Самые “светлые головы”, отчаявшись реализовать себя на родине, стремятся уехать из Украины на ПМЖ туда, где жить хорошо. В украинской стартап-тусовке часто сетуют на то, что у нас строить бизнес очень непросто: экосистема не развита, законодательство недружелюбное, внутреннего рынка венчурного инвестирования почти нет… За всем этим можно отправиться за рубеж – недаром большинство украинских стартап-инкубаторов везет своих лучших резидентов на стажировку в Кремниевую Долину – средоточение инноваций, опыта и денег.

Но Калифорния – не единственное место на карте мира, где стартапер мог бы найти свое стартаперское счастье. AIN.UA спросил у экспертов из США, Канады и Израиля, какие преференции может предложить иммигранту каждая из этих стран и какие подводные камни за ними скрываются. Разобраться, куда все-таки украинцу податься строить бизнес, помогли Роман Гольд (Jerusalem Startup Hub), Богдан Купич (KM Core) и Игорь Шойфот (Fotki.com).

США

Соединенные Штаты Америки принято считать страной сбычи мечт и раем на земле для стартаперов. Тешит и тот факт, что множество крупных американских ИТ-компаний возникли не без участия иммигрантов (вспомним, хотя бы Google, eBay или Yahoo). По различным данным, до трети всех бизнесов в Калифорнии были основаны выходцами из других стран, а в Кремниевой Долине таких более половины.

“Про преимущества Сан-Франиско и Силиконовой Долины можно написать целую книгу. Но если вкратце, то это огромное количество стартаперов – потенциальных коллег, инвесторов, покупателей стартапа, легкий доступ к ним и к каналам дистрибуции, присутствие топовой интернет-прессы (TechCrunch, Venture Beat, GigaOM, Scobleizer), общий предпринимательский дух и настрой, – пояснил Игорь Шойфот, серийный предприниматель и инвестор, который живет в Сан-Франциско и преподает в университете Беркли. – Но в целом у США есть одно очень существенное преимущество перед СНГ – отсутствие Страха, свойственного “отечественному” стартаперу. Бы перечислил целое лукошко страхов, которые куда сильнее у жителей СНГ, чем у американцев:

  1. Страх, что не получится
  2. Страх бедности
  3. Страх ответственности
  4. Страх, что обманут
  5. Страх быть не таким, как все
  6. Страх перед новым
  7. Страх перед непредсказуемостью
  8. Страх выглядеть глупым, наивным, слабым
  9. Страх, что отберут собственность (а то и посадят/убьют)

Кроме Сан-Франиско и Долины особенно сильны такие регионы, как Нью-Йорк и Бостон.

Преимущество Нью-Йорка – доступ к Wall Street (финансовые компании), Madison Avenue (пиар, реклама, издательства) и Park Avenue (большие корпорации). Это одна из главных мировых медийных, рекламных, музыкальных, издательских и корпоративных столиц мира, поэтому для компаний, имеющих отношение к этим индустриям, имеет смысл дислоцироваться здесь.

Бостон – университетский город (тут я получал свой не особо пригодившийся в стартаперстве МВА). Здесь стартапов и инвесторов на душу населения гораздо больше, чем в Нью-Йорке, но гораздо меньше чем в Сан-Франциско.

Довольно успешны также Остин, Денвер, Лос-Анджелес и Сиэттл”.

Все бы хорошо, да только выехать в Штаты непросто, не говоря уже о том, чтобы основать собственный бизнес. Американское правительство сделало первый шаг навстречу иммигрантам, не в последнюю очередь благодаря ходатайству “больших дядь” в отрасли – Марка Цукерберга, Эрика Шмидта, Макса Левчина, Кевина Систрома и других CEO известных американских IT-компаний, которые испытывают кадровый голод. Недавно Сенат одобрил законопроект комплексной иммиграционной реформы, в рамках которой будет увеличено количество виз для высококвалифицированных специалистов, но со стартап-визами сложнее. Претендентам нужно найти американского инвестора, который готов вложить в их компанию $500 тыс., а чтобы получить визу на три года – создать пять рабочих мест в США, при этом, годовой доход компании должен превышать $750 тыс. Впрочем, проект пока не утвержден, так что выстраиваться в очередь за стартап-визами рано.

Помимо сложностей с въездом, особых проблем, с которыми может столкнуться стартапер в Штатах, Игорь Шойфот не видит: “Единственный барьер, который приходит в голову – языковой, хотя американцы обожают акценты и интеллектуальных иммигрантов. Возможны также культурные трудности, кому-то может не понравиться наша всеобщая калифорнийская свобода, open-mindedness, но тут уж все зависит от человека. Наверное, трудностей много, но все они легко разрешимы – связи быстро заводятся, капитал быстро зарабатывается… Любому украинцу-стартаперу я однозначно рекомендую Сан-Франциско. В Европе или Азии вы всегда будете второсортным иммигрантом, а в Америке вы будете дома, как я”.

Итак, предположим, вы стартапер и вы приехали в Америку. Что делать дальше, рассказывает Игорь Шойфот:

  1. Первым делом надо осуществить глубокое погружение в местную среду – найти массу групп и мероприятий, имеющих отношение к вашему бизнесу и сегменту (игры, e-commerce, медиа и т.д.). Для этого есть Facebook, Linkedin, Meetup, Twitter, Google (просто вбиваете в поиск “SF internet events calendar” или “Silicon Valley events newsletter”).
  2. Ходить на многочисленные мероприятия и активно участвовать в группах – невероятно интересное, но и непростое, трудоемкое, часто опустошающее предприятие. При себе надо иметь демо продукта, визитку, жажду общения и чистосердечную открытость Новому!
  3. В первую очередь ищите единомышленников (членов команды), и только во вторую – клиентов, журналистов, инвесторов и каналы дистрибуции (партнерства). Если с английским у вас не очень, можете для начала отправиться в клуб AMBAR – там вы найдете массу полезных контактов.
  4. Обязательно читайте главные СМИ Долины и активно вступайте в дискуссии. Вашими “настольными журналами” должны стать Angel.com и Crunchbase.com – тогда вы быстро войдете в курс дела и в нужные круги.
  5. “А спать когда?!” – спросите вы – и не получите ответа. Рост, рост и еще раз рост – самое главное для стартапа!

Канада

Это, пожалуй, первая страна, которая приходит на ум, когда речь заходит об иммиграции из Украины. Именно сюда традиционно отправлялись наши соотечественники в поисках счастья и достатка, в результате украинская диаспора в Канаде слывет одной из самых больших и активных в мире. О том, почему стартаперам из Украины имеет смысл обратить взор на эту гостеприимную страну, рассказал Богдан Купич, вице-президент по развитию бизнеса компании KM Core – выходец из украинской диаспоры в Канаде.

“Сегодня в канаде работает приблизительно 1 115 000 предприятий малого бизнеса. Именно на небольшие компании приходится 98% всего бизнеса страны. Они обеспечивают около 30% ВВП Канады и 86% экспорта. Канада занимает третье место в рейтинге Всемирного Банка “Основание бизнеса” по простоте запуска собственного дела и 17-ое место в мировых рейтингах (для сравнения, Украина занимает только 137 место). Начать заниматься малым бизнесом здесь относительно просто, для этого в вашем распоряжении несколько местных, периферийных и национальных программ поддержки проектов в сфере ИТ. Есть программы, которые помогают малому бизнесу с банковским кредитованием (по сравнению с Украиной, процентные ставки в канадских банках невысокие – на уровне 4%). Также стартапы могут получить финансирование от ангелов или венчурных капиталистов, либо подать заявку на грант.

Канада входит в топ-15 государств с развитой стартап-экосистемой. Тут для стартаперов организовано множество разнообразных программ поддержки – канадцы понимают, что технологические стартапы создают новые рабочие места и подстегивают рост экономики страны”.

В отличии от США, Канада достаточно открыта для трудовой и бизнес-иммиграции. Так, 1 апреля 2013 года Канада запустила программу стартап-виз Startup Visa Program. Пока это пилотный проект сроком на 5 лет, заявки на участие в нем ограничены. В рамках программы стартаперы, заручившись предварительно поддержкой со стороны одного из венчурных фондов, бизнес-инкубатора или ангела, смогут получить не только приглашение в Канаду, но и право на постоянное место жительства.

На первый взгляд, никаких недостатков у Канады как страны для основания бизнеса нет, если, конечно, абстрагироваться от того факта, что стартап-экосистема Долины все-таки намного более развита. Уровень жизни в Канаде очень высок, здесь действительно превалирует средний класс – зарплаты большие, государство лояльное, уровень безработицы низкий. И это, как отмечает Богдан Купич, одновременно играет негативную роль для самой Канады – когда речь заходит о создании бизнеса, ей приходится конкурировать с регионами, в которых элементарно дешевле рабочая сила. “Все зависит от специфики вашего бизнеса. Если он глобальный, то есть страны, в которых развивать его было бы дешевле. Как бы то ни было, в Канаде перед стартаперами открывается множество возможностей, потому что успех основывается на инициативе, знаниях и обязательности. Барьеров мало, а возможностей много”, – отмечает Купич.

С чего начать украинцу-стартаперу, если он задумал иммигрировать в Канаду? Советует Богдан Купич:

  1. Если вы квалифицированный специалист и вас есть небольшой капитал, которого хватит на то, чтобы обосноваться в Канаде и обеспечить себя до тех пор, пока не начнете зарабатывать на новом месте, проблем с переездом возникнуть не должно. Заручитесь поддержкой канадского инвестора и отправляйтесь за стартап-визой. Подходящую канадскую структуру для поддержки стартапа можно найти у партнеров программы – Canada’s Venture Capital & Private Equity Association или National Angel Capital Organization. Само собой, высшее образование и разговорный английский/французский – обязательны.

  2. Всю необходимую информацию стартапер, приехав в Канаду, может найти на специальных онлайн-ресурсах, например Service Canada. Тут вы найдете сведения о кредитах, программах финансирования и поддержки проектов, доступных грантах и многом другом. Также нелишне быть вкурсе событий канадской стартап-тусовки – об этом вы узнаете из ведущих местных СМИ, например, TechVibes.

  3. С поиском стартового капитала в Канаде проблем не возникнет. Финансовую поддержку стартапам оказывают 1900 зарегистрированных в Канаде венчурных фондов и частных коммерческих компаний и 135 объединений ангелов. В банках малому бизнесу предлагают до $10 тыс с рассрочкой до 5 лет – именно к ним преимущественно обращаются канадские предприниматели.

  4. Теперь остается только расти, а это невозможно без продвижения. Большинство предпритяий малого бизнеса в Канаде (65% компаний) используют для продвижения онлайн-маркетинг и SMM – это недорого и эффективно.

Израиль

Если говорить об успешном бизнесе, то Израиль как-то интуитивно кажется весьма подходящей дислокацией. “Израиль славится своей экосистемой инноваций, на сегодняшний день это мировой лидер в сфере R&D по числу ученых и инженеров и по объему венчурного капитала на душу населения, – рассказывает Роман Гольд, управляющий партнер Jerusalem Startup Hub. – Также следует упомянуть исключительную доброжелательность местного стартап-сообщества. Вас направят и познакомят со всеми, кто сможет помочь в продвижении вашего проекта – от менторов до венчурных инвесторов. Единственное условие: вы должны не только брать, но и отдавать – опыт, ресурсы, связи. Вся израильская стартап-сцена функционирует, как одна большая семья, а в семье принято помогать друг другу.

Следующий важный фактор – государство. Гранты, фонды, государственные и межгосударственные программы поддержки стартап-инициатив – все это живет и работает не на бумаге, а на практике. Существуют и частные проекты, направленные на взаимодействие со стартап-командами по всему миру (в том числе, из Украины), например, наш Jerusalem Startup Hub или акселератор IDC Elevator – его представителем по Восточной Европе является Илья Кенигштейн, хорошо известный в Украине стартап-предприниматель”.

По данным исследовательской компании Start-up Genome, технологическая сцена деловой столицы Израиля занимает второе место после американской Кремниевой Долины, однако, если в Долине 50% фаундеров – иностранцы, то в Тель-Авиве это в основном израильтяне. И стартаперу из Украины будет не так просто попасть в Израиль с тем, чтобы основать бизнес. “С одной стороны, гражданство может получить каждый, кто соответствует критериям «Закона о возвращении». В среднем, этот процесс занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Если же говорить о стартап-иммиграции или профессиональной иммиграции, получить гражданство практически невозможно, ведь Израиль не испытывает недостатка в квалифицированных кадрах. Впрочем, долгосрочная рабочая виза оформляется без особых проблем”, – заключил Роман.

Между тем, правительство Израиля готово пересмотреть свои строгие взгляды на иммиграцию. В мае текущего года министр экономики и торговли Нафтали Беннет заявил, что будет настаивать на создании закона о выдаче виз для стартаперов, позволяющих иностранцам обосноваться в Тель-Авиве. Точная дата внедрения программы пока не известна, Гольд предполагает, что это произойдет не раньше середины 2014 года. “Если программа будет реализована, бюрократических преград на пути к открытию собственного бизнеса в Израиле станет еще меньше”, – подытожил он.

Но если украинцу все-таки удасться пробиться сюда, нужно полностью отбросить привычные “нашему человеку” принципы ведения бизнеса – замкнутость, страх и желание обойти законы. “В Израиле нужно общаться – это часть культуры, платформа, на которой держится успех любого начинания. Нужно просить, требовать, настаивать, убеждать. Не стоит пытаться нарушать законы – в первую очередь, я говорю о налогах – страна обеспечивает весьма благоприятный бизнес-климат, при котором комфортно всем участникам рынка. Израиль – не «плавильный котел» Долины, и не приняв местной ментальности, бизнес вести практически нереально. Поэтому, если вы намерены основать здесь свое дело, я бы советовал найти израильского партнера. Благо, в стране около миллиона русскоязычного населения, а в индустрии инноваций задействованы десятки тысяч человек”, – подытожил Роман.

О том, какими должны быть первые шаги стартапера из Украины в Израиле, рассказывает Роман Гольд:

  1. В первую очередь рекомендую связаться с русскоязычными стартап-сообществами или коммьюнити-проектами, например, Jerusalem Startup Hub в Иерусалиме или SvoiBiz в центре страны.

  2. Познакомьтесь с Ассоциацией Предпринимателей Израиля (АПИ). Это общественная организация, созданная под эгидой Федерации Торговых палат и объединяющей в своих рядах предпринимателей, главным образом, репатриантов из бывшего СССР, а также бизнесменов, живущих в СНГ и странах Балтии.

  3. Посещайте стартап-мероприятия. Несмотря на весь скепсис по отношению к стартап-ивентам, в Израиле это по-настоящему эффективно. Расписание можно найти на Geektime или IT Business Week (русскоязычный календарь мероприятий появится в сентябре).

  4. Назначайте личные встречи. Идеальный инструмент – LinkedIn, идеальное место – кафе. В кафе решается все!

  5. Познакомьтесь с университетскими сообществами: в первую очередь, в хайфском «Технионе», во вторую – в Тель-Авивском университете, в третью – в Еврейском университете в Иерусалиме. Возьмите на заметку и Ариэльский университет, где процент русскоязычной аудитории намного выше, чем в среднем по стране.

Так куда же украинцу-стартаперу податься счастья искать?

Канада – самая открытая для стартап-иммиграции страна, где украинец будет чувствовать себя как дома. Кремниевая Долина – это “Голливуд” для стартапера, здесь либо сбываются все мечты, либо рушаться, словно карточный домик. Израиль же очень стабильный и “по-семейному” комфортный, но если вы не еврей, говорящий на сносном иврите, вы всегда будете здесь туристом. Поэтому выбор зависит от того, чего вы на самом деле хотите от нового места и готовы ли приложить определенные усилия, чтобы укорениться.

Роман Гольд сравнил все вышеупомянутые предложения и разбил их на три категории: «За счастьем, наверное, лучше ехать в более «медленные» страны, например, в Канаду с ее огромной украинской диаспорой. За возможностями – в США или в Азию. Говоря об Азии, не стоит зацикливаться на Китае – в регионе достаточно динамично развивающихся рынков. Например, Вьетнам, куда полтора года назад вышел поисковик «Ашманова и партнеров», а вслед за ним поисковик Виктора Лавренко, основателя Nigma.ru. Я убежден, что в ближайшее десятилетие мы будем наблюдать волну стартап-миграции в Юго-Восточную Азию. Ну а в Израиль можно ехать за будущим. Здесь жарко, шумно, весело. Здесь не только делаются деньги – здесь рождаются идеи. И глядя на этот процесс рождения Нового, ты понимаешь: есть что-то дороже чека от инвестора, долгожданнее exit’а, важнее признания. Это страсть к изменению мира вокруг себя и внутри себя. Если вы полыхаете изнутри – приезжайте”.