Чем больше кампаний запускают на Kickstarter, Indiegogo и прочих краудфандинговых платформах, тем более конкурентной становится эта среда. За деньги пользователей придется побороться. Но то, что многие пытаются, еще не значит, что им это удастся. Поэтому вам действительно нужно услышать несколько инсайтов по поводу того, что реально работает и не работает в краудфандинге.

Именно о таких инсайтах изданию The Next Web рассказал создатель системы KickstarterHacks Клей Хьюберт. Эксперт по краудфандингу уже помог 26 предпринимателям собрать более $2,1 млн на Kickstarter и Indiegogo. Возможно, его советы пригодятся и вам.

Краудфандинговые платформы вроде Kickstarter и Indiegogo стали жизненно важными инструментами для стартапов и предпринимателей, которые хотят воплотить в жизнь хорошие идеи. Но бывают ли случаи, когда лучше привлекать финансирование “маргинальным” способом?

Это зависит от типа бизнеса. Есть два основных типа краудфандинга и они созданы для двух совершенно разных типов стартапов. Такие платформы как Kickstarter и Indiegogo работают по принципу вознаграждения – то есть люди, которые выделяют деньги, что-то за это получают (как правило, это бесплатный экземпляр товара). Такие платформы созданы специально для креативных идей, которым требуется на воплощение до $50 тыс.

Есть платформы, которые базируются на долевом участии – например, Fundable.com, где финансирование осуществляют аккредитованные инвесторы. Они подходят для стартапов, которые ищут капитал в размере от $50 тыс. и выше в обмен на акции компании.

Ситуации бывают разные, и цифра $50 тыс. – это просто приблизительный ориентир. Но нужно понимать, что привлечение $10 тыс. на завершение документации и поднятие раунда на $5 млн, чтобы построить предприятие аналитического SaaS-приложения – это две большие разницы.

Откуда на Kickstarter и Indiegogo столько “инвесторов”? Это связано с желанием людей “быть участником рождения” чего-то нового?

Да, это определенно присутствует. Когда люди находят что-то интересное и вкладывают в это свои деньги, они обычно делятся проектом с друзьями в социальных сетях. Это элемент “первооткрывательства” чего-то нового и интересного.

Но дело не в благотворительности – в первую очередь эти платформы работают как эксклюзивные интернет-магазины – здесь вы можете сделать предзаказ на товары, которых больше нигде нет. Часы Pebble собрали $10 млн не потому что пользователям нравился их создатель Эрик Майджиковски. Они собрали $10 млн, потому что пользователи хотели эти часы. Pebble сделали удивительный и запоминающийся продукт, блестяще рассказали историю этого продукта – и она распространилась по всему миру. В этом ключ к успеху в краудфандинге.Какие ошибки люди чаще всего допускают при краудфандинге?

Есть несколько распространенных ошибок, которые я наблюдал снова и снова. Самая большая – это когда основатели проекта думают, что маркетинг заработает сам собой. Пресса любит освещать грандиозные мультимиллионные проекты и может спокойно отбросить проект на $30-50 тыс.

Правда в том, что вы должны самостоятельно подогревать интерес к вашей кампании. Kickstarter и Indiegogo неплохо справляются с промоушном интересных проектов, но большая часть просмотров и денег (как правило, это 80-90%) исходят из промо-каналов вне этих платформ.

И как в случае с любым хорошим онлайн-маркетингом, вы должны определять конкретные ниши и сегменты аудитории, которые отчаянно нуждаются в вашем продукте. Если ваш первоначальный ответ преисполнен нездоровго энтузиазма – “все на свете!”, возвращайтесь к рисовальной доске. Всех охватить невозможно. Вам нужен уникальный продукт для специфической аудитории. В идеале вы построили свое “племя” заблаговременно посредством email-рассылок, блога и социальных сетей.

Если вы этого не сделали, посмотрите, кто сделал. У кого есть разрешение говорить с заинтересованными людьми? Если это не вы, выясните – кто и выработайте новое интересное предложение для них. Хорошо бы, чтоб все это было сделано заранее. Вы должны построить маркетинговый план еще до запуска. Когда вы запуститесь, будет поздно. Часы тикают.

Вторая ошибка – это то, как люди оценивают уровни вознаграждения. Когда вы покупаете что-то в магазине или на сайтах вроде Zappos, клиентский риск практически равен нулю. Zappos инвестирует в бесплатную доставку и, в особенности, в клиентский сервис. Но вы не Zappos. Множество проектов не собирают искомую сумму и не запускаются, а те, которые запускаются, делают доставку намного позже даты, указанной на сайте. В данном случае клиент рискует, принимая участие в финансировании.

Чтобы минимизировать этот клиентский риск, основатели проектов должны устанавливать свои цены ниже уровня рекомендованной производителем розничной цены – не выше! не предлагайте им цифровой “дай пять!” за $10 – предложите большее вознаграждение. Например, на Kickstarter Эйджей Леон предлагал свою книгу с дополнительными новеллами в любом цифровом формате (PDF, epub, mobi и аудио) всего за $13. Это было ниже рыночной цены.

Пять важных моментов, которые нужно соблюсти при запуске кампании:

  1. У вас должен быть уникальный и интересный продукт.
  2. Постройте свое “племя” за несколько недель, а лучше месяцев до запуска.
  3. Расскажите историю, которая станет вирусной. Спросите себя – будут ли пользователи делиться этим видео, даже если они не вложились в проект?
  4. Продумайте маркетинговый план.
  5. Устанавливайте оценку вознаграждений ниже рыночной цены. Добавьте как можно больше ценности на каждом уровне вложений.

Краудфандинг применим для всех? Когда его можно использовать?

Краудфандинг определенно не для всех. У Kickstarter очень специфический список категорий и указаний, которым каждый проект должен соответствовать. Если ваш проект им не соответствует, Kickstarter – не лучший выбор. Indiegogo более гибок, есть также много других нишевых краудфандинговых платформ, но не всем проектам вообще подходит краудфандинг.

Продукты, которые не новы, не интересны и не уникальны вряд ли сгенерируют необходимый для успеха краудфандинговой кампании ажиотаж. Не будет он успешен, если вы не сможете определить специфическую аудиторию, которая захочет владеть вашим продуктом. Поэтому краудфандинг лучше всего подходит необыкновенным проектам, а не очередному ресторану.

Есть ли причины обратится к краудфандингу кроме денег?

Безусловно. Краудфандинг предоставляет множество уникальных преимуществ кроме финансирования. Очень немногие предприниматели, например, Дэвид Элльнер из Panna или Эрик Майджиковски из Pebble, используют платформы вроде Kickstarter для проверки рыночного спроса, а полученную валидацию применяют, чтобы поднять венчурный капитал. Иногда те же самые капиталисты, которые недавно отклонили их предложение, потом выписывают чеки на еще более выгодных для основателей условиях.

Успешный краудфандинг также может использоваться, чтобы создать ажиотаж вокруг продукта и определить ранних клиентов.

Что полезного можно вынести из кампании Canonical на Indiegogo, которая не успевает собрать искомые $32 млн за 30 дней?

Очень жаль, ведь они столько вещей сделали правильно, и я болею за них. Но также они допустили несколько критических ошибок.

Они поставили очень и очень высокую цель. Большинство компаний были бы счастливы собрать хотя бы $500 тыс. или $1 млн на краудфандинговой платформе. А Canonical собрали $2 млн всего за два часа после запуска – это просто неслыханно. К сожалению, их цель в $32 млн – астрономическая для краудфандинговых проектов.

Их вторая ошибка еще хуже. Они выбрали фиксированный фандинг вместо гибкого фандинга. Модель Indiegogo, в отличие от Kickstarter, предполагает две опции: фиксированный фандинг и гибкий фандинг. В первом случае модель ничем не отличается от модели Kickstarter. Если вы не соберете искомую сумму, вы ничего не получите. Второй случай был бы идеальным выбором для данного проекта. Даже если Canonical не достигли бы цели, они бы получили те деньги, которые им удалось собрать, правда, им пришлось бы заплатить Indiegogo чуть больший процент (9% для проектов, которые не достигли цели, и 4% для тех, которые достигли).

У Canonical была действительно инновационная идея для продукта. Они хорошо рассказали свою историю и построили очень сильное Ubuntu-комьюнити. $10 млн – это огромный раунд для краудфандинга. Если бы они избрали гибкую модель, то оставили бы эти деньги и донесли бы Ubuntu Edge до рынка. Но на фиксированной модели они не получат ничего, а более 20 тыс. пользователей заберут свои деньги назад.

Начни они с меньшей суммы или избрав гибкий фандинг, Canonical с их Ubuntu Edge могли бы добиться огромных успехов.

Источник The Next Web