Основатель хедхантерского интернет-агентства Pruffi Алена Владимирская составила и проанализировала список 10 самых бессмысленных вопросов, которые слышал, наверное, каждый, кто искал работу. Эти вопросы традиционно задают на многих собеседованиях, но парадокс в том, что они никак не помогают HR-специалистам оценить личные и профессиональные качества кандидатов. Зато приучают кандидатов врать, поскольку они пытаются угадать “правильный ответ” на каждый из таких вопросов.

Ниже – список этих вопросов и комментарии Алены к ним (в виде “правильных” и честных ответов на каждый из вопросов).

1. Кем вы видите себя через 10 лет?

Ожидаемый ответ от кандидата: директором дивизиона, руководителем практики, еще каким-то большим перцем в вашей компании.

Честный ответ: я понятия не имею, что со мной будет через 10 лет и чего я буду хотеть.

2. Почему вы хотите работать в нашей компании?

Ожидаемый ответ: потому что она мне очень интересна, я разделяю ее ценности и чувствую, что здесь могу вырасти.

Честный ответ: потому что я сейчас ищу работу и эта вакансия показалась мне интересной.

3. Расскажите о своих самых важных личностных качествах?

Ожидаемый ответ: я надежный, я командный игрок, мне интересен мир.

Честный ответ: как любой человек, я сложный, у меня нет трех основных качеств для всех: для любимой женщины я – верный, для мамы я – гениальный, для друзей я – компанейский, для себя я – трусливый и так далее.

4. Почему мы должны взять вас на эту работу?

Ожидаемый ответ: потому что мне очень интересна и эта должность, и эта компания.

Честный ответ: потому что у вас есть план по закрытию вакансий в месяц, и вы лишитесь премии, если его не выполните.

5. На какую зарплату вы претендуете?

Ожидаемый ответ: кандидат называет среднюю сумму по рынку.

Честный ответ: ну уж дудки, я понятия не имею, какова вилка зарплаты в вашей вакансии, если я назову меньше – я обману себя, если назову больше – вы меня не возьмете.

6. Каковы ваши личные планы на ближайшие годы (особенно этот вопрос любят задавать молоденьким девушкам, опасаясь беременностей)?

Ожидаемый ответ: я сейчас ориентирована на карьеру, безусловно, у меня есть друг-подруга, но в ближайшие годы я не планирую замужество и детей.

Честный ответ: я, как любой нормальный человек, хочу любви и если встречу парня своей жизни, конечно же, выйду за него замуж и рожу пару-тройку детей, потому что корпорация корпорацией, а я просто хочу быть счастлива и засыпать в обнимку с любимым человеком, а не томиком Котлера.

7. Если бы вам сейчас предложили миллион долларов, на что бы вы его потратили?

Ожидаемый ответ: на благотворительность, на собственное дело, на обучение.

Честный ответ: я плюнул бы на все обстоятельства и уехал в годичное путешествие по миру плюс оплатил бы здоровье своим родителям.

8. Сколько собеседований вы проходите одновременно?

Ожидаемый ответ: я уже был на собеседованиях в трех компаниях, в одной мне сделали оффер, но я решил не принимать никаких решений до конца общения с вами, так как мне очень хочется работать в вашей компании.

Честный ответ: я не помню, наверное, пять-семь, все отделы кадров одинаковы и слились у меня в одну бесконечную тоску.

9. Что для вас важно в будущей работе?

Ожидаемый ответ: самореализация, коллектив и адекватный уровень вознаграждения.

Честный ответ: я пока не понимаю/мне важно, чтобы мне было комфортно и интересно, но всегда это разное: это может быть и интересный проект, и красивая девушка за соседним столиком, и хорошие годовые премии, и корпоративная футбольная команда/поживем, увидим.

10. Как вы оцениваете наш офис?

Ожидаемый ответ: он комфортный.

Честный ответ: знаете, я уже насмотрелся на такие офисы/офис как офис/а кофе дрянной.

Возможно, стоит прекратить эти “ритуальные игры”, а просто призвать профессионалов в разных областях знаний, которые скучно и без задоринки оценят профессиональные навыки кандидата, советует Владимирская.

“Вы оцениваете, как сотрудник вольется в коллектив. Если он хороший профи, ваша задача – его качественно “влить”, а не его задача – зазубривать глупости, не имеющие ни к финансам, ни к программингу, ни к другим важным профессиональным качествам никакого отношения”, – пишет она.