Во-первых, действительно существует модель, которая включает продажи через софт. Мне очень не нравится слово налог. Это не налог, а стоимость построения канала продаж, которая есть у компаний, но нет у программистов. Представительства Microsoft во всем мире строят каналы продаж. Вопрос, 30% – много или мало? Обычно у программиста выбора нет, но сегодня альтернатива есть.
Мобильное видео
Эльдар Муртазин: Мы потребляем любую информацию. Главное, чтобы было интересно. Есть ведущие издания, которые генерируют контент (Wall Street Journal, Reuters и т.д), а есть издания, которые перепечатывают информацию и добавляют локальные детали.
Андрей Терехов: Эта проблема не связана с информационными технологиями, это проблема возраста. Это проблема привычной модальности использования информации. К примеру, у меня нет Instagram и Twitter, а мои дети ведут себя наоборот – они смотрят YouTube постоянно. Если я вижу информацию, которая подана в формате видео, я скорее всего смотреть ее не буду. Кому-то удобнее получать информацию в формате чтения, кому-то прослушивания или просмотра.
Александр Пацай: Вспомним стартап Vine. iOS это первый шаг. Позже будет видеосервис Vine для Android. Если в Facebook, Twitter и Instagram теряется большая часть пользовательской приватности, то видео – еще хуже. Я не хочу, чтобы видео активно входило в нашу жизнь.