В креативном пространстве Freud House адвокат, партнер практики IT и медиа права АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский рассказал начинающим предпринимателям о том, как авторское право и интеллектуальная собственность влияют на безопасность интернет-магазинов. Почему в Украину приходит порочная Российская практика арестовывать интернет-магазины за «серый импорт» и что представляет собой этот серый импорт в нашей стране?
«Вопросы авторских прав и интеллектуальной собственности – это однозначно не те вопросы, на которые новому интернет-магазину следует бросать все силы и время. Так я рекомендовал поступать еще несколько месяцев назад. Сейчас этим вопросам следует уделить чуть более пристальное внимание, ведь производители техники, похоже, вышли на тропу войны с интернет-магазинами, – отметил юрист.
Недавно в Москве на конференции по авторскому праву озвучили такую нелицеприятную тенденцию: в России начали „гонять“ интернет-магазины за так называемый «серый импорт». И, следовательно, в Украине скоро будет то же самое.
Тогда в это не верилось, поскольку именно в вопросах серого импорта наше законодательство выгодно отличается от российского. Однако, теперь после сообщений в прессе о закрытии нескольких магазинов и слухов о причинах такого закрытия, оптимизм поубавился, — рассказал Гадомский.
Серый импорт или Что за несправедливость?
Что такое серый импорт машин? Это когда человек поехал в Германию, купил там партию автомобилей BMW, перегнал в Украину, пытается растаможить по всем правилам и продавать их в Украине. То же самое, если я, например, полетел в Китай в отпуск, купил там четыре ноутбука Lenovo — один себе, один жене и еще два на продажу. Эти два ноутбука и партия автомобилей по факту — «серый импорт». Потому что товар был поставлен на потребительский рынок не через официального импортера, который получил от производителя лицензию на использование торговой марки в Украине.
Раньше эту схему пытались в Украине реализовать авто-импортеры. Импортер получает у завода определенные скидки. Ему не выгодно, чтобы кто-то еще продавал в Украине эти машины. Так возникает монополия, одна из разрешенных в мире — монополия на интеллектуальную собственность. То есть у меня есть товарный знак, я его зарегистрировал, сделал товар, нанес на товар этот знак, продаю, но говорю: «Этот товар может покупать только тот, с кем у меня есть соглашение. Все остальные не могут». Это ограничение рынка имеет мало общего с представлением о справедливости, поскольку ограничивает потребителей в выборе продавца товара.
Так возникает монополия – одна из разрешенных в мире — на интеллектуальную собственность. Это несправедливо, поскольку ограничивает потребителей в выборе продавца товара
У этой несправедливости есть объяснение. Есть Европа, а есть Россия и Украина. Есть закон о торговых марках, в которых речь идет о том, что если у меня есть ТМ, я не имею права запрещать продавать товар, который уже был введен в торговый оборот. То есть, если я нанес ТМ «Пепси-кола» на банку и кому-то ее продал, а он хочет эту банку еще раз перепродать, я уже не могу ему это запретить. Что я могу, так это запретить нанесение без моего разрешения ТМ «Пепси-кола» на банку. Но если его нанесли с моего разрешения, я этот товар контролировать больше не могу.
Несколько лет назад в России внесли изменения в закон о торговых марках, согласно которым собственник ТМ не имеет права запрещать продажу этого товара только если товар был введен в торговый оборот на территории РФ. Но если он был введен в торговый оборот в Германии, а в Россию завезен не через импортера — то это серый импорт и продавать этот товар незаконно. В Украине такого нет, как и в Европе — там вопросы серого импорта были разрешены в пользу потребителей еще в 1974 году.
Но данная порочная практика сейчас приходит в Украину и именно в сегмент Интернет-торговли. Официальные импортеры, у которых Интернет-магазины откусывают долю продаж, идут жаловаться в налоговую. Налоговая почему-то прислушивается и идет «гонять» магазин.