На конференции «Интернет в Украине: пути дальнейшего развития» исполнительный директор ИнАУ Владимир Куковский представил перечень самых бессмысленных законопроектов и нормативных актов, которые пребывают на рассмотрении парламента, уже действуют на территории Украины, были сняты с рассмотрения или частично одобрены.
В первую очередь Куковский озвучил три законопроекта, которые пока находятся на рассмотрении парламента – предоставлены к ознакомлению или приняты в первом чтении.
Законопроекты на рассмотрении
ЗП № 0902 «Про внесение изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования вопросов авторского права и смежных прав» от 12.12.2012
По мнению ИнАУ, принятие закона приведет к таким негативным последствиям:
- лишению авторов, исполнителей, производителей и правообладателей возможности распоряжаться результатами своей творческой работы – самостоятельно разрешать использование своих произведений и получать вознаграждение;
- узурпации полномочий на сбор вознаграждения посредниками (частными организациями коллективного управления – УОКУ), которых определяет Государственная служба интеллектуальной собственности, что приведет к монополии в этой сфере (согласно действующим положениям ЗУ “Об авторском праве и смежных правах “на деятельность УОКУ не распространяется антимонопольное законодательство Украины);
- лишение авторов и других правообладателей права влиять на деятельность посредников, а именно запрещать им предоставлять разрешения и получать средства;
- созданию угрозы свободе слова, поскольку на провайдера/оператора обяжут ограничивать доступ к сети Интернет и размещение сайта во внесудебном порядке по обращению субъекта авторского права;
- внедрению фактически нового налога на информационные носители (ст.42 законопроекта) и другие.
ЗП № 2576 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно поддержки национальной кинематографии» от 19.03.2013
Аргументация ИнАУ:
- планы дополнительного налогообложения инновационной области телекоммуникаций и, в частности, услуг доступа к сети Интернет, прямо противоречат курсу Украины на поддержку Интернета и инноваций с целью восполнения технологического отставания нашего государства;
- внедрение финансирования кинопроизводства за счет телекоммуникаций противоречит мировым подходам и станет новацией отечественного законодательства;
- внедрение нового налогообложения телекоммуникационных услуг приведет к существенному росту их стоимости. При этом рост стоимости услуг значительно превысит указанные в законопроекте 2%, поскольку речь идет о налогообложении валового дохода.
ЗП № 2567 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения доказательств нотариусом» от 19.03.2013
Аргументация ИнАУ:
Законопроект дает возможность борьбы с плагиатом визуальных характеристик Интернет-сайтов в суде, но поскольку большинство сайтов построено на схожих принципах визуализации контента, а информация создается и распространяется быстро и так же быстро может быть скрыта или уничтожена, указанный законопроект на практике не оправдан.
Нормативные акты, которые действуют
ЗУ «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус»
Аргументация ИнАУ:
- законом предусмотрено создание «Единого государственного демографического реестра», в который вносится чрезмерно много конфиденциальной информации о лице;
- построение системы представляет реальную угрозу основным правам и свободам человека и создает широкие возможности для злоупотреблений такой информацией;
- закон предусматривает открытый перечень документов (более 16), удостоверяющих личность, с применением бесконтактного электронного носителя информации. Это явно и необоснованно превышает требования Плана действий по либерализации Евросоюзом визового режима для Украины;
- в Украине не создано надлежащей инфраструктуры использования биометрических документов, предусмотренных Законом как обязательных. В частности, отсутствуют устройства для считывания соответствующей информации. Создание такой инфраструктуры приведет к чрезвычайно большим финансовым затратам от государства.
Решение Киевсовета «О вопросах упорядочения деятельности субъектов хозяйствования в области связи и информационных технологий» № 378/5765
Аргументация ИнАУ:
Принятое Киевсоветом Решение приводит к ущемлению и ограничению экономической конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг Киева. Оно предусматривает повышение барьера для выхода на рынок новых поставщиков телекоммуникационных услуг – операторов, провайдеров телекоммуникаций, поскольку предполагает установление оплаты за доступ к телекоммуникационной инфраструктуре жилых зданий не в зависимости от количества потребителей в данной постройке, а от общего количества квартир.
Другие нормативные акты
ЗП «О внесении изменений в Закон Украины” О защите общественной морали “» № 7132 от 15.09.2010, представление 22.09.2011 (снят с рассмотрения)
Аргументация ИнАУ:
- под лозунгами защиты морали создаются предпосылки для антиконституционного давления на СМИ;
- ряд требований законопроекта технически невыполнимы (в частности, по надежной блокировке доступа к интернет-контенту, размещенному за пределами Украины), а некоторые новации документа абсурдны;
- законопроект ограничивает конституционное право граждан на свободу слова и информации путем возложения на операторов/провайдеров обязанности без решения суда ограничивать доступ к информационным ресурсам.
ЗП «О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с созданием Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг» (одобрено решением НКРСИ)
Аргументация ИнАУ:
- предусмотренное законопроектом удорожание всех услуг связи и телекоммуникаций на 3,5% коснется всех граждан и создаст предпосылки для роста напряжения в социальной сфере;
- создание Фонда универсальных услуг является устаревшей в мире практикой, применявшейся в условиях недостаточного покрытия телекоммуникационными сетями. Такие фонды финансировались преимущественно государствами, а не участниками рынка;
- создание Фонда приведет к усилению монополизма, поскольку фактически предусматривает поддержку доминирующего в Украине оператора «Укртелеком» за счет малых и средних предприятий отрасли;
- отнесение услуг доступа к Интернету на скорости до 2 Мбит/с к категории общедоступных услуг избыточно и не опирается на обоснования и национальный план развития ШПД;
- законопроект дает почву для финансовых злоупотреблений из-за нечеткого определения универсальной услуги и возложение контроля за уплатой сбора на две разные по своему назначению структуре – Налоговую службу и НКРСИ.
Вывод: создание Фонда противоречит интересам государства и отрасли.
Напомним, в Украине предлагают ввести уголовную ответственность за видеорегистраторы и веб-камеры. Видеонаблюдение за кем-то в публичных местах противоречит Конституции, поэтому должно наказываться штрафом или лишением свободы, считают инициаторы законопроекта №2940.