mail.google.comАвтор этих строк, идеймейкер Вадим Прокопчук, по нескольку раз в день слышит нечто вроде «Кто такой идеймейкер?» или «Голые идеи никому не нужны. Покупается только реальный продукт!». Что и стало причиной написания этой статьи.

Вы знаете, что такое наука, изобретательство, креатив, венчурный бизнес. В последние годы, из этих явлений выросло нечто общее, под названием идеинг (разработка идей, бизнес на идеях). Анализ объёма гонораров, конкурсных премий, чёрного рынка идеинга, однозначно показывает что открылась новая гигантская коммерческая ниша.

Идеинг быстро развивается, причём во многом благодаря тому, что государство эту нишу не регулирует (большая редкость!). Законодательство об идеях вообще отсутствует. Теоретически, например, айтишную идею можно привязать к патентному законодательству. Но, только после того, как покупатель захочет запатентовать купленную идею как своё изобретение. А что было до этого – есть тайна и гонорар покупателя идеи и идеймейкера.

Мир идеинга

Международный классификатор изобретений (Справочник МКИ) содержит несколько тысяч позиций, по сотням областей деятельности человека. При этом, он не учитывает научные разработки, креатив, венчур, и многое другое. Так вот, идеинг – охватывает собою изобретательство, научные разработки, креатив, венчур, и многое другое.

Познакомиться с русскоговорящим идеингом можно задав в Гугле поисковую фразу с кавычками и плюсом «конкурс+идей». Для знакомства с англоговорящим идеингом задайте «ideas+competition» или просто «ideas».

Рекомендую зайти в результатах англоязычного поиска на галерею картинок, и уже там выбрать сайт. Языковый перевод выбранного сайта можно выполнить так:

  1. Щёлкните по понравившейся вам картинке;
  2. В появившемся окне скопируйте ссылку на сайт (она написана справа маленькими белыми буквами под большим названием);
  3. Зайдите на гугловский переводчик , включите там перевод «английский» на «русский», вставьте скопированную вами ссылку в ЛЕВОЕ окно переводчика, и щелкните по синей ссылке, которая появится в ПРАВОМ окне.

Заранее оговорюсь, что вы столкнётесь с большим количеством мусора, но это обще-интернетовская проблема. Найти идеинговый сайт по вашему вкусу вполне возможно.

А идеймейкер кто?

Личный состав наших идеймейкеров примерно таков:

  1. Молодёжь (студенты, аспиранты, и вообще молодёжь на старте карьеры);
  2. Зрелые учёные, изобретатели (не удовлетворённые своим финансовым положением);
  3. Профессиональные идеймейкеры (как правило тоже бывшие ученные, изобретатели);
  4. Чёрные идеймейкеры (разношерстная публика ворующая чужие разработки).

Идеинг также набирает обороты в школах, но в целом это у нас ещё не значительно.

Молодые идеймейкеры

Молодых идеймейкеров, конечно же лучше всего искать на конкурсах идей, которые финансируют айтишные фирмы для решения своих задач, и «охоты за головами». Взгляните на конкурс идей Imagine Cup, который имеет призовой фонд 2013 года в сумме $340.000. Согласитесь, что с таким призовым фондом можно заинтересовать молодежь к творчеству.

Увы, наших молодёжных конкурсов идей с такими премиальными фондами мало. Например, вот этот нигерийский конкурс идей, по премиальному фонду многократно превосходит многие наши конкурсы идей. Ну, почему мы и здесь хуже Африки?…

Зрелые идеймейкеры

Представьте нашего ученного, изобретателя прозябающего на нищенском финанси­ровании в институте. Ну, куда податься этому творчески зрелому человеку, чтобы честно заработать своим умом? Часто выход только один – в идеймейкеры на идеинговые сайты.

Если креатив из вас так и прёт, вы дружите с Фотошопом, видеокамерой и фотоап­паратом, то вас ждут здесь. Имейте в виду, что там могут потребовать изложить идею на английском языке. И у них глючная форма подачи идеи.

Если у вас нет денег на Фотошоп и аппаратуру, но креатив всё равно прёт, попробуйте себя здесь. Автор этих строк начинал там много лет назад. Сохранилось впечатление, что ты в большой толпе, где все толкаются локтями.

Если ваш конёк технические идеи, попробуйте разрабатывать идеи медицинских устройств для Medtroniceureka. Имейте в виду, что эта фирма может растянуть рассмотрение вашей идеи до 3-х месяцев.

Невозможно здесь описать все идеинговые ресурсы, но если вы будете их искать, то найдёте. Не попадайтесь только на объявления вроде «Куплю идею дорого» или «Про­финансирую вашу идею» на бесплатных досках объявлений – комментарии здесь излишни.

Профессиональные идеймейкеры

Человек живущий за счёт своих идей называется профессиональный идеймейкер. Таких профи мало (вспомните Высоцкого – «Настоящих буйных мало!»). В качестве примера, рассмотрим одного из них – идеймейкера Вадима Прокопчука.

Этот идеймейкер специализируется на разработке идей устройств, и написаниях научных статей под имя заказчика. Имеет хороший кругозор. В своё время работал в ВПК, и имел отношение к ракетным установкам.

Это идеймейкер старой школы. Он игнорирует электронные презентации и Skype, столь любимые стартаперами. Свои идеи он излагает на бумажных листах формата А4 (текст и рисунки в Word), и разносит по фирмам подходящим под профиль идеи.

Чёрные идеймейкеры

Чёрные идеймейкеры – это банальные айтишные воришки работающие на американ­ских патентных адвокатов. При этом, используется блог Livejournal и почтовый ящик Gmail. Администрации указанных блога и почтового ящика к этому воровству не причастны.

Итак, американский патентный адвокат открывает себе фирменный блог, и садит туда русскоговорящего ассистента, из числа эмигрантов ориентирующихся в технологиях.

В Интернет, с этого адвокатского блога, запускается информация вроде «конкурс идей», «патентование изобретений в США», и т.п. Сразу сбегается наш айтишный народ. Им ставят задачи на конкурсе идей, и выплачивают смешные премии в пределах 20-100 долларов. Активным оплачивают платные аккаунты блога. Доступ на этот адвокатский блог недовольных или задающих неудобные вопросы моментально блокируется.

Цель на первом этапе – дождаться айтишного воришку. И рано или поздно он таки яв­ляется на этот блог. И продаёт там информацию украденную у своего института или фирмы.

Диалог патентного адвоката и айтишного воришки начинается в комментариях на блоге, а на секретной фазе перемещается в чат внутри ящика Gmail.

На базе информации купленной на этом блоге, патентный адвокат патентует изобре­тения в США. И его прибыль от роялти превышает в тысячи раз затраты на весь этот цирк.

Следует отметить, что американские патентные адвокаты редкие жлобы. И, обокрав ваш институт или фирму, вы здесь особенно не обогатитесь. При этом, вы рано или поздно попадёте на заметку нашим спецслужбам, со всеми вытекающими последствиями.

Голые идеи продаются

Если «голые» идеи никому не нужны, то почему идеймейкер Вадим Прокопчук каждое утро мажет масло на хлеб? По идее, этот идеймейкер должен положить зубы на полку.

Не верьте, если кто-то, люто ненавидящий творчество, вопит что: «Покупается только реальный продукт!». Идеинг состоялся, развивается, и в нём можно поучаствовать. Понятно, что как и в каждом деле, здесь нужно иметь талант.

Плюньте на долгую переписку изобретателя с патентной экспертизой, патент, и роялти когда-то (если ваше изобретение к тому времени не устареет). Включите в себе здоровый авантюризм идеинга, и заработайте гонорар за вашу идею уже сейчас.