В декабре прошлого года YouTube запустился в Украине. Кроме официального признания украинского рынка, это на практике означало, что украинские пользователи смогут монетизировать свои аккаунты, зарабатывая на рекламе. На возможности заработка и продвижения на YouTube уже обратили внимание украинские медийные группы. У каналов и программ StarLight media уже 19 YouTube-каналов, и к концу года их количество удвоится. У группы 1+1 – 14 каналов, одна только онлайн-трансляция матча “Динамо” против “Шахтера” на YouTube-канале ТСН набрала 153 тыс. воспроизведений.
Но недавно руководство видеохостинга объявило о том, что зарабатывать на YouTube можно будет не только на рекламе, и запустило платные каналы. Цена подписки стартует от $0,99, есть скидки, а также пробная бесплатная подписка на 14 дней. Когда такая возможность может появиться в Украине?
Как AIN.UA рассказал Юрий Хазанов, директор партнерской программы YouTube в Восточной Европе, сейчас платная подписка запущена только в тестовом режиме с 30 американскими каналами, доступна в нескольких странах, но не в Украине. Подписка есть в восьми странах, где уже работает транзакционная модель для фильмов (в прошлом году на Google Play и на YouTube был запущен некий аналог iTunes – прокат и продажа фильмов, что работает в России, но пока не доступно в Украине). “Конечно, в будущем мы будем давать возможность партнерам из разных стран запустить платные каналы”, – заметил Юрий. По его словам, в США эта инициатива во многом исходила от самих партнеров YouTube, которые хотели чего-то большего, чем рекламная модель.
“С украинскими партнерами я еще детально не обсуждал эту тему, но в России к ней заметен очень большой интерес, и думаю, в Украине он будет не меньше, особенно для анимационного и спортивного контента, возможно, для сериалов”, – говорит Хазанов. В любом случае, основной контент на YouTube останется бесплатным.
Украинские медиагруппы идею одобряют, но о ее реализации пока говорят осторожно.Украинские медиагруппы идею одобряют, но о ее реализации пока говорят осторожно. «Нам, безусловно, интересна возможность не только рекламной, но и пользовательской монетизации. Через несколько лет, например, к 2015 году, у нас может появиться аудитория, готовая платить за отсутствие рекламы в контенте», — говорит Ирина Андрющенко, директор по развитию Starlight Media. Что же касается типов контента, которые могли бы предлагаться в платном доступе на YouTube, это могут быть, к примеру, полные версии телесериалов, фильмы, предпремъерные показы. «Понятно, что западные мейджоры никогда не выложат в открытый доступ, к примеру, «Гарри Поттера» — если хочешь посмотреть фильм, заходи на Hulu, Netflix и смотри за деньги. Аудитория, готовая платить, есть в Израиле, Германии, а у нас пока такой аудитории мало», — говорит она.
Музыкальные продюсеры также заинтересованы в такой модели, но скорее – в будущем. “Мы пока недостаточно готовы к этому, но ведь онлайн – это самый быстрорастущий сегмент. Когда запускали магазин по продаже онлайн-музыки iTunes в России, Украине, все скептически к этому относились, из-за уровня пиратства, но тем не менее, продажи там есть. Это вопрос завтрашнего дня, которым нужно заниматься уже сегодня”, – считает Юрий Никитин, глава Mamamusic.