Отраслевые мероприятия, которые приносят прибыль организаторам – редкость в Украине. Однако Юлии и Тарасу Тарасовым удалось не только организовать масштабный ивент по играм на социальных платформах, но и зарабатывать на нем. На сегодняшний день конференция Sociality Rocks! проходит уже в трех городах: Киеве, Москве и Сан-Франциско. И хоть в Долине все сложилось не так удачно, как в России и Украине, супруги намерены продолжать расширять географию, пробовать новые форматы и собирать еще больше участников.
О том, как очередная “кухонная” идея переросла в семейный бизнес, AIN.UA рассказала сооснователь и руководитель Sociality Rocks! Юлия Тарасова.
С чего все начиналось
Будущие супруги познакомились в 2006 году. На то время Юлия работала в компании “Выбор года” на должности Управляющего менеджера в Украине, где занималась организацией различного рода мероприятий – от масштабных церемоний на 3000 человек до локальных корпоративных ивентов. “Я попала туда еще будучи студенткой и за десять лет работы получила колоссальный опыт. Уже тогда я поняла, что мероприятия – это мое”. Тарас – пионер казуальной игровой индустрии в Восточной Европе – был Советником по контенту американской ассоциации по казуальным играм Casual Games Association, которая проводила свои конференции в Сиэтле и Амстердаме. В Восточной Европе подобных ивентов не было, хотя интерес к местным разработчикам уже существовал, и достаточно серьезный.
Да и сами разработчики не прочь были попасть на американский рынок. Поэтому Тарасу пришла в голову идея сделать Casual Connect в Киеве. Организацию мероприятия было решено доверить Юлии – с этого и началось деловое сотрудничество будущих супругов в отрасли казуальных игр. В “Выборе года” под ее руководством была сильная команда – этим составом и организовывали первые ивенты для Casual Connect. Тарасовы представили Ассоциации свое предложение, готовую концепцию и получили добро.
Первая конференция в столице Украины состоялась в октябре 2006 года и собрала около 200 человек. За ней последовали еще три. “Количество участников росло с каждым годом, а вечеринки становились отдельным “центром притяжения”, ради которых участники и ехали в Киев”, – вспоминает Юлия. Однако организаторами этих конференций оставались Casual Games, Тарасовы же выступали подрядчиками. Идея создать собственное масштабное игровое мероприятие родилась несколько лет спустя: в 2010 году социальные игры буквально взорвали рынок, и стало понятно, что задумка может выстрелить. Инициатива, как это часто бывает, стала результатом разговора на кухне: “- Слушай, сейчас такой бум происходит, многие ринулись в соушиал… – Делаем свою конференцию? – Точно!” За ночь Тарасовы продумали реализацию – это должно быть премиальное мероприятие со звездными докладчиками.
Составили список потенциальных участников – процентов 80 из личного контакт-листа Тараса, имя которого было отправной точкой в стратегии продвижения новой конференции. Это были персоны с мировыми именами, которые, в принципе, мало представления имели об Украине и восточно-европейском рынке в целом. В течение следующей недели Юлия активно писала им на e-mail. Не ответил никто. Лишь через месяц Тарасова получила первое вожделенное “да” – о своем приезде сообщили Playfish – компания, которая на тот момент входила в топ-3 самых успешных мировых разработчиков.
До этого Playfish никогда не приезжала в Восточную Европу, поэтому анонс ее присутствия стал переломным моментом: о конференции заговорили, начали подтягиваться другие мощные спикеры (Playdom, Game Insight, Offerpal, Drimmi, “Одноклассники”), регистрироваться первые участники, появились спонсоры и партнеры. “Я не могу точно сказать, почему Playfish в нас поверили и решили поддержать. Из 50 писем ответили только на одно. Но мы были настойчивы: завязалась переписка, аргументы “за” восточноевропейский рынок с нашей стороны. И в конечном итоге все срослось”, – рассказывает Тарасова.
Прибыль со старта
Первая конференция Sociality Rocks! в Киеве состоялась в сентябре 2010 года, собрав более 400 участников и 14 спонсоров. И сразу принесла прибыль. Цифры Юлия раскрывать не стала, сообщив лишь, что заработали организаторы в два раза больше, чем вложили. По ее словам, арифметика здесь очень простая: расходная часть минимизирована за счет практически нулевых бюджетов на рекламу и продвижение – маркетинговые активности ведутся в основном в социальных сетях. Затраты приходятся на аренду конференц-зон, кейтеринг, синхронный перевод, а доход составляют регистрационные взносы (от минимального в $1000 до $20 000 за масштабную вечеринку) и спонсорские пакеты.
Первые успехи окрылили Тарасовых. Стало очевидно, что динамика рынка настолько сильная, все меняется так кардинально и быстро, что для того, чтобы держать “нос по ветру”, встреч раз в год недостаточно. Заработанные деньги супруги решили вложить в масштабирование конференции, выход в новые страны. И уже в феврале 2012 года Юлия и Тарас привезли Sociality Rocks! в Москву.
Первое же мероприятие в столице России собрало 482 участника и внушительный спонсорский состав. А главное, тоже принесло доход, хотя, в соотношении с Киевом, он был ниже примерно на 30%. “Все-таки московские цены – такие московские, – говорит Юлия. – Хотя Москва оставила самые приятные впечатления. Отличная IT-площадка (Digital October) идеально технически подготовлена для технологических конференций: Wi-Fi выдерживает большое количество людей с несколькими гаджетами одновременно и “не рвется”, онлайн-трансляция и синхронный перевод – это не дополнительные подрядчики с массой несостыковок, а все “инхаус””.
По формату киевское и московское мероприятия похожи. Однако, по словам Тарасовой, если в Киев иностранцы приезжают, скорее, пообщаться и посетить неформальные вечеринки, то Москва – это бизнес в чистом виде с конкретными деловыми переговорами. Традиционно именно на наших конференциях компании анонсируют свои новинки, направления деятельности, новые технологии. Так, именно на Socilaity Rocks! в Москве Game Insight озвучил свое паблишинговое направление.
Первый провал
Рынка СНГ супругам показалось мало – в апреле этого года Sociality Rocks! впервые прошла в Сан-Франциско. И здесь Тарасовых настиг первый провал. “Киев рос с каждым годом, Москва с первым же мероприятием пошла в финансовый плюс, но пятая юбилейная конференция в Сан-Франциско разбавила картину финансового взлета уходом в хороший минус – мы потеряли $30 000”, – признается Юлия.
И хоть на конференции в Долине, по словам Тарасовой, был представлен самый сильный контент и спикерский состав, посетителей набралось катастрофически мало. “В Киеве и Москве Sociality Rocks! собирала более 500 участников. В Сан-Франциско из 100 зарегистрировавшихся на конференцию явились 35, – резюмирует она. – На сегодняшний день я не могу дать точного ответа на вопрос, почему так получилось. Является ли это нашим PR-промахом или же просто формат “масштабной площадки”, который идеально подходит для стран СНГ, неприемлем для Долины? Похоже, среди восточно-европейских разработчиков тех, кто смотрит дальше своего носа, еще не очень много. Это вопросы, которые исследуются и обсуждаются нашей командой до сих пор”. При этом, в Сан-Франциско активность аудитории была в три раза выше, чем в русскоязычных столицах (Киев-Москва – 2-3 вопроса после каждого выступления спикеров, в Сан-Франциско – 6-9).
“Здесь получилось кардинально иное мероприятие. Изначально оно задумывалось как первая Russian-friendly конференция в Долине с синхронным переводом, визовой поддержкой для участников, поездками по офисам, – поясняет Тарасова. – Идея была в том, чтобы максимально “смягчить” знакомство с американским рынком для восточноевропейского разработчика, убрать языковой барьер, дать возможность лично пообщаться с весомыми персонами соцрынка, попасть в офисы компаний – родоначальников индустрии. Кстати, мы стали первой и, похоже, последней восточноевропейской группой в офисе Zynga”.
Не опускать рук
Несмотря на то, что конференция в Сан-Франциско не оправдала ожиданий организаторов, Тарасовы не намерены останавливаться на достигнутом и планируют дальше расширять географию Sociality Rocks!. Из Долины уходить тоже не собираются. “Хоть первый блин был комом, в следующем году мероприятие под эгидой Sociality Rocks! в Сан-Франциско будет обязательно. Вопрос в том, будет это самостоятельное мероприятие или стратегическое партнерство и соорганизация с одним из ивентов, которые уже сильны на локальном американском рынке. Прямо сейчас ведутся переговоры, результат которых во многом повлияет на то, в каком виде появится следующий Sociality Rocks! Сан-Франциско”, – рассказывает Юлия.
В рамках конференции появятся новые форматы событий: “К примеру, на ближайшую киевскую конференцию мы добавили Welcome Tour по офисам киевских компаний Nival Red и Happy Farm”, – делится Юлия. Также ведутся переговоры с ключевыми операторами рынка игровых конференций о создании единой площадки.
“Ивент-бизнес – сфера очень непростая. Количество различных конференций на сегодня уже зашкаливает, качество же многих оставляет желать лучшего. Такие конференции, разодрав рынок, отбивают всяческое желание посещать хоть что-либо, – констатирует Тарасова. – Мероприятия – это живой организм, который развивается, взрослеет, меняется. И задача организаторов – ловить волну интереса и потребностей аудитории и просто качественно делать свою работу”.