Об увеличении оборота интернет-магазина не писал, наверное, только ленивый. В большинстве случаев, таки статьи пестрят набором научной терминологии: конверсия, SMM, посещаемость, кросс-продажи, юзабилити, SEO-оптимизация, колл-центр, отзывы, обзоры, воронка продаж и т.п. Бессмысленно умалять достоинства всего вышеуказанного и степень влияния на продажи, но мне кажется, есть еще один «слон» в заначке инструментов по увеличению продаж в онлайне, которого пока не все замечают.
На DMDays, которые проходили в начале июня, кажется, немногие обратили внимание, что представители GfK, когда отмечали рост рынка бытовой техники и электроники в первом квартале 2013 г. по отношению к 2012 г. в 20%, и в числе основных причин роста указывали, как ни странно, потребительское кредитование. Другие предпосылки, не считая просто «слегка провального» первого квартала 2012г. на рост продаж особенного влияния не оказали.
Итак, кредитование. Вернее, онлайн-кредитование. С одной стороны сейчас практически все сайты пестрят кнопками «Купить в кредит», разделами «Банки-партнеры» и прочее. Более того, сейчас наблюдается целый бум сайтов-кредитных брокеров, на которых посетителю предлагается заполнить анкету, которая будет разослана сразу в «-нцать» банков, после чего счастливчику предложат лучшие условия по заему денег. Как говорится, есть нюанс.
В первом случае в 99% вариантов внимательный посетитель столкнется с удорожанием товара, причем в самом популярном интернет-магазине, народный любимец холодильник Samsung RL46, ценой 4300 грн, при кредите на 12 месяцев обойдется в 5784 грн, а при 24 месячной рассрочке – уже в 7320 грн. Переплата составит 34,5% и 70% соответственно. Дешевле взять в рассрочку в любой обычной рознице, так как ценовое преимущество онлайна здесь сводится на нет высокой кредитной ставкой банка, которая, к слову, для интернет-магазинов составляет примерно 70%-80% эффективной ставки по кредиту.
Во втором случае, с онлайн кредитным брокером, вам предложат в худшем варианте – кредит наличными, в лучшем – пластиковую карту с кредитным лимитом и с процентной ставкой примерно такой же, как и в выше описываемом случае. Дальше замкнутый круг, как в анекдоте. В онлайн-кредит товара берут мало, поэтому им никто из действующих игроков серьезно не занимается. А из-за того, что онлайн-кредитованием серьезно никто не занимается, его доля в обороте не растет из-за неадекватности самих условий кредитования. И это при том, что офлайн-розница продает в кредит 50-60% своего оборота!
Решение, скорее всего, лежит на поверхности и заключается в формировании для банка достаточного количества заявок (так называемая «генерация лидов» или лидогенерация, т.е. процесс сбора контактной информации людей, заинтересованных в покупке товара или услуги) Поскольку, очевидно, что интернет-магазины (за исключением принадлежащих розницам «Эльдорадо», Protoria, которые предлагают готовые банковские продукты «Кредит на диване» от “Альфа-Банка” и “Дельта-Банка”, соответственно), пока ничего конкурентоспособного не предлагают в системном порядке. Несмотря на то, что разделом «Кредит» обзавелись почти все мало-мальски уважающие себя интернет-площадки (включая прайс-агрегаторы типа Hotline.ua или PRICE.UA) в основном там содержится общая информация о том, какие нужны документы для получения кредита и куда надо прийти, чтобы подписать договор.
Возможно, нужен «сервис кредитов», сайт который, как и любой сервис (например, по образу и подобию скидочных Groupon, Pokupon) генерировал бы у себя лучшие кредитные предложения онлайна. Причем не только по бытовой и IT-технике. Было бы логично генерировать на одном сейте для банков-партнеров заявки от всего рынка товаров и услуг, которые предлагаются онлайн. А это кредиты на ремонт, на учебу, отдых, лечение, на авто, недвижимость и т.п. В настоящее время, большинство сайтов по продаже туристических услуг, ВУЗы с платным образованием на своих интернет-ресурсах обходят тему кредитования своих услуг стороной, но, как мне кажется, зря. Средний чек в бизнесе “Туризм”, “Образование”, или, например, “Лечение” во много раз больше привычного нам «БТиЭ»-шного. Надо только «возглавить процесс».
Т.е. так называемый «агрегатор кредитов», который должен первым приходить в голову покупателю, который хочет купить в интернете что-нибудь, в кредит. Нужен сайт – синоним слова «кредит в интернете», как сейчас слово «Розетка» является для многих синонимом слова «интернет-магазин». К слову сказать, идея объединить кредитные предложения в онлайне не нова, тихой сапой предлагают свои услуги Credion.com.ua в Украине или Yes-credit.ru в России, но, как внимательный читатель может убедиться, это просто «коробочное предложение» для интернет-магазинов объединиться под одним флагом, сам сайт в обоих случая кредитных предложений не дает. Какой товар можно взять в кредит «лежа на диване с ноутбуком», находясь на сайте, понять невозможно и что самое обидное, сайтов-партнеров тоже нет, чтобы перейти к ним на сайт и «кредитнутья».
Учитывая, что рост экономики страны развивается по достаточно предсказуемому сценарию, кредитование, будет еще долго оставаться значимым инструментом, влияющим на рост потребления. И поскольку оба рынка (кредитование и онлайн-продажи) находятся в стадии роста, сервис, который качественно их объединит, будет обречен на успех. Сложно предположить, нужно ли для данного сегмента онлайн-покупателей разрабатывать мобильное предложение, но это уже, возможно, станет частью какого-нибудь стартапа в недалеком будущем.