fail2Мировая статистика говорит о том, что более 90% стартапов обречены на провал. Чтобы пережить “смерть” своего проекта и найти в себе силы заняться чем-то новым, нужно обладать неординарно устойчивой психикой. Предприниматели в обсуждении на Quora поделились своими впечатлениями о том, каково это: возглавлять проект, который обречен. Редакция AIN.UA предлагает выдержки из этой дискуссии (самые рейтинговые ответы).

Харш Шеханшу, автор книги Because Shit Happehed пишет: “Это такое чувство, будто вы потеряли ребенка. Оглядываясь назад, вы не можете удержаться от грусти, от сожалений о том, с какой страстью вы занимались проектом, который не принес никаких плодов. О мечтах, которые исчезли в один момент, о тех обещаниях, которые давали родителям. Это, как минимум, вгоняет в депрессию… Но в какой-то миг вы осознаете, что напряженная погоня за успехом сменилась ощущением свободы – вы снова новичок и можете учиться на ошибках и пытаться сделать что-то снова. Что сделал я после неудачи? Путешествовал и в то же время писал книгу о своем “мертвом ребенке”… Самым большим уроком для меня стало: предприниматель может потерпеть неудачу, но предпринимательский дух в нем никогда не умрет”.

shi

Алекс Якунин (Quora) рассказал о том, что чувствовал, когда не взлетел его стартап 9facts:

  1. Вы чувствуете, что больше не стоит тратить время на проект. Это чувство очень мешает дальнейшей работе. Возможно, такой “бинарный” подход – часть моей личности. Я либо верю в то, что делаю, и уделяю этому 100% времени, либо вообще забрасываю дело.
  2. Вы начинаете искать новые идеи. В моем случае – это выбор между стартом нового проекта и работой на уже существующий (по возможности, очень классный) стартап.
  3. Вы чувствуете себя очень подавленно. И необходимость увольнять всех людей, с которыми вы работали, только усугубляет это чувство. Это намного тяжелее, чем обычные отношения работодателя и сотрудника. Ведь в данном случае именно вы виновны в том, что они потеряли работу. Но все же, это будет лучшим выходом, чем тянуть и тратить время каждого из членов команды.

И все же Алекс советует основателям стартапов не думать о таком исходе, а быть “оптимистичными реалистами”.

Джил Сильберман, назвавшийся серийным предпринимателем, справедливо замечает, что большинство стартапов изначально обречены, так что вопрос о том, что чувствует CEO стартапа, который провалился, в общем-то, можно свести к вопросу “Каково быть CEO стартапа?”. И затем расписывает наихудшие сценарии, в которых может оказаться стартап (при этом уверяя, что все их видел воочию):

  1. Сотрудники все уволились или были уволены, почти все нашли новую работу. Один из них прикован к больничной койке, проклиная вас, поскольку страховку вы никому не оплатили. Еще двое присоединились к команде нового стартапа и сейчас – мультимиллионеры. Вам придется умолять их взять вас на работу или хотя бы написать рекомендацию на LinkedIn.
  2. Годами вас преследуют люди, которые ошибочно или верно предполагают, что у вас водятся деньги. Провайдер электричества совместно с вашим арендодателем засыпают вас неоплаченными счетами и грозятся отключить свет. То же происходит и со счетами за связь. Вам нужно во что бы то ни стало ублажить кредиторов.
  3. С вашим кредитом все совсем плохо, в частности, из-за того, что вы оформляли его на себя. Перед вами выбор: выплатить по кредиту, взяв деньги, которые технически вам не принадлежат, или же нанимать хорошего адвоката и сражаться с банком.
  4. Вам придется возглавить процесс ликвидации активов, процедуру банкротства, проследить за тем, чтобы очистили и убрали офис. Вы вынуждены продавать прекрасные офисные стулья бывшим одногруппникам. Вы убираете офис в последний раз, оставляете ключи на ресепшене, выключаете свет и уходите, понимая, что больше никогда не назовете это место домом.
  5. Все ваши родственники и друзья, которым вы оказали великое одолжение, разрешив вложить $10 тыс. в ваш великий стартап, внезапно осознают, что никакое это не одолжение. Вы их подвели. Теперь вы – позор семьи. Ваша бабушка была права: нужно было окончить вуз и получить нормальную работу.

Джон Грейтхаус процитировал блок основателя How It Works Эрика Гринспена: “11 лет и 8 месяцев преданности делу, все сбережения, каждый доступный доллар на кредитках, кредиты, обещания будущего своим детям – все исчезло. В настоящей истории падения Make It Work ничего захватывающего нет. Это история о сплоченной команде, которая столкнулась с неудачей. Мы потерпели поражение, потому что наша ниша менялась, экономика сильно просела с 2008 года, особенно в потребительском секторе. Потому что Apple изобрела iPad и Genius Bar. Потому что Microsoft наконец выпустила стоящую Windows. Мы провалились, потому что пытались. Мы отдали проекту все, и все потеряли”.