В стартап-вселенной слово “пивот” воспринимается почти как матерное, поскольку подразумевает, что проект провалился в своем первоначальном виде. Но иногда провал или, по крайней мере, понимание того, что ты движешься в неверном направлении – это лучшее, что может случиться со стартапером на пути к успеху.

Конечно, есть много всемирно известных компаний, вроде Evernote, которые гордятся стопроцентной успешностью своей “оригинальной версии”, но есть и такие, которые рискнули перевернуть первоначальную идею, равно как и бизнес-модель, с ног на голову на ранней стадии развития. И не напрасно.

Кем они были и чего хотели добиться до того, как осознали необходимость кардинально все изменить? Вот пять стартапов, которые ни в жизнь не стали бы интернет-гигантами, если бы не своевременный и успешный пивот.

The Point (Groupon)

The Point вряд ли мог стать знатным сервисом, но то, что из него родилось, безусловно таковым стало – Groupon.

Эндрю Мэйсон основал The Point в конце 2006 года. Он хотел создать более эффективный инструмент сбора средств на добрые дела, который основывался на модели, схожей с Kickstarter и Indiegogo. Но The Point возник еще до того, как обе эти платформы появились на свет. На свою революционную идею Мэйсон умудрился поднять $1 млн у инвестора Эрика Лефковски. Через год в интервью Chicago Magazine Мэйсон пожаловался, что Лефковски на него давит, пытаясь “выяснить, как они будут монетизировать The Point”.

Они обсуждали возможности получать прибыль с рекламы или процента от собранных на сайте средств, но в результате остановились на третьем варианте: коллективные покупки. Мэйсон и команда решили применить эту модель к продажам, предоставляя продавцам возможность рекламировать свои товары и сервисы посредством скидок, которые станут реальными только в том случае, если на них подпишется определенное количество народу. Спустя примерно год родился Groupon.

С тех пор Groupon из самой “вкусной” интернет-компании превратился в биржевую катастрофу. Со-основатель и СЕО Эндрю Мэйсон был уволен из компании после обнародования обвального квартального отчета. Однако Groupon принес более полумиллиарда долларов прибыли в последнем квартале, и на текущий момент оценивается в $5 миллиардов.

Неплохо для стартапа, который пивотили всего 5 лет назад.

Dodgeball (Foursquare)

Деннис Краули со-основал Dodgeball – локационное социальное приложение – в 2000 году, еще будучи студентом Нью-Йоркского Университета. Пять лет спустя Dodgeball купил Google. Звучит, как несбыточная мечта, но для Краули она превратилась в ночной кошмар.

Как он признал в одном интервью через много-много времени, они с со-основателем Алексом Раинертом думали, что Google покупает Dodgebal как продукт, но в реальности Google покупал талант. Возможно поэтому Краули и Раинерт изо всех сил пытались получить у Google необходимые для развития проекта ресурсы, чтобы потом уйти из Google в 2007 году, преисполненными разочарования.

Но Краули не разворачивал проект на 180°. Вместо этого он решил расширить идею, создав новую независимую компанию с новым именем – Foursquare. Если Dodgeball был построен вокруг написания сообщений, то Foursquare представлял собой социальную сеть определения локаций посредством мобильных устройств. Учитывая “смартфоновый бум”, потенциал такого сервиса был значителен.

Сегодня Foursquare, возможно, не из ряда вон выходящий бизнес – компания отрапортовала о $2 млн выручки за прошлый год – но это, без сомнений, одна из самый влиятельных социальных сетей в мире с более чем 30 млн активных пользователей и 3,5 млрд чекинов по всему миру.

Burbn (Instagram)

Кевин Систром как минимум пять раз менял курс в колледже, прежде чем остановился на инвестиционной науке, поэтому его пристрастие к пивотам не должно никого удивлять.

После недолгой работы в Twitter и Google, Систром решил запустить собственный проект Burbn в 2009 году. Это было приложение, похожее на Foursquare, поскольку в его основе также были чекины. С его помощью пользователи могли оставлять друзьям сообщения на разных локациях. Систром вместе с со-основателем проекта Майком Кригером сообщили о привлечении $500 тыс. у Andreessen Horowitz, но все случилось не так, как они надеялись.

За последующий год Систром и Кригер применили функции определения местонахождения и мобайл-шеиринга для фото, назвав новое приложение Instagram. В первый же день после запуска оно привлекло 25 тыс. пользователей.

В прошлом году Facebook купил Instagram за $730 млн, и на сегодняшний день сервис используют более 100 млн человек.

“Это сложное решение, – так Систром однажды прокомментировал свой пивот. – Если это правильно – это случится. Вы должны быть достаточно гибкими, чтобы дать себе возможность увидеть и воспользоваться другими возможностями”.

Odeo (Twitter)

Odeo был придуман как простая подкастинговая платформа, но завернулся в 2005 году, когда Apple анонсировала собственное подкаст-решение в iTunes. В результате руководство стартапа предложило сотрудникам придумать решение, которое позволило бы фирме двигаться дальше. Один из работников – Джек Дорси – презентовал идею сервиса микроблогов под названием Twitter. Остальное – уже история.

Сегодня Twitter оценивается в $10 млрд и используется 200 миллионами пользователей по всему миру.

YouTube

YouTube с самого начала был YouTubе – изменений претерпела только концепция. Далеко не все знают, что самый популярный в мире видео-хостинг изначально задумывался как сайт знакомств. Его создали трое бывших сотрудников компании PayPal – Чад Хирли, Стив Чен и Джейвид Карим. Идея родилась на вечеринке в Сан-Франциско за год до официального запуска сервиса. Ребята решили, что здорово было бы знакомиться с противоположным полом посредством импровизированного видео-резюме. Домен youtube.com был зарегистрирован 14 февраля, на день всех влюбленных.

А уже в ноябре 2005 года после запуска компания получила $3,5 млн инвестиционных средств от Sequoia Capital. Это позволило основателям сделать сервис более совершенным и запустить окончательную версию вместо “голой” беты в открытый доступ.

Разумеется, Google заинтересовались стремительно набирающим популярность видео-хостингом и увидели в нем потенциал. В октябре 2006 года технологический гигант закрыл сделку по покупке YouTube за $1,65 млрд. А в августе 2007 года в корпорации решили, что пришло время монетизировать сервис, и запустили первую рекламу.

Сегодня YouTube – не просто площадка аматорского видео, а главный в мире инструмент распространения оригинального видео-контента.

Источники: Mashable, Business Insider