Основатели украинской сети видео-рекламы AdVideo Сергей Ковальчук и Павел Клименко называют себя пионерами на рынке. Первый анимированный баннер они запустили в 2010 году – это была реклама МТС длительностью всего в 5 секунд. Новинка показала хороший результат – CTR составил 20%. Пользователям понравилось – рекламодатели заинтересовались. Зная, что за рубежом видео-реклама уже довольно популярна, Сергей и Павел начали активно развивать это направление в Украине.

Первыми потребителями формата стали ИТ-компании, которые всегда были более гибкие к новинкам – видео-рекламу начал покупать Киевстар, потом «Воля». Следом потянулись FMCG-бренды: пиво «Черниговское», газировка Fanta, минеральные воды Грузии… Сегодня на отдельных площадках AdVideo заполняемость инвентаря составляет 100%, однако пить шампанское рано – впереди много работы.

Как возникла идея заняться видео-рекламой в интернете? Как убеждали первых клиентов в том, что его стоит покупать?

Рынок пришлось создавать с нуля. У нас был сейлз-хаус ReklaMonstr – мы занимались медийной интернет-рекламой. В 2010 году в Украине активными темпами развивался широкополосный интернет, люди все больше видео смотрели онлайн вместо того, чтобы скачивать его, как раньше. Начала развиваться индустрия онлайн-просмотра – отдельный сегмент интернета, в котором вообще не было рекламы. На более развитых рынках такой формат уже успешно существовал, и мы попробовали внедрять его у себя – сначала на тех площадках, которые были у ReklaMonstr.

Мы ходили по агентствам и убеждали их, что это сработает, что это будущий тренд. Они, в свою очередь, убеждали в этом клиентов. Запускали бесплатные кампании, чтобы доказать эффективность видео-рекламы и продемонстрировать, что это вообще такое. Потому что рекламодатели долго не верили в нее.

Почему решили выделить этот формат в отдельное направление и создать сеть AdVideo?

Постепенно к нам с телевидения потянулись FMCG, но им хотелось охватных кампаний, а наши площадки каждая в отдельности давали мало трафика. Поэтому мы решили объединить их в сеть – наш российский партнер AdFox предоставил нам для этого качественное техническое решение. Теперь мы можем охватить миллионы пользователей – кого-то вылавливаем на Meta.ua, кого-то на Ukr.net, кого-то на Kinopoisk.ru… Добрались уже и до Казахстана, включив в сеть украинский трафик их самого популярного сайта Nur.kz.

Когда вы запустили сеть?

Неофициально мы запустили AdVideo в мае 2012 года, так что нам уже пошел второй год.

Сергей Ковальчук, AdVideo Party

Сколько вложили в запуск сети? Привлекали финансирование извне или обошлись своими деньгами?

В старт сети вложили больше времени и сил, чем финансов. Но когда пришло время инвестировать в разработку, без привлеченных средств не обошлось. О том, кто выступил инвестором и в каком размере был профинансирован проект, к сожалению, говорить не можем.

Как привлекали новых партнеров? Очевидно, площадок ReklaMonstr было недостаточно, чтобы сделать миллионные охваты по видео-рекламе?

Для качественного размещения видео-рекламы (не видео-баннеров, а полноценных pre-roll длительностью более 10 секунд) нужен видео-контент, но в Украине мало площадок с достаточным количеством видео-контента, поэтому мы начали привлекать партнеров из России. Они охотно шли на сотрудничество, поскольку мы предлагали им дополнительный источник дохода – монетизацию украинского трафика. Тогда познакомились и с Kinopoisk.ru, который у нас по сей день в эксклюзиве, и с TVzavr.ru, и с TobeTV, и другими. Вели переговоры и с RuTube, но пока не договорились.

Как сегодня обстоят дела у AdVideo? Насколько выросли за этот год?

Сегодня у нас около 40 площадок. Охват всей сети AdVideo уже составляет 12 млн уникальных пользователей в месяц. Что же касается инвентаря, то его месячный объем на сегодня составляет 200 млн показов, и мы с уверенностью можем сказать, что AdVideo – рекламная сеть видео-формата №1 в Украине.

В отдельное направление вывели премиальные сайты и сформировали пакет “Премиум”, который состоит из 20 сайтов, 11 из которых – с легальным контентом.

Стопроцентной загрузки пока нет, хотя на отдельных ресурсах, таких как MEGOGO.net, загрузка за последний год увеличилась в 1,5-2 раза.

Павел Клименко и Роман Скрипник (Ukr.net, партнер сети AdVideo)

Как формировали ценовую политику для рекламодателей?

Мы проанализировали топовые ресурсы из разных стран, взяли усредненную цену премуим-баннера и набросили немного за то, что это все-таки видео, и оно лучше работает. Так получили первую цену – 35 грн/1000 показов, а потом, отталкиваясь от заинтересованности рекламодателя, постепенно повышали планку.

Сегодня по стоимости в Украине видео-реклама очень недооценивается, в среднем она составляет 50 грн/1000 показов. В России она стоит намного дороже – сегодня там средняя цена составляет $20-30/1000 показов.

Цена в Украине и дальше будет расти – до конца года она вырастет примерно на 20%, и в следующем году тенденция к повышению, скорей всего, сохранится. В этом заинтересовано большинство игроков.

С какой динамикой растут обороты AdVideo? Сколько заработали за год?

Дохода не так много, как хотелось бы, потому что очень маленькая маржа – 10-20%. К тому же, рекламные бюджеты пока небольшие. Заработали пока меньше, чем вложили, но мы постоянно растем, все еще впереди.

А можете оценить средний бюджет рекламной кампании?

Это из разряда «средняя температура по больнице». Как правило, нужно охватить несколько миллионов человек, а один миллион показов стоит 50 тыс. грн – вот вам стоимость кампании на миллион показов. Есть рекламодатели, которые хотят разместить видео-рекламу на 1 000 грн. Например, МТС может запустить кампанию на 700 грн с таргетингом на Днепропетровск, а потом на 400 грн – с таргетингом на Кировоград. Это нормальная практика.

Кампании на сотни тысяч у нас редкость. Есть крупные бренды, которые заходят напрямую и покупают много видео-рекламы для продвижения новых продуктов. Например, в прошлом году мы работали с брендом грузинской минеральной воды «Набеглави» – бюджет их кампании составил порядка 100 тыс. грн.

Сколько кампаний в среднем крутится в сети за месяц?

Если год назад в месяц у нас крутилось 5 рекламных кампаний, то сейчас уже в месяц крутится порядка 50. И эти кампании становятся более охватными. Средний чек по таким размещениям постоянно увеличивается.

Какая доля рынка у AdVideo сегодня? Назовите самых сильных конкурентов на украинском рынке продажи видео-рекламы?

Мы оцениваем свою долю примерно в 70%. Но эта оценка основывается только на том, что мы видим. Не все конкуренты озвучивают свои цифры, а если и озвучивают, то не факт, что эти цифры объективны. Например, Т-Sell заявляют, что у них 24 млн просмотров видео-рекламы в год, но если смотреть на их площадки и анализировать траффик, который там есть, не совсем понятно, откуда эта цифра. Пока рынок никто не меряет и не собирает по нему статистику, но в TNS Ukraine уже придумали механизмы измерения и готовы собирать данные. Когда они запустятся,  мы сможем объективно говорить о долях.

О конкуренции пока рано говорить, рынок не сформирован. Сейчас все мы скорее партнеры, наша задача – развивать сегмент. И то, что T-Sell и другие игроки движутся в сторону видео-рекламы – это хорошо, мы только за. Хотелось бы, чтобы Google сделал прозрачные условия по размещению видео-рекламы на YouTube – непонятная схема его взаимоотношений с агентствами тормозит развитие рынка. Даже продвинутые россияне, оценивая свой рынок видео-рекламы, не совмещают его с YouTube.

Поделитесь своими планами. На чем в дальнейшей своей работе будет фокусироваться AdVideo? Какие приоритетные направления собираетесь развивать?

Сейчас мы внедряем новые предложения по видео-рекламе, которых раньше не было в Украине. Мы начинаем выходить за рамки плеера и запускать видео-рекламу, которая использует весь экран сайта – так называемые wow-roll. Активно движемся в направлении iPad, iPhone, устройств на Android. Уже сегодня мы можем запускать видео-рекламу на iOS на некоторых сайтах сети.

Также работаем над smart-TV – запустили тестовую рекламную кампанию в телевизорах Samsung, Panasonic, Sony и приставках iNext, Dune через приложение нашего партнера Megogo.net. Уже через месяц планируем начать активно продавать рекламу в этом сегменте, поскольку он очень перспективный. Согласно прогнозам, 50% телевизоров у населения к 2014 году будут иметь подключение к интернету.

Так же двигаемся в сторону таргетирования. Пытаемся найти самое верное решение для таргетинга по полу и возрасту. Пробуем развивать направление ретаргетинговых кампаний.

AdVideo Party, 11 июня 2013 года

Какие проблемы и сдерживающие факторы сегодня есть на украинском рынке видео-рекламы в интернете?

Основная проблема – легальность контента. Многие рекламодатели не хотят размещать свою рекламу под пиратский контент. Но у большой доли площадок происхождение контента недостаточно прозрачно, и они не хотят показывать, что у них внутри происходит. Например, ряд российских файлообменников, у которых много украинского трафика, категорично отказываются ставить счетчики. А некоторые площадки просто не хотят ковыряться в плеере из-за сложности работы с flash и недостатком специалистов в этом сегменте.

Как, по вашим оценкам, растет украинский рынок видео-рекламы? Какова сегодня доля видео в общем медийном пироге в Украине? Будет ли она меняться?

Доля видео-рекламы в интернете растет – это общемировая тенденция. В Украине сетевые рекламные агентства уже пошли в сторону миксования бюджетов между телевизором и видео-рекламой в интернете. Потому что все больше потенциальных потребителей сегодня нужно ловить в сети, а не в телевизоре – современная молодежь его просто не смотрит.

Бум на видео в Украине случится лет через пару, а пока наш рынок только раскачивается. Для сравнения, в Европе, по данным AdEx Benchmark research, за 2012 год рынок видео-рекламы в интернете вырос почти на 50% и составил 650 млн. евро. Если сегодня оценивать рынок видео-рекламы в Украине, то он не превышает 5% от всего рынка интернет-рекламы. Но этот сегмент растет очень быстро. Когда 8 месяцев назад мы выстраивали продажи для Megogo в Белоруссии, на нас там смотрели как на дурачков, потому что никакой видео-рекламы у них и близко не было. Мы создавали рынок с нуля, а сегодня продаем там все, что у нас есть из инвентаря.