Добрый день, меня зовут Евгений, я основатель сервиса Printver – онлайн площадки, где любой желающий может как заработать на своих Instagram фотографиях, так и просто распечатать свои или чьи-то работы на холстах и других носителях. Я хочу поделиться историей создания проекта.
В основе успеха лежит проблема рынка
Около года назад я искал нестандартный подарок на день рождения. Ничего не придумав интересного, я полез изучать идеи на зарубежные форумы. Там наткнулся случайно на интереснейший сервис Instacanv.as. Суть в том, что фотографы выкладывают свои работы, а любой желающий может их купить и распечатать. Если это происходит, то фотограф получает свое комиссионное вознаграждение.
Я нашел фотографию, которая просто идеально подходила моему другу. Выбрал печать на холсте и стал заполнять корзину. Хоть цена и дороговата, но ничего, это же подарок! Однако меня ждало разочарование… Стоимость доставки в страны СНГ – минимум 30$ + сроки доставки увеличиваются до 2-3 недель!!! Т.е. кроме того, что стоимость увеличивается в 2 раза, так и сроки доставки в несколько раз!
Вот тут и пришла идея – а что если сделать похожий сервис, но для СНГ рынка? Мы бы могли сделать ниже цены, убрать стоимость доставки и сократить сроки! При этом не теряя качество. Вроде бы проблема найдена, надо проверить массовая ли она…
Перед принятием решения о запуске продукта, нужно детально исследовать рынок
Нет лучшего способа изучить рынок, чем пообщаться с его представителями. Я решил поговорить с ребятами, которые активно торгуют и зарабатывают деньги на американском сервисе. Таких людей оказалось очень много (что меня обрадовало!), да и найти контакты оказалось гораздо проще, чем думал. Все они стараются всячески рекламировать свой профиль везде и всюду, чтобы получить дополнительные продажи.
Выяснилось, что действительно заказы из СНГ есть, но часть отваливается на моменте оплаты и доставки. К тому же многим фотографам неудобно получать выплаты, т.к. нет многих платежных систем, которые используются в СНГ. Еще я узнал, что спросом пользуются урбанистические фото, а в Америке почти никому не нужны пейзажи Киева или Минска.
Разработка модели
Итак, выявились основные причины, которые как я считал должны способствовать успеху:
- Мы не берем деньги за доставку (снижает цену вдвое по сравнению с конкурентами)
- Мы при большом желании можем доставить товар в тот же день (не везде, но максимальный срок – 4 дня, в отличие от месячного ожидания)
- Мы можем переводить комиссионные вознаграждения на удобные системы (даже на телефон)
- Со временем мы можем предлагать очень низкую цену (за счет подключения локальных типографий)
- Суппорт на родном языке (и покупатель, и автор могут спокойно пообщаться, не прибегая к помощи переводчика)
Это B2C продукт, а в последнее время все, особенно инвесторы, очень скептически относятся к такого рода сервисам. Я это прекрасно понимал и перед началом разработки ТЗ решил придумать такую модель, чтобы заложить в нее максимальную виральность (дать выгоду и авторам и посетителям делиться фотографиями в социальных сетях).
Было придумано следующее: на главной, в категориях, в профилях, в рейтингах и т.д. фотографии располагаются в зависимости от количества набранных лайков в календарном месяце. Т.е. если фотография A набрала 3 твита и 2 лайка, а фотография B ничего, то фотография A будет везде выше. Это должно стимулировать авторов работ везде рекламировать свои фотографии, а также просить друзей это делать. Чем больше охват аудитории, тем больше шанс, что фото распечатают.
Разработка прототипа
Модель есть, рынок изучен, пора начать работу над прототипом. Я всегда был убежден, что при работе над стартапом нужен девелопер в команду, который был бы в доле и был бы заинтересован в работе и успехе сервиса. Бизнес модель может 100 раз меняться и, нанимая кого-то на аутсорс, можно разориться.
Большим успехом было захантить моего хорошего друга, который кроме того, что является отличным программистом, так еще и знаком хорошо с нишей печати на холстах и других носителях. Благодаря ему проект в определенный момент не приостановился, а всегда двигался вперед.
Было решено использовать основные методологии Lean Startup (а именно ставить мелкие эксперименты на модели и выстраивать ее после общения с клиентами).
Разработка первого прототипа заняла около 2-х недель. Все было сделано на Django (Python). В первом прототипе мы дали пользователям возможность скачивать фото с instagram к нам на сервер, откуда формировались разного рода галереи. Была корзина для заказов и простой личный кабинет.
На сервисе можно стало ставить тесты, чем мы собственно и начали заниматься. Несколько десятков фотографов загрузили к нам свои работы, а я запустил на google adwords рекламу. Настроив аналитику на отслеживание всего и вся, мы начали ждать…
Пошла первая обратная связь с обеих сторон. Сервис нравился, но производительность, наличие багов, недостаток функционала, ужасный UI и другие проблемы отпугивали от заказов. Поговорив со всеми, мы окончательно сформировали список того, что надо сделать, расставили приоритеты и начали уже разработку готового функционала
Запуск продукта
Пока шла разработка, я начал искать типографии. Для нас важны были изначально Украина и Россия, а также Беларусь. Хотелось найти такие, которые бы могли покрыть изначально всю страну + которые бы имели исключительно положительные отзывы и репутацию. После общения с представителями я отобрал 3-х партнеров, с которыми начали работать и которые покрывали полностью все эти три страны.
Через 1,5 месяца был готов уже оттестированный работающий сервис, над которым я начал маркетинговую работу.
Сейчас у нас есть очень много работы по улучшению сервиса, как технических, так и юзабилити. Вот так вот сейчас выглядит страница печати фотографии.
Метрики
Пока расходы составляют чуть более 1000$. Сюда входит дизайн, верстка, хостинг, программирование, маркетинг, покупка тестовых холстов и т.д. Бюджетно, не правда ли?
За доходами мы пока не гонимся, заведомо поставили высокую цену, чтобы время тратить на работу над сервисом, а не на обработку заказов. Мы в состоянии снизить цену где-то на 30% и с остатка как отдавать авторам их 15%, так и неплохо зарабатывать.
Средняя посещаемость пока около 100 человек в день, но работа только началась, думаю до конца года мы дойдем до 1000.
Планы на будущее
Честно говоря, катастрофически не хватает денег… Мы думаем получить метрики по прибыли и пойти искать начальные инвестиции. Очень неплохой трафф можно поднять из iphone и android приложений, также нам бы не помешали обзоры на специализированных ресурсах, но это все не бесплатно.
В техническом плане мы хотим добавить всевозможные варианты печати, улучшить производительность, начать реализовывать функционал для b2b сегмента и для дизайнеров интерьера (для оптовых продаж).
Также я начинаю раскачивать SEO траффик, будет круто его добить хотя бы до 500 человек в день к концу года.
P.S. решили еще показать фотки команды нашей многочисленной. Не надо всяких фраков и пиджаков, лучше как я (слева) пытаюсь словить снитч, а Леша (справа) кушает торт на празднике.
Успехов!
руководитель проекта Printver,
Евгений Заремба