Группа СКМ, принадлежащая Ринату Ахметову, приобрела у австрийского фонда EPIC 92,79% акций крупнейшего фиксированного оператора Украины – компании “Укртелеком”. Договор купли-продажи был подписан 3 июня этого года. Сумма сделки, согласно договору, не раскрывается.
Фактически, сделка была проведена так: группа СКМ и EPIC подписали договор о продаже 100% акций кипрской компании UA ТELECOMINVEST LIMITED, которой принадлежат корпоративные права компании ЕСУ. Именно ЕСУ сейчас владеет 92,79% акций “Укртелекома”.
Советниками по сделке выступили компания SCM Advisors (UK) Limited, дочерняя компания СКМ в Великобритании и компании EAL, EMC и EFC, консультационные подразделения группы EPIC по вопросам слияний и поглощений.
СКМ станет собственником “Укртелекома” после того, как получит все разрешения, в том числе и от Антимонопольного комитета Украины. Вряд ли у Фонда госимущества (который занимался приватизацией оператора в 2010-2011 году) и АМКУ будут какие-то замечания к сделке, считает старший аналитик инвестгруппы “Арт Капитал” Андрей Патиота. Государство косвенно не раз демонстрировало свою лояльность к “Укртелекому” и после продажи – тому свидетельство и небольшие повышения тарифов на связь, и задержка в выдаче 3G-лицензий мобильным операторам, и тарифы на интерконнект. При приватизации “Укртелекома” были установлены ограничения на его продажу в течение нескольких лет. Но формально они не нарушены, говорит аналитик, ведь в сделке участвовали другие корпоративные структуры EPIC, а владельцем оператора остается ЕСУ, которой государство продало “Укртелеком”. “Думаю, и ФГИУ, и АМКУ не будут высказывать претензий к сделке”, – подчеркнул аналитик.
В самой компании подчеркивают, что де-факто, группа СКМ еще ничего не покупала, а только подписала договор. Как написала в Facebook директор по коммуникациям СКМ Наталья Емченко, на закрытие самой сделки уйдет какое-то время. “До сделки мы не имели к “Укртелекому” никакого отношения”, – подчеркнула она.
Слухи о том, что СКМ покупает “Укртелеком”, появлялись уже не раз. После того, как в “Укртелекоме” объявили о намерении продать подразделение мобильной связи Utel (теперь “Тримоб”), появилась информация о том, что СКМ приобретет “Тримоб”, чтобы передать оператору life:). СКМ владеет миноритарным пакетом в “Астелит”. А “Тримоб” является владельцем единственной действующей в Украине лицензии на 3G-связь (UMTS). Тогда предполагалось, что СКМ не заинтересован в акциях самого «Укртелекома», целью сделки является именно бывший Utel, который благодаря действующей лицензии на связь 3G поможет компании «Астелит» отобрать абонентов у конкурирующих операторов.
В то же время, передача лицензии “Астелиту” – не единственное возможное решение, считает Андрей Патиота. Ведь у СКМ есть еще один телеком-актив – оператор фиксированной связи Vega. Возможно, считает аналитик, новые собственники займутся интеграцией и развитием инфраструктуры “Укртелекома” и Vega, при этом не станут заниматься переоформлением лицензии на 3G для “Астелита” (СКМ в компании принадлежит около 45%, еще 55% – собственность турецкой Turkcell).
В любом случае, по мнению аналитиков, 3G в сетях life:) в ближайшее время не появится.
В самой компании “Астелит” по поводу сделки, а также ее перспектив высказываются осторожно, и считают, что сделка повысит эффективность «Укртелекома”, единственного оператора 3G в Украине. “Верим, что данная сделка также откроет дорогу более тесному сотрудничеству “Астелит” с оператором, что, в свою очередь, позволит представить украинцам самые новые и выгодные предложения”, – заметил глава “Астелит” Александр Баринов.
Попытки государства продать «Укртелеком» предпринимались с 2004 года. В марте 2011 года председатель Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) Александр Рябченко и уполномоченное лицо ООО ЕСУ Вольфганг Хертиш подписали договор купли-продажи 92,79% «Укртелекома». Сумма сделки составила 10,575 млрд грн. На тот момент австрийский фонд EPIC, которому принадлежит компания ЕСУ, выступил единственным претендентом на конкурсе. СКМ даже не подавала заявку на участие в конкурсе по продаже, хотя и признали тогда, что “Укртелеком” – интересный актив.