Креативному пространству “Часопыс” всего лишь год, но оно уже стало излюбленным местом украинской стартап-тусовки. Здесь проходит большое количество отраслевых мероприятий, семинаров и лекций. Основатель “Часопыса”, 30-летний Максим Яковер, до открытия пространства работал в сфере корпоративного IT, где прослыл реформатором и заслужил репутацию эффективного лидера. Получив МВА, Яковер решил основать свой собственный бизнес – к тому времени у него для этого было все: время, возможности, вдохновение. Идея родилась по классической схеме: “Я создал то, в чем сам отчаянно нуждался, – признается Максим. – Место, где можно плодотворно поработать, пообщаться с интересными людьми, отдохнуть…”

В интервью обозревателю AIN.UA Яковер рассказал о том, почему он ушел из “Киевского метрополитена”, как создавался “Часопыс”, зачем он купил долю в проекте Арсения Финберга “Интересный Киев” и многом другом.

Чем вы занимались до того, как решили открыть “Часопыс”?

Первое образование я получил в КПИ по специальности прикладная математика. И в этой стезе развивался, начиная от настройки принтеров и заканчивая несложным программированием. Долгое время работал в корпоративных IT: сначала в нефтяной компании, а последние 4,5 года в “Киевском метрополитене” – возглавлял подразделение IT и связи. Мы там сделали маленькую революцию в сегменте информационных технологий.

Кроме того, я закончил Киево-Могилянскую бизнес-школу, получил MBA. Как раз в прошлом году защитился. У меня был немного сумасшедший дипломный проект о том, как сделать коммунальный транспорт в Украине прибыльным. Хотя в жизни я обычно занимаюсь реальными вещами.

А почему вы решили уйти из “Киевского метрополитена”?

Я рассматривал возможность остаться в компании, но понял, что пора выходить из корпоративных IT – этот этап для меня уже пройден. Успешный IT-директор – это человек, который смотрит на компанию в целом и как-то двигает ее трансформацию. Именно этим я и занимался в “Киевском метрополитене” – реорганизацией и автоматизацией бизнес-процессов.

В метрополитен меня пригласил за собой президент нефтяной компании, в которой я работал до этого. Он понимал, что надо развивать IT, для него это как кровеносная система всей организации. И когда он ушел, на руководящие должности “Киевского метрополитена” вернулись люди, которые выросли из слесарей по ремонту подвижного состава. То, чем я занимался, для них было неактуально. В метрополитене особенная корпоративная культура, там не любят свободолюбивых людей. Поэтому, когда сменилось руководство, мне там делать было нечего.

Как возникла идея создать “Часопыс”?

Около года я был без работы. В метрополитене я получил колоссальный опыт, и те предложения, которые поступали потом, были не очень интересны или недостаточно привлекательны с финансовой точки зрения. Родители учили меня, что нужно всегда иметь некий запас прочности, чтобы не приходилось принимать решение в цугцванге. Когда ты идешь туда, где тебе неинтересно – ты недоволен, а через три месяца уже недовольны тобой. Ты уходишь оттуда, идешь в место, где еще хуже – и так по наклонной.

Поэтому я решил учиться. Во время написания диплома пришла идея создать “Часопыс”. Поскольку у нас маленький ребенок, дома работать было тяжело. Я мечтал о таком месте, в котором можно сосредоточиться, подумать, найти вдохновение. Некафе! Мы проанализировали существующие на тот момент бизнес-модели: что с нашей точки зрения сделано правильно, а что нет. Меня всегда учили, что ты сам должен являться клиентом того, что ты делаешь. Исходя из этого и создавали “Часопыс”. Как раз в то время в Киеве открылся “Циферблат”. Это хороший проект, просто он немного для другой аудитории и других активностей.

Вы не расценивали “Циферблат” как конкурента?

Прямой конкуренции в Киеве у нас не было и нет. Не все заведения это понимают, но это именно так. По сути нашими конкурентами можно назвать любую площадку, на которой есть возможность проводить встречи. Вы можете встретиться в кафе и не идти в “Часопыс”. Просто то, что делаем мы, в явном виде больше никто не делает. Мы никого не копируем. Очень часто мы отказываемся от событий, которые происходят в других пространствах – нам не интересно то, что уже делает кто-то другой.

Как привлекали первых клиентов?

На этапе открытия, пока в помещении еще шел ремонт, мы пригласили огромное количество людей, которых хотели бы видеть в пространстве. На тот момент это были в большинстве своем представители сферы искусства, но были также айтишники. В частности, мы договорились с Арсением Финбергом о том, что он будет рассказывать у нас про интересный Киев (кстати, недавно я купил долю в его компании), с “Черным квадратом” о том, что в “Часопысе” будет театр, с Владом Троицким, что он проведет у нас несколько открытых лекций, с Денисом Довгополым, что BVU Group переедет к нам.

В смысле арендует у вас в коворкинге офис? А почему ваш взор пал именно на BVU Group?

Да, они полностью переехали к нам. Раньше у них был офис, но в какой-то момент они поняли, что за месяц ни разу там не появились.

Нам симпатично то, что делает Денис Довгополый. Это люди, которые реально помогают – они проводят кучу встреч, консультируют инициативную молодежь, часто, бесплатно. У них есть социальная составляющая. И она перекликается с нашей концепцией: мы ориентируемся на людей, которые думают об этой стране, хотят ее развивать. В частности, поэтому у нас украиноязычное пространство, здесь все на украинском языке.

А в повседневной жизни вы на каком языке разговариваете?

На русском. Я иногда шучу, что “Часопыс” – это дань уважения Киево-Могилянской школе, мой настоящий дипломный проект.

А много у “Часопыса” на сегодняшний день ключевых партнеров? Как удалось их заинтересовать?

Всего нам удалось привлечь около десяти важнейших партнеров. Как? Я думаю, самое главное – верить в то, что делаешь, и любить это. “Часопыс” так или иначе социальный проект. Он развивает общество, дает пространство для коммуникаций, возможность для самообразования – это некая культурная интеллектуальная площадка. И когда ты уже достиг успеха, таким проектам правильно помогать, поскольку они влияют на социум вокруг тебя. Поэтому практически ни с кем у нас не возникло проблем, чтобы договориться. А в момент открытия пространства эти люди дали правильный сигнал рынку и привели к нам первых гостей.

То есть стратегия продвижения “Часопыса” была основана изначально на “сарафанном радио” без рекламы в традиционном понимании?

Да, мы вложили ноль гривен в маркетинг в прямом смысле этого слова. Вся наша стратегия основывалась на людях. Хотя, мы пытались разместить рекламу на Facebook… Но нам отказали, сказали, что в блоке слишком много текста и мало картинок. И сняли кампанию. А за те показы, которые успели открутится, мы заплатили $5. Причем, охват рекламным постом был меньше, чем охват постом про какое-то наше интересное событие. По видимому, мы еще не научились грамотно пользоваться этим инструментом.

Много времени ушло от идеи до открытия? С какими трудностями столкнулись?

На реализацию проекта от момента рождения идеи до открытия ушло полгода. И без трудностей не обошлось. У любого предпринимателя, как правило, есть около пяти моментов, когда у него опускаются руки и он готов все бросить. И первым камнем преткновения в нашем случае стал поиск подходящего помещения. Мы хотели дислоцироваться непременно на Льва Толстого, потому что любим это место. Риелторы нам говорили: “Того, что вы хотите, в этом месте не существует”. Но мы не прекращали поиски до тех пор, пока сами без всяких риелторов не нашли подходящее помещение.

2

Второй момент настал, когда мы пытались договориться об аренде. Мы полтора месяца вели переговоры с юристами! Дело в том, что здание принадлежит американской компании, со всеми вытекающими отсюда нюансами. Кроме того, помещение было предусмотрено под офис, а мы хотели перестроить его в пространство.

Далее возникли сложности с бюджетом на ремонт – в итоге мы вышли на другие цифры.

На какие средства реализовывали проект? Сколько вложили в сумме?

На свои и одолженные у родителей. Точную сумму вложений не назову. У меня также есть финансовый партнер, который не участвует в операционном управлении.

Как растет “Часопыс”? Уже вышли на окупаемость?

Официальное открытие было 5 сентября, так что нам еще нет года. На окупаемость пока не вышли, хотя операционную прибыль начали получать с первого месяца. Если за год такого рода проекту удается выйти на окупаемость – это фантастически хороший результат.

Что касается роста, то в первые несколько месяцев мы вышли на некий уровень и в дальнейшем его поддерживали. Растем постепенно.

На чем зарабатывает “Часопыс”? Какая основная статья дохода?

Источников дохода у нас три: гости, которые приходят работать, проводить встречи или отдыхать, закрытые корпоративные события  и открытые события, которые проводим мы и наши партнеры. Наши мероприятия оплачиваются в рамках обычного прайса – 30 грн за первый час, последующие по 15 грн в час. Стоимость билета на выступления каких-то известных спикеров может стоить от 100 грн и выше.

Коворкинговый бизнес в чистом виде неприбыльный. В центре Киева, где все хотели бы работать, очень высокие ставки аренды. И заработать на этом очень тяжело – это возможно, только если помещение находится не в центре, где аренда – $10-15 за квадратный метр, либо на сопутствующих услугах. В Украине и России сейчас присутствует некая эйфория по поводу подобных проектов, и многие хотят войти в этот бизнес. Но она абсолютно необоснована и неоправдана. И сейчас в России уже часть коворкингов и пространств закрылись.

Почему в “Часопысе” так много мероприятий посвящены IT? Это как-то связано с вашей прошлой работой?

Вы удивитесь, но корпоративное IТ и стартап IТ в Украине настолько разные миры, что они друг друга вообще не знают. Изначально мы задумывали “Часопыс” как некую креативную площадку для креативных людей. Так получилось, что среди креативного класса айтишников – большинство, и огромное количество контактов у нас насчитывается именно в этой сфере.

Вы сказали, что вошли в проект Арсения Финберга “Интересный Киев”. Чем он вас заинтересовал?

У многих бизнесов, в том числе у “Часопыса”, есть сезонность. Традиционно на майские праздники, а потом летом гостей становится меньше, многие уезжают из города. У “Интересного Киева” абсолютно обратная сезонность – на выходные в столицу прибывает огромное количество туристов. Это называется “балансирование кеш-флоу” – когда один бизнес приносит мало дохода в не сезон, зато второй – на пике доходности.

Я думаю, что туристический бизнес – одно из немногих направлений, которое в Украине имеет реальные перспективы. И хотя оборот небольшой, возможности очень хорошие. С тех пор, как мы вошли в проект, за два месяца совместной работы нам с Арсением удалось существенно нарастить чистую прибыль.

Кроме того, “Интересный Киев” – это тоже социальный бизнес. Он дарит любовь к городу, мы передаем знания людям, несем просветительскую функцию. И с точки зрения идеи мне это очень близко. Поэтому я вошел в проект. Кроме того, перед входом мы видели потенциал роста и точки приложения усилий.

Каким образом вам удалось увеличить прибыль всего за два месяца?

Арсений создал отличный продукт, он лучший на рынке. Работает потрясающая, слаженная команда. В течение шести лет проект природно развивается и растет, передается из уст в уста потому, что люди делают свою работу качественно и с любовью. Но наша задача на сегодняшний день – улучшить маркетинг и продажи. Это направление, которое нам необходимо существенно усилить. Как раз этим я сейчас и занимаюсь. В ближайший месяц у нас выйдет реклама на поездах “Укрзализныци”, в метро, на фуникулере. Мы уже заключили партнерские соглашения с сетью туристических информационных киосков, которые разбросаны по всему городу. Они все уже продают наши экскурсии и забрендированы “Интересным Киевом”.

То есть вы делаете упор на офлайн-рекламу? Или в онлайне тоже активно продвигаете проект?

Мы сейчас работаем над новым логотипом, а в ближайший месяц запустится новый сайт. Сейчас как раз работаем над ребрендингом “Интересного Киева”. Кроме того, мы полностью перестроили работу в социальный сетях. Если раньше “Интересный Киев” в основном постил красивые картинки, то сейчас эти красивые картинки продают наши экскурсии на завтра-послезавтра. По отдельности все эти шаги кажутся несущественными, но в совокупности они дают кумулятивный эффект.

А как вы познакомились с Арсением?

Мы пригласили его в “Часопыс” читать лекции. Начали общаться, сдружились. Арсений проводил у нас все бизнес-встречи. Потом, когда мы стали сотрудничать еще и по “Интересному Киеву”, Денис Довгополый сказал: “Вы так много времени проводили вместе – давно было понятно, что вы станете партнерами по бизнесу”.

Какие планы на будущее? Какие еще проекты вынашиваете?

Через несколько месяцев по плану у нас на Льва Толстого на 4-м этаже откроется небольшой коворкинг – мы добавим еще 250 м.кв. к уже существующим 350-ти. Возможно, он не будет под брендом “Часопыса”, он будет отдельным местом, но комьюнити коворкинга, в любом случае, будет иметь доступ в “Часопыс”.

Мы также мечтаем об открытии ресторана. У нас уже есть команда, есть концепт. Хотя я предпочитаю говорить о результатах, а не планах.