Александр Котов из Vodafone Россия на конференции ENOG рассказал, как украинский интернет рынок выглядит со стороны и чем отличается от рынков западных стран.
По мнению Александра, в Украине самый дешевый в мире интернет, а проникновению оптических сетей может позавидовать любая европейская страна. В то же время, в Украине воруют кабель, а западные инвесторы боятся развивать здесь бизнес из-за непредсказуемости властей. AIN.UA предлагает ознакомиться с наиболее интересными тезисами этого доклада.
Интернет для конечного пользователя в Украине – самый дешевый в мире
Рынок Украины интересен и очень сильно отличается от рынков других стран. Украина географически находится в центре Европы, цены на услуги здесь ниже, чем где-бы то ни было и факты таковы, что интернет для конечного пользователя в Украине сейчас самый дешевый в мире.
И это действительно качественный интернет с хорошей связью. (После паузы) Относительно качественный за те деньги, которые платит пользователь. И для нас как для международного оператора не очень понятно на чем здесь операторы зарабатывают деньги. В этом есть парадокс – операторский рынок очень широко представлен, но как местные провайдеры поддерживают сети и как они зарабатывают при таких скромных доходах от пользователя – нам не очень понятно.
Благодаря местному законодательству и сложившимся обстоятельствам на Украине была создана благополучная среда для строительства и развития собственных оптических сетей. Стоимость прокладки оптического кабеля в несколько раз ниже чем в России и гораздо ниже, чем в Европе. На этом слайде можно оценить проникновение оптических сетей в Украине. Далеко не каждая европейская страна может похвастаться таким покрытием.
На западном рынке никто из операторов не предоставляет просто интернет-доступ. Все предлагают пакеты с телефонией (как правило это безлимитная фиксированная связь по всей стране), ТВ и доступом к контенту. И основные деньги зарабатываются не на интернете, а на value added сервисах. Интернет составляет в стоимости пакета около 30%. Если мы говорим о рынках Западной Европы, таких как Франция, Великобритания и Германия, то там ситуация практически везде одинакова. Цены отличаются плюс\минус 15 процентов, но общая идея такова, что конечный пользователь покупает интернет, ТВ и телефонию единым пакетом.
О платном контенте
Европейские пользователи готовы платить за контент, добровольно и охотно это делают, потому что им некуда деваться. Если ты скачаешь фильм из торрента, то вместе с торрентом тебе придет квитанция на штраф за скачанный фильм. Основное отличие регуляторной базы в том, что если в Украине и России ответственность за распространение контента лежит на том, кто его пытается распространить, то в Западной Европе это ответственность конечного пользователя. В Украине и России этого скорее всего никогда не будет, ведь народ сразу выйдет на улицы и начнет возмущаться. Я думаю, что у государства есть более важные задачи, которые нужно решать. На Западе все законопослушные, потому что регуляторная база такова, что лучше ничего плохого не скачивать.
В Европе есть вполне разумные предложения по легальному использованию контента. Тебе не нужно скачивать фильм через торрент, потому что за один доллар его можно абсолютно легально посмотреть на Sky TV в HD качестве в любое удобное время. У нас же (имеется ввиду в России), если у меня будет возможность платить 25-30 долларов в месяц при неограниченном доступе в любому фильму HD качестве – то у меня не будет потребности тратить время и выискивать этот контент в торренте.
Про широкополосный доступ
Украинский рынок ШПД сильно отличается тем, что в Европе интернет-доступ — это по большей части ADSL и по меньшей – коаксиальный кабель (абонент подключен к кабельному телевидению и интернет раздается посредством кабельного ТВ). Fiber to the Building (волокно до здания) и Fiber to the House (волокно до жилища, квартиры или отдельного коттеджа) – такого практически нет. Это только сейчас начинает развиваться, понемногу вводится в Лондоне, но в очень ограниченных объемах. 90% рынка – это все еще ADSL и кабельное телевидение. В Украине же большинство домохозяйств подключены посредством Fiber to the Building + интернет по дому. И в этом принципиальное отличие.
В европейских странах скорость интернет-доступа для конечного пользователя часто бывает ограничена. Например, в Англии есть люди, которые не могут получить скорость больше, чем 512 Кб\сек, потому что их дом, подключенный по ADSL, находится на расстоянии нескольких км от точки обмена трафиком и скорость больше 512 Кб\сек они не могут получить в принципе. С другой стороны там развиваются LTE и 3G и это компенсирует низкую скорость проводного интернета.
Про украинские точки обмена трафиком
Одно из уникальных явлений для Украины – это украинские точки обмена трафиком. Украина безусловно является уникальным экземпляром, такого количества IX-ов больше нигде в мире не встретишь. Если задуматься о цифрах, которые тут представлены, то ситуация будет очень забавная. Например, если мы посмотрим на UA-IX, то увидим, что инсталляция 10-ти гигового порта стоит порядка 930 евро, а его месячная стоимость – 115 евро. Соответственно, мегабит трафика обходится операторам в 0,0116 евро. Если мы посмотрим на аналоги в России и Европе, то мегабит трафика в MSK-IX (московская сеть обмена трафиком) составляет около $ 0,25, а в DE-CIX (точка обмена трафиком во Франкфурте) – около $0,3 за мегабит. Разница очевидна. Услуга на самом деле одна и та же, сервис тоже особо не отличается, но каким-то образом в Украине стоимость мегабита трафика на exchange составляет от одного до трех центов, что примерно в десять раз меньше, чем в Европе.
Про украинские кабельные подводные системы
Еще одно интересное исследование, которым я занимался в последнее время – где находятся украинские кабельные подводные системы, в каком они состоянии и что с ними происходит. Ситуация на самом деле печальная. В Украине приземляются две подводные кабельные системы. Это ITUR (Italy-Turkey-Ukraine-Russia), которая соединяет Палермо, Стамбул, Одессу и Новороссийск. Коммерческого смысла поддерживать эту систему нет, она старая, сложная в эксплуатации, держать людей там смысла нет и в конце 2013 – 1-ом квартале 2014 будет выведена из эксплуатации.
Следующая подводная система, которая приземлялась в Одессе – это BSFOX. Но с ней произошел еще один казус. Часть кабеля от Одессы до сегмента Новороссийск-Стамбул была похищена. Эту часть системы не стали восстанавливать ввиду экономической нецелесообразности. Наверное, потом все равно утащат (смех в зале). В итоге две подводные кабельные системы, которые были проложены на Украину никогда не использовались для интернета и сейчас приходят к своему логическому завершению. Сейчас у компании Vodafone есть серьезные планы по строительству нового подводного кабеля Алупка-Синоп или Одесса – Стамбул (в зависимости от того какое техническое решение будет выбрано). Этот кабель нам нужен как для резервирования международной кабельной системы EPEG, так и для строительства альтернативного маршрута из Турции в Европу (в частности для Vodafone Turkey), т.к. существующие маршруты дорогие и не слишком надежные.
Про Украину в целом
На самом деле Украина находится в очень привлекательном положении с точки зрения западных инвестиций для развития IT проектов. В Украине дешевая рабочая сила и много хороших, квалифицированных программистов. В Украине, относительно Европы, дешевая электроэнергия и начинает формироваться структура датацентров (построен Парковый, есть хорошая инфраструктура на Гайдара, 50). Потенциально это может быть хорошей платформой для перемещения «центра тяготения интернета» с Западной Европы ближе к Восточной Европе. Но в результате всяких казусов, связанных с Webmoney, арестами серверов «ВКонтакте», западные инвесторы просто боятся приходить сюда и инвестировать деньги, потому что нет гарантии, что к ним не придут завтра и не закроют бизнес. Это серьезно сдерживает их интерес. Хотя территориально, Украина является достаточно привлекательным рынком для высокотехнологических IT компаний. Опять же, ввиду образованности населения, не слишком высоких затрат на оплату труда и хорошую телеком-инфраструктуру.