Последняя инициатива российского Минкомсвязи предлагает с 1 июля 2014 года ввести “прослушку” буквально всего интернет-трафика всех 75 млн интернет-пользователей в России, вплоть до записи логинов от Gmail или местоположения пользователей Skype.
Если такой документ все же вступит в силу до лета следующего года, повлияют ли они как-то на украинских пользователей, ездящих в Россию (которая возглавляет все рейтинги самых популярных роуминговых направлений, по данным украинских операторов)? Украинские телеком-компании считают, что украинским абонентам бояться нечего.
“На абонентов мобильной связи Украины, где бы они не находились, распространяются законы нашей страны, которые гарантируют тайну переписки и телефонного общения. Это – неотъемлемое право каждого гражданина, оно обеспечивается Конституцией. Мы не получали от телеком операторов Российской Федерации каких-либо уведомлений относительно изменений режима конфиденциальности телефонных звонков в роуминге”, – пояснил AIN.UA начальник отдела корпоративных коммуникаций «Киевстар» Петр Иванов. Без судебных решений любые действия или требования по вмешательству в тайну переписки или телефонного общения – невозможны и незаконны, считает он.
Напомним, согласно тексту проекта, российские операторы связи должны будут хранить весь трафик пользователей в течение 12 часов; передавать IP-адреса и логины от некоторых интернет-сервисов, IMEI-коды средств для выхода в интернет, сообщать о местоположении пользователей программ, аналогичных Skype и т.п. Эти требования изложены в пункте II документа (пункты 4.1-4.11). Сейчас операторы обязаны предоставлять такие данные в Систему технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий (СОРМ) только по требованию.
Российские интернет-пользователи активно обсуждают новость, в частности – возможности уйти в альтернативные сети вроде i2p или Tor. По мнению популярного блогера Антона Носика, суть приказа Минкомсвязи простая: “ФСБ хочет знать о каждом нашем телодвижении в интернете: кому и что мы отправили, от кого и что получили, на какие сайты заходили, какой у нас там логин и пароль. Причём ФСБ хочет об этом знать не post factum, а строго в режиме реального времени”.