Креативному пространству “Часопыс” всего лишь год, но оно уже стало излюбленным местом украинской стартап-тусовки. Здесь проходит большое количество отраслевых мероприятий, семинаров и лекций. Основатель “Часопыса”, 30-летний Максим Яковер, до открытия пространства работал в сфере корпоративного IT, где прослыл реформатором и заслужил репутацию эффективного лидера. Получив МВА, Яковер решил основать свой собственный бизнес – к тому времени у него для этого было все: время, возможности, вдохновение. Идея родилась по классической схеме: “Я создал то, в чем сам отчаянно нуждался, – признается Максим. – Место, где можно плодотворно поработать, пообщаться с интересными людьми, отдохнуть…”
В интервью обозревателю AIN.UA Яковер рассказал о том, почему он ушел из “Киевского метрополитена”, как создавался “Часопыс”, зачем он купил долю в проекте Арсения Финберга “Интересный Киев” и многом другом.
Чем вы занимались до того, как решили открыть “Часопыс”?
Первое образование я получил в КПИ по специальности прикладная математика. И в этой стезе развивался, начиная от настройки принтеров и заканчивая несложным программированием. Долгое время работал в корпоративных IT: сначала в нефтяной компании, а последние 4,5 года в “Киевском метрополитене” – возглавлял подразделение IT и связи. Мы там сделали маленькую революцию в сегменте информационных технологий.
Кроме того, я закончил Киево-Могилянскую бизнес-школу, получил MBA. Как раз в прошлом году защитился. У меня был немного сумасшедший дипломный проект о том, как сделать коммунальный транспорт в Украине прибыльным. Хотя в жизни я обычно занимаюсь реальными вещами.
А почему вы решили уйти из “Киевского метрополитена”?
Я рассматривал возможность остаться в компании, но понял, что пора выходить из корпоративных IT – этот этап для меня уже пройден. Успешный IT-директор – это человек, который смотрит на компанию в целом и как-то двигает ее трансформацию. Именно этим я и занимался в “Киевском метрополитене” – реорганизацией и автоматизацией бизнес-процессов.
В метрополитен меня пригласил за собой президент нефтяной компании, в которой я работал до этого. Он понимал, что надо развивать IT, для него это как кровеносная система всей организации. И когда он ушел, на руководящие должности “Киевского метрополитена” вернулись люди, которые выросли из слесарей по ремонту подвижного состава. То, чем я занимался, для них было неактуально. В метрополитене особенная корпоративная культура, там не любят свободолюбивых людей. Поэтому, когда сменилось руководство, мне там делать было нечего.
Как возникла идея создать “Часопыс”?
Около года я был без работы. В метрополитене я получил колоссальный опыт, и те предложения, которые поступали потом, были не очень интересны или недостаточно привлекательны с финансовой точки зрения. Родители учили меня, что нужно всегда иметь некий запас прочности, чтобы не приходилось принимать решение в цугцванге. Когда ты идешь туда, где тебе неинтересно – ты недоволен, а через три месяца уже недовольны тобой. Ты уходишь оттуда, идешь в место, где еще хуже – и так по наклонной.
Поэтому я решил учиться. Во время написания диплома пришла идея создать “Часопыс”. Поскольку у нас маленький ребенок, дома работать было тяжело. Я мечтал о таком месте, в котором можно сосредоточиться, подумать, найти вдохновение. Некафе! Мы проанализировали существующие на тот момент бизнес-модели: что с нашей точки зрения сделано правильно, а что нет. Меня всегда учили, что ты сам должен являться клиентом того, что ты делаешь. Исходя из этого и создавали “Часопыс”. Как раз в то время в Киеве открылся “Циферблат”. Это хороший проект, просто он немного для другой аудитории и других активностей.
Вы не расценивали “Циферблат” как конкурента?
Прямой конкуренции в Киеве у нас не было и нет. Не все заведения это понимают, но это именно так. По сути нашими конкурентами можно назвать любую площадку, на которой есть возможность проводить встречи. Вы можете встретиться в кафе и не идти в “Часопыс”. Просто то, что делаем мы, в явном виде больше никто не делает. Мы никого не копируем. Очень часто мы отказываемся от событий, которые происходят в других пространствах – нам не интересно то, что уже делает кто-то другой.
Как привлекали первых клиентов?
На этапе открытия, пока в помещении еще шел ремонт, мы пригласили огромное количество людей, которых хотели бы видеть в пространстве. На тот момент это были в большинстве своем представители сферы искусства, но были также айтишники. В частности, мы договорились с Арсением Финбергом о том, что он будет рассказывать у нас про интересный Киев (кстати, недавно я купил долю в его компании), с “Черным квадратом” о том, что в “Часопысе” будет театр, с Владом Троицким, что он проведет у нас несколько открытых лекций, с Денисом Довгополым, что BVU Group переедет к нам.
В смысле арендует у вас в коворкинге офис? А почему ваш взор пал именно на BVU Group?
Да, они полностью переехали к нам. Раньше у них был офис, но в какой-то момент они поняли, что за месяц ни разу там не появились.
Нам симпатично то, что делает Денис Довгополый. Это люди, которые реально помогают – они проводят кучу встреч, консультируют инициативную молодежь, часто, бесплатно. У них есть социальная составляющая. И она перекликается с нашей концепцией: мы ориентируемся на людей, которые думают об этой стране, хотят ее развивать. В частности, поэтому у нас украиноязычное пространство, здесь все на украинском языке.
А в повседневной жизни вы на каком языке разговариваете?
На русском. Я иногда шучу, что “Часопыс” – это дань уважения Киево-Могилянской школе, мой настоящий дипломный проект.
А много у “Часопыса” на сегодняшний день ключевых партнеров? Как удалось их заинтересовать?
Всего нам удалось привлечь около десяти важнейших партнеров. Как? Я думаю, самое главное – верить в то, что делаешь, и любить это. “Часопыс” так или иначе социальный проект. Он развивает общество, дает пространство для коммуникаций, возможность для самообразования – это некая культурная интеллектуальная площадка. И когда ты уже достиг успеха, таким проектам правильно помогать, поскольку они влияют на социум вокруг тебя. Поэтому практически ни с кем у нас не возникло проблем, чтобы договориться. А в момент открытия пространства эти люди дали правильный сигнал рынку и привели к нам первых гостей.
То есть стратегия продвижения “Часопыса” была основана изначально на “сарафанном радио” без рекламы в традиционном понимании?
Да, мы вложили ноль гривен в маркетинг в прямом смысле этого слова. Вся наша стратегия основывалась на людях. Хотя, мы пытались разместить рекламу на Facebook… Но нам отказали, сказали, что в блоке слишком много текста и мало картинок. И сняли кампанию. А за те показы, которые успели открутится, мы заплатили $5. Причем, охват рекламным постом был меньше, чем охват постом про какое-то наше интересное событие. По видимому, мы еще не научились грамотно пользоваться этим инструментом.
Много времени ушло от идеи до открытия? С какими трудностями столкнулись?
На реализацию проекта от момента рождения идеи до открытия ушло полгода. И без трудностей не обошлось. У любого предпринимателя, как правило, есть около пяти моментов, когда у него опускаются руки и он готов все бросить. И первым камнем преткновения в нашем случае стал поиск подходящего помещения. Мы хотели дислоцироваться непременно на Льва Толстого, потому что любим это место. Риелторы нам говорили: “Того, что вы хотите, в этом месте не существует”. Но мы не прекращали поиски до тех пор, пока сами без всяких риелторов не нашли подходящее помещение.
Второй момент настал, когда мы пытались договориться об аренде. Мы полтора месяца вели переговоры с юристами! Дело в том, что здание принадлежит американской компании, со всеми вытекающими отсюда нюансами. Кроме того, помещение было предусмотрено под офис, а мы хотели перестроить его в пространство.
Далее возникли сложности с бюджетом на ремонт – в итоге мы вышли на другие цифры.
На какие средства реализовывали проект? Сколько вложили в сумме?
На свои и одолженные у родителей. Точную сумму вложений не назову. У меня также есть финансовый партнер, который не участвует в операционном управлении.
Как растет “Часопыс”? Уже вышли на окупаемость?
Официальное открытие было 5 сентября, так что нам еще нет года. На окупаемость пока не вышли, хотя операционную прибыль начали получать с первого месяца. Если за год такого рода проекту удается выйти на окупаемость – это фантастически хороший результат.
Что касается роста, то в первые несколько месяцев мы вышли на некий уровень и в дальнейшем его поддерживали. Растем постепенно.
На чем зарабатывает “Часопыс”? Какая основная статья дохода?
Источников дохода у нас три: гости, которые приходят работать, проводить встречи или отдыхать, закрытые корпоративные события и открытые события, которые проводим мы и наши партнеры. Наши мероприятия оплачиваются в рамках обычного прайса – 30 грн за первый час, последующие по 15 грн в час. Стоимость билета на выступления каких-то известных спикеров может стоить от 100 грн и выше.
Коворкинговый бизнес в чистом виде неприбыльный. В центре Киева, где все хотели бы работать, очень высокие ставки аренды. И заработать на этом очень тяжело – это возможно, только если помещение находится не в центре, где аренда – $10-15 за квадратный метр, либо на сопутствующих услугах. В Украине и России сейчас присутствует некая эйфория по поводу подобных проектов, и многие хотят войти в этот бизнес. Но она абсолютно необоснована и неоправдана. И сейчас в России уже часть коворкингов и пространств закрылись.
Почему в “Часопысе” так много мероприятий посвящены IT? Это как-то связано с вашей прошлой работой?
Вы удивитесь, но корпоративное IТ и стартап IТ в Украине настолько разные миры, что они друг друга вообще не знают. Изначально мы задумывали “Часопыс” как некую креативную площадку для креативных людей. Так получилось, что среди креативного класса айтишников – большинство, и огромное количество контактов у нас насчитывается именно в этой сфере.
Вы сказали, что вошли в проект Арсения Финберга “Интересный Киев”. Чем он вас заинтересовал?
У многих бизнесов, в том числе у “Часопыса”, есть сезонность. Традиционно на майские праздники, а потом летом гостей становится меньше, многие уезжают из города. У “Интересного Киева” абсолютно обратная сезонность – на выходные в столицу прибывает огромное количество туристов. Это называется “балансирование кеш-флоу” – когда один бизнес приносит мало дохода в не сезон, зато второй – на пике доходности.
Я думаю, что туристический бизнес – одно из немногих направлений, которое в Украине имеет реальные перспективы. И хотя оборот небольшой, возможности очень хорошие. С тех пор, как мы вошли в проект, за два месяца совместной работы нам с Арсением удалось существенно нарастить чистую прибыль.
Кроме того, “Интересный Киев” – это тоже социальный бизнес. Он дарит любовь к городу, мы передаем знания людям, несем просветительскую функцию. И с точки зрения идеи мне это очень близко. Поэтому я вошел в проект. Кроме того, перед входом мы видели потенциал роста и точки приложения усилий.
Каким образом вам удалось увеличить прибыль всего за два месяца?
Арсений создал отличный продукт, он лучший на рынке. Работает потрясающая, слаженная команда. В течение шести лет проект природно развивается и растет, передается из уст в уста потому, что люди делают свою работу качественно и с любовью. Но наша задача на сегодняшний день – улучшить маркетинг и продажи. Это направление, которое нам необходимо существенно усилить. Как раз этим я сейчас и занимаюсь. В ближайший месяц у нас выйдет реклама на поездах “Укрзализныци”, в метро, на фуникулере. Мы уже заключили партнерские соглашения с сетью туристических информационных киосков, которые разбросаны по всему городу. Они все уже продают наши экскурсии и забрендированы “Интересным Киевом”.
То есть вы делаете упор на офлайн-рекламу? Или в онлайне тоже активно продвигаете проект?
Мы сейчас работаем над новым логотипом, а в ближайший месяц запустится новый сайт. Сейчас как раз работаем над ребрендингом “Интересного Киева”. Кроме того, мы полностью перестроили работу в социальный сетях. Если раньше “Интересный Киев” в основном постил красивые картинки, то сейчас эти красивые картинки продают наши экскурсии на завтра-послезавтра. По отдельности все эти шаги кажутся несущественными, но в совокупности они дают кумулятивный эффект.
А как вы познакомились с Арсением?
Мы пригласили его в “Часопыс” читать лекции. Начали общаться, сдружились. Арсений проводил у нас все бизнес-встречи. Потом, когда мы стали сотрудничать еще и по “Интересному Киеву”, Денис Довгополый сказал: “Вы так много времени проводили вместе – давно было понятно, что вы станете партнерами по бизнесу”.
Какие планы на будущее? Какие еще проекты вынашиваете?
Через несколько месяцев по плану у нас на Льва Толстого на 4-м этаже откроется небольшой коворкинг – мы добавим еще 250 м.кв. к уже существующим 350-ти. Возможно, он не будет под брендом “Часопыса”, он будет отдельным местом, но комьюнити коворкинга, в любом случае, будет иметь доступ в “Часопыс”.
Мы также мечтаем об открытии ресторана. У нас уже есть команда, есть концепт. Хотя я предпочитаю говорить о результатах, а не планах.