Самые “светлые головы”, отчаявшись реализовать себя на родине, стремятся уехать из Украины на ПМЖ туда, где жить хорошо. В украинской стартап-тусовке часто сетуют на то, что у нас строить бизнес очень непросто: экосистема не развита, законодательство недружелюбное, внутреннего рынка венчурного инвестирования почти нет… За всем этим можно отправиться за рубеж – недаром большинство украинских стартап-инкубаторов везет своих лучших резидентов на стажировку в Кремниевую Долину – средоточение инноваций, опыта и денег.
Но Калифорния – не единственное место на карте мира, где стартапер мог бы найти свое стартаперское счастье. AIN.UA спросил у экспертов из США, Канады и Израиля, какие преференции может предложить иммигранту каждая из этих стран и какие подводные камни за ними скрываются. Разобраться, куда все-таки украинцу податься строить бизнес, помогли Роман Гольд (Jerusalem Startup Hub), Богдан Купич (KM Core) и Игорь Шойфот (Fotki.com).
США
Соединенные Штаты Америки принято считать страной сбычи мечт и раем на земле для стартаперов. Тешит и тот факт, что множество крупных американских ИТ-компаний возникли не без участия иммигрантов (вспомним, хотя бы Google, eBay или Yahoo). По различным данным, до трети всех бизнесов в Калифорнии были основаны выходцами из других стран, а в Кремниевой Долине таких более половины.
“Про преимущества Сан-Франиско и Силиконовой Долины можно написать целую книгу. Но если вкратце, то это огромное количество стартаперов – потенциальных коллег, инвесторов, покупателей стартапа, легкий доступ к ним и к каналам дистрибуции, присутствие топовой интернет-прессы (TechCrunch, Venture Beat, GigaOM, Scobleizer), общий предпринимательский дух и настрой, – пояснил Игорь Шойфот, серийный предприниматель и инвестор, который живет в Сан-Франциско и преподает в университете Беркли. – Но в целом у США есть одно очень существенное преимущество перед СНГ – отсутствие Страха, свойственного “отечественному” стартаперу. Бы перечислил целое лукошко страхов, которые куда сильнее у жителей СНГ, чем у американцев:
- Страх, что не получится
- Страх бедности
- Страх ответственности
- Страх, что обманут
- Страх быть не таким, как все
- Страх перед новым
- Страх перед непредсказуемостью
- Страх выглядеть глупым, наивным, слабым
- Страх, что отберут собственность (а то и посадят/убьют)
Кроме Сан-Франиско и Долины особенно сильны такие регионы, как Нью-Йорк и Бостон.
Преимущество Нью-Йорка – доступ к Wall Street (финансовые компании), Madison Avenue (пиар, реклама, издательства) и Park Avenue (большие корпорации). Это одна из главных мировых медийных, рекламных, музыкальных, издательских и корпоративных столиц мира, поэтому для компаний, имеющих отношение к этим индустриям, имеет смысл дислоцироваться здесь.
Бостон – университетский город (тут я получал свой не особо пригодившийся в стартаперстве МВА). Здесь стартапов и инвесторов на душу населения гораздо больше, чем в Нью-Йорке, но гораздо меньше чем в Сан-Франциско.
Довольно успешны также Остин, Денвер, Лос-Анджелес и Сиэттл”.
Все бы хорошо, да только выехать в Штаты непросто, не говоря уже о том, чтобы основать собственный бизнес. Американское правительство сделало первый шаг навстречу иммигрантам, не в последнюю очередь благодаря ходатайству “больших дядь” в отрасли – Марка Цукерберга, Эрика Шмидта, Макса Левчина, Кевина Систрома и других CEO известных американских IT-компаний, которые испытывают кадровый голод. Недавно Сенат одобрил законопроект комплексной иммиграционной реформы, в рамках которой будет увеличено количество виз для высококвалифицированных специалистов, но со стартап-визами сложнее. Претендентам нужно найти американского инвестора, который готов вложить в их компанию $500 тыс., а чтобы получить визу на три года – создать пять рабочих мест в США, при этом, годовой доход компании должен превышать $750 тыс. Впрочем, проект пока не утвержден, так что выстраиваться в очередь за стартап-визами рано.
Помимо сложностей с въездом, особых проблем, с которыми может столкнуться стартапер в Штатах, Игорь Шойфот не видит: “Единственный барьер, который приходит в голову – языковой, хотя американцы обожают акценты и интеллектуальных иммигрантов. Возможны также культурные трудности, кому-то может не понравиться наша всеобщая калифорнийская свобода, open-mindedness, но тут уж все зависит от человека. Наверное, трудностей много, но все они легко разрешимы – связи быстро заводятся, капитал быстро зарабатывается… Любому украинцу-стартаперу я однозначно рекомендую Сан-Франциско. В Европе или Азии вы всегда будете второсортным иммигрантом, а в Америке вы будете дома, как я”.
Итак, предположим, вы стартапер и вы приехали в Америку. Что делать дальше, рассказывает Игорь Шойфот:
- Первым делом надо осуществить глубокое погружение в местную среду – найти массу групп и мероприятий, имеющих отношение к вашему бизнесу и сегменту (игры, e-commerce, медиа и т.д.). Для этого есть Facebook, Linkedin, Meetup, Twitter, Google (просто вбиваете в поиск “SF internet events calendar” или “Silicon Valley events newsletter”).
- Ходить на многочисленные мероприятия и активно участвовать в группах – невероятно интересное, но и непростое, трудоемкое, часто опустошающее предприятие. При себе надо иметь демо продукта, визитку, жажду общения и чистосердечную открытость Новому!
- В первую очередь ищите единомышленников (членов команды), и только во вторую – клиентов, журналистов, инвесторов и каналы дистрибуции (партнерства). Если с английским у вас не очень, можете для начала отправиться в клуб AMBAR – там вы найдете массу полезных контактов.
- Обязательно читайте главные СМИ Долины и активно вступайте в дискуссии. Вашими “настольными журналами” должны стать Angel.com и Crunchbase.com – тогда вы быстро войдете в курс дела и в нужные круги.
- “А спать когда?!” – спросите вы – и не получите ответа. Рост, рост и еще раз рост – самое главное для стартапа!
Канада
Это, пожалуй, первая страна, которая приходит на ум, когда речь заходит об иммиграции из Украины. Именно сюда традиционно отправлялись наши соотечественники в поисках счастья и достатка, в результате украинская диаспора в Канаде слывет одной из самых больших и активных в мире. О том, почему стартаперам из Украины имеет смысл обратить взор на эту гостеприимную страну, рассказал Богдан Купич, вице-президент по развитию бизнеса компании KM Core – выходец из украинской диаспоры в Канаде.
“Сегодня в канаде работает приблизительно 1 115 000 предприятий малого бизнеса. Именно на небольшие компании приходится 98% всего бизнеса страны. Они обеспечивают около 30% ВВП Канады и 86% экспорта. Канада занимает третье место в рейтинге Всемирного Банка “Основание бизнеса” по простоте запуска собственного дела и 17-ое место в мировых рейтингах (для сравнения, Украина занимает только 137 место). Начать заниматься малым бизнесом здесь относительно просто, для этого в вашем распоряжении несколько местных, периферийных и национальных программ поддержки проектов в сфере ИТ. Есть программы, которые помогают малому бизнесу с банковским кредитованием (по сравнению с Украиной, процентные ставки в канадских банках невысокие – на уровне 4%). Также стартапы могут получить финансирование от ангелов или венчурных капиталистов, либо подать заявку на грант.
Канада входит в топ-15 государств с развитой стартап-экосистемой. Тут для стартаперов организовано множество разнообразных программ поддержки – канадцы понимают, что технологические стартапы создают новые рабочие места и подстегивают рост экономики страны”.
В отличии от США, Канада достаточно открыта для трудовой и бизнес-иммиграции. Так, 1 апреля 2013 года Канада запустила программу стартап-виз Startup Visa Program. Пока это пилотный проект сроком на 5 лет, заявки на участие в нем ограничены. В рамках программы стартаперы, заручившись предварительно поддержкой со стороны одного из венчурных фондов, бизнес-инкубатора или ангела, смогут получить не только приглашение в Канаду, но и право на постоянное место жительства.
На первый взгляд, никаких недостатков у Канады как страны для основания бизнеса нет, если, конечно, абстрагироваться от того факта, что стартап-экосистема Долины все-таки намного более развита. Уровень жизни в Канаде очень высок, здесь действительно превалирует средний класс – зарплаты большие, государство лояльное, уровень безработицы низкий. И это, как отмечает Богдан Купич, одновременно играет негативную роль для самой Канады – когда речь заходит о создании бизнеса, ей приходится конкурировать с регионами, в которых элементарно дешевле рабочая сила. “Все зависит от специфики вашего бизнеса. Если он глобальный, то есть страны, в которых развивать его было бы дешевле. Как бы то ни было, в Канаде перед стартаперами открывается множество возможностей, потому что успех основывается на инициативе, знаниях и обязательности. Барьеров мало, а возможностей много”, – отмечает Купич.
С чего начать украинцу-стартаперу, если он задумал иммигрировать в Канаду? Советует Богдан Купич:
-
Если вы квалифицированный специалист и вас есть небольшой капитал, которого хватит на то, чтобы обосноваться в Канаде и обеспечить себя до тех пор, пока не начнете зарабатывать на новом месте, проблем с переездом возникнуть не должно. Заручитесь поддержкой канадского инвестора и отправляйтесь за стартап-визой. Подходящую канадскую структуру для поддержки стартапа можно найти у партнеров программы – Canada’s Venture Capital & Private Equity Association или National Angel Capital Organization. Само собой, высшее образование и разговорный английский/французский – обязательны.
-
Всю необходимую информацию стартапер, приехав в Канаду, может найти на специальных онлайн-ресурсах, например Service Canada. Тут вы найдете сведения о кредитах, программах финансирования и поддержки проектов, доступных грантах и многом другом. Также нелишне быть вкурсе событий канадской стартап-тусовки – об этом вы узнаете из ведущих местных СМИ, например, TechVibes.
-
С поиском стартового капитала в Канаде проблем не возникнет. Финансовую поддержку стартапам оказывают 1900 зарегистрированных в Канаде венчурных фондов и частных коммерческих компаний и 135 объединений ангелов. В банках малому бизнесу предлагают до $10 тыс с рассрочкой до 5 лет – именно к ним преимущественно обращаются канадские предприниматели.
-
Теперь остается только расти, а это невозможно без продвижения. Большинство предпритяий малого бизнеса в Канаде (65% компаний) используют для продвижения онлайн-маркетинг и SMM – это недорого и эффективно.
Израиль
Если говорить об успешном бизнесе, то Израиль как-то интуитивно кажется весьма подходящей дислокацией. “Израиль славится своей экосистемой инноваций, на сегодняшний день это мировой лидер в сфере R&D по числу ученых и инженеров и по объему венчурного капитала на душу населения, – рассказывает Роман Гольд, управляющий партнер Jerusalem Startup Hub. – Также следует упомянуть исключительную доброжелательность местного стартап-сообщества. Вас направят и познакомят со всеми, кто сможет помочь в продвижении вашего проекта – от менторов до венчурных инвесторов. Единственное условие: вы должны не только брать, но и отдавать – опыт, ресурсы, связи. Вся израильская стартап-сцена функционирует, как одна большая семья, а в семье принято помогать друг другу.
Следующий важный фактор – государство. Гранты, фонды, государственные и межгосударственные программы поддержки стартап-инициатив – все это живет и работает не на бумаге, а на практике. Существуют и частные проекты, направленные на взаимодействие со стартап-командами по всему миру (в том числе, из Украины), например, наш Jerusalem Startup Hub или акселератор IDC Elevator – его представителем по Восточной Европе является Илья Кенигштейн, хорошо известный в Украине стартап-предприниматель”.
По данным исследовательской компании Start-up Genome, технологическая сцена деловой столицы Израиля занимает второе место после американской Кремниевой Долины, однако, если в Долине 50% фаундеров – иностранцы, то в Тель-Авиве это в основном израильтяне. И стартаперу из Украины будет не так просто попасть в Израиль с тем, чтобы основать бизнес. “С одной стороны, гражданство может получить каждый, кто соответствует критериям «Закона о возвращении». В среднем, этот процесс занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Если же говорить о стартап-иммиграции или профессиональной иммиграции, получить гражданство практически невозможно, ведь Израиль не испытывает недостатка в квалифицированных кадрах. Впрочем, долгосрочная рабочая виза оформляется без особых проблем”, – заключил Роман.
Между тем, правительство Израиля готово пересмотреть свои строгие взгляды на иммиграцию. В мае текущего года министр экономики и торговли Нафтали Беннет заявил, что будет настаивать на создании закона о выдаче виз для стартаперов, позволяющих иностранцам обосноваться в Тель-Авиве. Точная дата внедрения программы пока не известна, Гольд предполагает, что это произойдет не раньше середины 2014 года. “Если программа будет реализована, бюрократических преград на пути к открытию собственного бизнеса в Израиле станет еще меньше”, – подытожил он.
Но если украинцу все-таки удасться пробиться сюда, нужно полностью отбросить привычные “нашему человеку” принципы ведения бизнеса – замкнутость, страх и желание обойти законы. “В Израиле нужно общаться – это часть культуры, платформа, на которой держится успех любого начинания. Нужно просить, требовать, настаивать, убеждать. Не стоит пытаться нарушать законы – в первую очередь, я говорю о налогах – страна обеспечивает весьма благоприятный бизнес-климат, при котором комфортно всем участникам рынка. Израиль – не «плавильный котел» Долины, и не приняв местной ментальности, бизнес вести практически нереально. Поэтому, если вы намерены основать здесь свое дело, я бы советовал найти израильского партнера. Благо, в стране около миллиона русскоязычного населения, а в индустрии инноваций задействованы десятки тысяч человек”, – подытожил Роман.
О том, какими должны быть первые шаги стартапера из Украины в Израиле, рассказывает Роман Гольд:
-
В первую очередь рекомендую связаться с русскоязычными стартап-сообществами или коммьюнити-проектами, например, Jerusalem Startup Hub в Иерусалиме или SvoiBiz в центре страны.
-
Познакомьтесь с Ассоциацией Предпринимателей Израиля (АПИ). Это общественная организация, созданная под эгидой Федерации Торговых палат и объединяющей в своих рядах предпринимателей, главным образом, репатриантов из бывшего СССР, а также бизнесменов, живущих в СНГ и странах Балтии.
-
Посещайте стартап-мероприятия. Несмотря на весь скепсис по отношению к стартап-ивентам, в Израиле это по-настоящему эффективно. Расписание можно найти на Geektime или IT Business Week (русскоязычный календарь мероприятий появится в сентябре).
-
Назначайте личные встречи. Идеальный инструмент – LinkedIn, идеальное место – кафе. В кафе решается все!
-
Познакомьтесь с университетскими сообществами: в первую очередь, в хайфском «Технионе», во вторую – в Тель-Авивском университете, в третью – в Еврейском университете в Иерусалиме. Возьмите на заметку и Ариэльский университет, где процент русскоязычной аудитории намного выше, чем в среднем по стране.
Так куда же украинцу-стартаперу податься счастья искать?
Канада – самая открытая для стартап-иммиграции страна, где украинец будет чувствовать себя как дома. Кремниевая Долина – это “Голливуд” для стартапера, здесь либо сбываются все мечты, либо рушаться, словно карточный домик. Израиль же очень стабильный и “по-семейному” комфортный, но если вы не еврей, говорящий на сносном иврите, вы всегда будете здесь туристом. Поэтому выбор зависит от того, чего вы на самом деле хотите от нового места и готовы ли приложить определенные усилия, чтобы укорениться.
Роман Гольд сравнил все вышеупомянутые предложения и разбил их на три категории: «За счастьем, наверное, лучше ехать в более «медленные» страны, например, в Канаду с ее огромной украинской диаспорой. За возможностями – в США или в Азию. Говоря об Азии, не стоит зацикливаться на Китае – в регионе достаточно динамично развивающихся рынков. Например, Вьетнам, куда полтора года назад вышел поисковик «Ашманова и партнеров», а вслед за ним поисковик Виктора Лавренко, основателя Nigma.ru. Я убежден, что в ближайшее десятилетие мы будем наблюдать волну стартап-миграции в Юго-Восточную Азию. Ну а в Израиль можно ехать за будущим. Здесь жарко, шумно, весело. Здесь не только делаются деньги – здесь рождаются идеи. И глядя на этот процесс рождения Нового, ты понимаешь: есть что-то дороже чека от инвестора, долгожданнее exit’а, важнее признания. Это страсть к изменению мира вокруг себя и внутри себя. Если вы полыхаете изнутри – приезжайте”.