На конференции Electronic Entertainment Expo, которая прошла в Лос-Анджелесе в июне этого года, компании Sony и Microsoft представили новые игровые консоли, которые должны появится в продаже к Рождеству. Главными новостями компании Nintendo стали задержки с выходом ряда игр. Как известно, игры стимулируют рост продаж консолей, а последняя разработка Nintendo, Wii U, пылится на полках магазинов. С ноября 2012 года по март 2013-го, компания продала в США 3,45 млн консолей Wii U по цене $300 – $350. Это на 37% ниже прогноза продаж в 5,5 млн игровых консолей и на 40% меньше, чем продажи предыдущей модели Wii за аналогичный период 2006 года, говорится в отчете Citigroup.
В то время как падение продаж может быть спровоцировано стремительным увеличением количества смартфонов и планшетов, создатели которых хотят побороться за долю на мировом рынке традиционных видео-игр, который оценивается в $58 млрд, еще одной проблемой Nintendo стало отсутствие сегодня таких игровых хитов как Super Mario, Donkey Kong и Legend of Zelda. Для того, чтобы изменить ситуацию, Nintendo пошла на беспрецедентный для японской компании шаг: краудсорсинг игр. Компания может рассчитывать на 1,8 млн разработчиков, а также любителей, которые могут трудится на Nintendo парт-тайм. Все это для того, чтобы увеличить размер игровой библиотеки. Также компания подписала договор о сотрудничестве с компанией Unity Technologies, американским производителем программного обеспечения, которые используется для адаптации игры для смартфонов и планшетов на другие платформы.
“Так как технологический бизнес растет, у нас будет появлятся еще больше возможностей для ведения бизнеса с небольшим, независимым разработчикам программного обеспечения”, – сказал президент Nintendo Сатору Ивата. Все это выглядит довольно протеворечиво для компании, которая фанатично подавала иски против компаний, продающих игры для консолей Nintendo без их согласия. Большинство игр создавать большими компаниями – разработчиками. Хотя Nintendo более чем в 3 раза увеличила расходы на исследования за последнее десятилетие, ей не удалось создавать нового персонажа, который станет хитом. Сделка с Unity Technologies должна помочь с выходом на новые рынки с доступом в iTunes Store. “Казуальные игры для мобильных устройств приобретают все большую значимость. Nintendo так и не смогла предожить то, что может конкурировать”, – говорит Томоаки Кавасаки, аналитик компании IwaiCosmo Holdings.
Хотя почти все игры для Wii работают на новой игровой консоле Wii U, немногие клиенты будут покупать консоль, чтобы играть в старые игры. По состоянию на март 2013 года, Nintendo продала 13,4 млн копий игр для Wii U, что на 50% меньше чем для Wii. Геймпад Wii U, который имеет сенсорный экран, встроенный между двумя джойстиками, а также десяток кнопок, оттолкнул игроков, которые любили размашистые движения старого джойстика.
Японская компания уже давно пытается заключить контракты с крупными игровыми студиями, чтобы те создавали игры консолей Nintendo. Исторически сложилось, что консоли Nintendo менее мощные, чем игровые устройства других компаний и имеют несовместимые схемы. Это означает, что разработчикам тяжело портировать свои игры для Nintendo. Крупный игровой разработчик, компания EA Sports, выпустил всего 4 игры для консоли Wii U и 78 для предыдущей модели. В мае представитель EA заявил, что у компании нет игр для Wii U в разработке.
Когда в прошлом году Сатору Ивата представил Wii U, он сказал, что сильная линейка игр будет иметь решающее значение для консоли и позволит не допустить ошибок с портативной консолью 3DS, допущенных в 2011 году. В течение 6 месяцев после запуска 3DS, компания снизила цены на консоль из-за слабых продаж. С Wii U может произойти идентичная ситуация: Citigroup ожидает Nintendo, что продаст 6 млн консолей и 31,3 млн игр для Wii U до конца 2013 года, по сравнению с 18,6 млн приставок Wii и 12 млн игр, проданных за первый год. В компании расчитывают на 9 млн проданных консолей Wii U.
Представитель Nintendo Ясухиро Минагава говорит, что сделка с Unity Technologies расширит возможности Wii U игроков, и компания не планирует снижать цены. В тоже время, компания Unity Technologies уже предлагает разработку программного обеспечения для Sony PlayStation 3 и Microsoft Xbox 360. К тому же, обычные геймеры не будут спешить, чтобы купить консоль Wii U и играть Angry Birds, которая установлена на их смартфонах, говорит аналитик по ценным бумагам компании Wedbush Майкл Пачтер.
Если Nintendo не сможет продавать свою консоль по цене ниже, чем PS4 ($400) и Xbox One ($500), то скорее всего потеряет свое конкурентное преимущество, которое появилось во время старта продажWii по цене в $250. Почти все доходы Nintendo обеспечивают игры, в то время как у конкурентов – 20%, говорит Масамитсу Охки, руководитель фонда Stats Investment Management в Токио. “Компания не может обанкротиться, ведь у нее нет других возможностей для получения прибыли”, – резюмирует Охки.
На ежегодном собрании акционеров, которое состоялось 28 июня, Ивата сообщил, что компания удвоит усилия, чтобы создавать свои игровые бренды. Также он сообщил, что у компании нет планов по сокращению рабочих мест. Эксперты говорят, что такие новые игры как Mario Kart и Super Smash Bros станут хитами и позволят увеличить продажи Wii U. “Единственный способ улучшить доходы – продавать хорошие игры. Я волнуюсь, сможет ли компания выпустить игры в срок”, – говорит акционер Масао Катцура.
Источник: Bloomberg Businessweek