Фото: Ариэль Замбелич, Wired

Evernote получил известность благодаря скромному приложению для создания заметок, на котором компания нехило заработала. Приложение стабильно держится в топах Apple App Store и Google Play, а его база насчитывает 65 млн пользователей как мобильных, так и веб-версий. Серийный предприниматель Фил Либин, он же СЕО Evernote, не любит, когда его продукт называют “цифровой записной книжкой” – он видит в нем как минимум дополнительный слот человеческой памяти. В этом году Evernote продолжает масштабироваться, чтобы достичь амбициозных целей, поставленных Либином – стать чем-то вроде Microsoft Office для мобильных устройств. Или, как говорит сам Фил: “Как Nike для вашего мозга”.

Все хозяйство Evernote поделено на команды, в каждой из которых не более восьми человек – достаточно мало, чтобы уместиться за одним столом и вести конструктивный диалог, подчеркивает Либин. Ни один проект не может разрабатываться дольше девяти месяцев, и ни одна команда не может делиться кодом – это расценивается как святотатство в Силиконовой Долине. О том, какие “заповеди” свято соблюдаются в Evernote, его прошлом, настоящем и будущем Фил Либин рассказал изданию Wired.

Почему именно заметки, а не музыка, видео, изображения, фото?

Мы хотели сделать что-то для себя. Идея была в том, чтобы запоминать всю информацию, которая поступает из разных источников, независимо от формата – это может быть аудио, видео, изображения, текст, данные из интернета или какие-то документы… Место, в которое все это можно поместить и потом легко найти. Мы хотели сфотографировать белую доску, размещать на ней слова и по ним осуществлять поиск. Из всего этого произросли другие познавательные проблемы. Мы хотели создать новое воплощение продуктивности. Мы никогда не видели в Evernote сервис заметок – мы думали, это будет нечто вроде дополнительного мозга.

Можно сказать, что сегодня Evernote уже воплотил в себе ваше видение продукта? Или пока он только на пути к этому?

Определенно, это только начало. Мы – “столетний стартап”. Недавно мы отпраздновали наше пятилетие, поэтому можно сказать, что на сегодня мы готовы на 5%.

Какова конечная цель?

Меня больше всего вдохновляет компания Nike. Они начинали одновременно с Adidas и Puma и многими другими брендами спортивной обуви, которые по сути очень нишевые. Но Nike стал первым “мейнстримом”. Этот бренд стал визитной карточкой атлетов и людей, которые ассоциируют себя со спортом. Мы хотим, чтоб Evernote стал визитной карточкой для умных и продуктивных людей.

Это будет комбинация физических продуктов и цифровых решений. Это столетняя брендинговая игра.

Но в мире уже есть несколько грозных компаний, которые ассоциируются с продуктивными и умными людьми. Те же Microsoft и Google…

У нас всегда были сильные конкуренты. У нас был худший в мире питч для венчурных капиталистов в 2008 году – как раз на пике экономического кризиса. Мы тогда только запустились и никакого traction у нас не было и в помине. И я такой: “Мы собираемся сделать штуку, чтобы записывать всякое разное себе на компьютер и телефон, и все это будет бесплатно. Можно мне $10 млн”? Как правило нам просто указывали на дверь, но иные венчурные инвесторы чисто из вежливости сперва считали своим долгом задавать нам пару вопросов. И первый вопрос был: “Кто ваши конкуренты?” И в этой точке питч отнюдь не становился лучше, потому что я отвечал: “Ну, пожалуй, каждый компьютер или мобильный телефон и любое другое устройство, которое когда-либо было выпущено. В них уже встроены бесплатные программы для создания заметок, которые довольно хороши”.

Но мы никогда об этом не думали. Топ-5 компаний, которые, наверное, приводят к нам больше всего пользователей, с которыми мы скорее партнеры, а не конкуренты – это Apple, Google, Microsoft, Facebook и Amazon. И с каждой из этих компаний мы где-то как-то конкурируем. Такова жизнь. И знаете, счастливая жизнь – это когда ты просыпаешься с мыслью: “Что бы мне такого уникального сегодня придумать и создать?”, а не “Кто мои враги сегодня, кого я должен побить?”

Единственный способ, как мы можем добиться успеха вопреки всем этим фантастическим, вдохновляющим, грандиозным компаниям – это делать поистине классные продукты. И мы будем тратить все наше время на то, чтобы понять, как совершенствовать наш сервис.

Столетний план развития как-бы намекает на то, что Evernote будет выходить за рамки создания заметок.

Все, что мы сегодня находим дурацким, в будущем планируем сделать умным. Весь наш бизнес стремится сделать компании “умнее”. Встречи стали гигантским источником плохих решений и глупостей, их культура за последние 20 лет стала чрезвычайно коррумпированной, и над этим мы работаем.

Еще один предмет, над которым стоит думать – время, затраченное на сессию. Microsoft Office был воплощением продуктивности примерно 25 лет. Среднее время на сессию составляло около часа или двух. Вы садились за компьютер и вводили данные в Word или Excel. Но смартфоны обрубили это время до двух минут, максимум пяти. Поэтому, я думаю, у Microsoft сейчас все сложно с выходом в сегмент мобайл, ведь с самого начала у них был кардинально отличный способ мышления. “Что мне использовать, чтобы за две минуты добиться продуктивности?” Сегодня это не Office.

На протяжение следующих нескольких лет разнообразные устройства сократят время на сессию до секунд. Например, для Google Glass это время составит несколько секунд. А для смарт-вотча сессия займет ровно столько времени, сколько вам понадобиться на то, чтобы моргнуть глазом. Придется уживаться с новым пониманием того, что означает быть продуктивным. Все это будет настолько отличаться от мобильных телефонов, насколько мобильные телефоны в свое время превзошли настольные ПК.

Кто ваши пользователи?

Люди, которые слабо понимают баланс между личной жизнь и работой. Они всегда думают обо всем сразу. Те, кто отвечает на письма в одиннадцать часов вечера в воскресенье, и в то же время могут читать обзоры ресторанов в офисе в рабочее время. Современный работник.

Среди ваших пользователей много журналистов. Это благословение или проклятие?

Благословение. Так и задумывалось. Мы с самого начала говорили, что хотим, чтобы Evernote стал помощником для журналистов и инвесторов, и старались сделать так, чтобы, отправившись на очередную встречу с инвесторами, обнаружить, что они сидят в Evernote на встрече. То же самое с журналистами. Это была эффективная стратегия.

Что сегодня представляет из себя ваш бизнес?

С ним все отлично. Мы растем, поэтому появляется все больше вещей, которые нужно отслеживать. Еще несколько месяцев назад я, наверное, знал всех в лицо. Но в какой-то момент вместо компании из ста человек мы превратились в компанию из трехсот. Я на неделю-две уехал и не появлялся в офисе, а когда вернулся, обнаружил там множество людей, которых никогда раньше не видел.

Пожалуй, большинство своего времени я работаю на культурой компании, командой и масштабированием. Мы очень внимательны к тому, когда компания перестает быть стартапом и превращается в нечто похуже. Я думаю, это происходит тогда, когда появляется сотрудник, который не понимает, зачем он делает свою работу. Типа, он думает, что это все глупости. И с этим надо активно бороться.

Как можно предупредить такие тенденции в компании?

Каждую неделю мы проводим всеобщее собрание на центральном этаже, которое может продлиться от 20 минут до получаса. Обычно руковожу им я, иногда – другие люди. Мы представляем коллективу новых сотрудников, говорим о важных вещах и 80% внимания акцентируем на том, чтобы они никогда не думали, что их работа – никому ненужная глупость. А потом просто кружим-общаемся, и на всех собраниях я убеждаюсь, что менеджеры чувствуют ответственность за отсутствие секретов в офисе. Не должны звучать фразы вроде: “Я не понимаю, почему то или другое вообще происходит”. Конечно, мы не застрахованы от такого, и время от времени оно происходит, но суть в том, чтобы вовремя уловить тенденцию и не дать ей распространится.

Чем планируешь заниматься на выходных – чем-то веселым?

Моя жена уехала из города, поэтому буду работать. Обычно я пытаюсь полдня поработать, чтобы потом чем-то заняться вместе с ней, но на этот раз она поехала проведать семью в Нью-Йорке, поэтому я такой: “Ну и ладно! Привет, два дня сплошной работы!” Я живу здесь недалеко, на холмах. Буду сидеть на веранде в обнимку с ноутбуком. Как я говорил, средний пользователь Evernote не умеет разделять личную жизнь и работу, и я – один из целевых клиентов.

Беседовал Райан Тэйт, Wired.