Что случилось с «Клумбой» и как стартапам избежать подобного конфликта
Конфликты между руководителями бизнеса случаются часто. Намного реже их выносят на публику, «сжигая мосты». Такая история получилась с прибыльным проектом — каталогом детских товаров Klumba.UA с годовым оборотом в $500 тыс., основанным Димой Дубиной и его женой Натальей Зуевой в 2008 году. В 2010 50% доли в проекте выкупила днепропетровская 908.vc. В 2013 основатель обвинил инвесторов в захвате проекта. Редакция AIN.UA попыталась выяснить, как будет развиваться ситуация, и что делать стартапам, чтобы не попасть в такую ловушку.
В чем конфликт?
До публичных разбирательств несогласия между основателями и инвесторами длились уже полгода. Когда же история вышла наружу, обе стороны — и основатели, и инвесторы — обвиняли друг друга во лжи. Со временем Дубина начал по максимуму освещать ссору — в соцмедиа, на «Хабрахабре» (статья собрала почти 300 комментариев), даже запустил отдельный сайт save-klumba.com, который за три дня существования получил 50 тыс. просмотров. Вторая сторона — Андрей Хорсев и Алексей Иванкин с течением времени совсем отказались от комментариев, так что сейчас ситуация освещается однобоко. Но если убрать эмоции из обсуждений и взаимных обвинений, остаются такие факты:
- В августе 2010 года основатели Klumba.UA продали 50% долю в проекте компании 908 за $124 тыс. Из них 24 тыс. выплачивались основателям, $100 тыс. шли на разработку, которой теперь занималась днепропетровская команда программистов. На тот момент проект еще не был прибыльным (о его модели заработка есть подробная статья основателей). При сделке был подписан минимум документации — у основателей на руках остался меморандум о сотрудничестве и устав созданного ООО “Клумба”.

Рост дохода проекта после продажи, по данным Андрея Хорсева
- В марте 2013 года четверо владельцев начали конфликтовать из-за разницы во мнениях по поводу развития компании. Расстаться через продажу доли у основателей не получилось. По данным Хорсева, тогда же была остановлена разработка, а деньги начали выводиться на личные счета основателей. Что и подтолкнуло владельцев 908 в сентябре 2013 года перебрать контроль над проектом на себя.
- В сентябре 2013, по словам основателей, поменялись все платежные реквизиты, пароли доступа к аккаунтам, почте, метрикам и доменам. С точки зрения Дубины, это был «рейдерский захват», с точки зрения Хорсева — попытка прекратить кэшаут и направить деньги на развитие проекта.
Почему не продали долю?
Самым логичным выходом из ситуации казалась продажа доли либо существующему, либо стороннему инвестору. Первый вариант основателей не устраивает, ведь, по словам Дубины, если до конфликта проект оценивался в $2 млн, доля основателей — в $1 млн, то сейчас в 908 предлагают всего $200 тыс. “Это брутальная попытка украсть у нас активов на $800 тыс.”, — считает Дубина. Хорсев не отрицает попыток выкупить долю, но ничего не рассказывает: “До конца конфликта ничего комментировать не буду”.
Долей основателей заинтересовался бывший совладелец I.UA Дмитрий Трофименко, который для ознакомления с активом получил генеральную доверенность на управление долей в проекте, которую выдали Дубина и Зуева.
«После сообщения Дмитрия, я первым проявил заинтересованность в этом проекте. Чтобы не разбираться в сложных отношениях партнёров, я получил гендоверенность, с которой я, на правах участника общества,
задал директору ООО (Андрею Хорсеву — ред.) ряд вопросов. Ответы меня удивили. В частности, директор заявил мне, что «не понимает» что такое активы интернет-бизнеса и зачем их оформлять на ООО, для чего и зачем в предприятии нужен финотчёт, а так же то, что 50% Хорсева и Иванкина стоят в 2,5 раза дороже, чем аналогичные 50% Зуевой и Дубины. Глядя на этот откровенный беспредел, я потерял интерес в дальнейших переговорах, о чём написал письмо Хорсеву и Дубине», — рассказал он в комментарии AIN.UA. Дмитрий Дубина публиковал в Facebook отрывок из переписки Трофименко с Хорсевым о ходе переговоров, из которой понятно, почему покупатель не смог дать оценку доли в проекте:
Как решится ситуация?
Учредители ответа на этот вопрос не знают. Между собой стороны не общаются уже около трех месяцев. “Компанией управляют люди без малейшего опыта управления проектом такого масштаба и сложности (говорю именно про управление, а не про разработку). Что они наворорят — бог их знает. Мы сейчас ведем переговоры с покупателями, надеюсь, до Нового года появится определенность”, — говорит Дубина. Планов, кроме как по максимуму освещать конфликт и искать покупателя на свою долю, у учредителей нет. С утверждением об отсутствии опыта построения больших проектов можно поспорить: сервис рингтонов Audiko, запущенный 908, довольно популярен, в прошлом году с его помощью создавалось 15 тыс. рингтонов в сутки.
Андрей Хорсев ситуацию не комментирует, зато иносказательно и в то же время однозначно выражается в Facebook:
По мнению управляющего партнера AVentures Capital Евгения Сысоева, выход из ситуации — только переговоры сооснователей (Хорсев и Иванкин, по мнению Сысоева — скорее не инвесторы, а сооснователи проекта, поскольку 908 заходила не только деньгами, но и разработками, а Хорсев управлял проектом). Лучше договориться, даже если разногласия очень значительные. Ведь альтернатива — потеря бизнеса. «Выкуп доли основателей третьей стороной при конфликте, как правило, может быть только с большим дисконтом, однозначно лучше пойти на компромисс», — считает инвестор.
Ошибки на опыте «Клумбы»
Эксперты, никак не связанные с конфликтом, прокомментировали для AIN.UA наиболее очевидные ошибки, допущенные в этом случае. Возможно, часть советов поможет стартапам, которые планируют привлекать дополнительные деньги и ьтехническую экспертизу.
1. Оформление документации и распределение долей 50/50. Нужно было договариваться “на берегу”, — считает партнер практики IT и медиа права АО “Юскутум” Дмитрий Гадомский: “Оформить все активы на одну компанию, правильно распределить между собой доли (худший вариант – это 50-50), прописать в уставе порядок продажи доли. Создать совместную компанию в Великобритании, Голландии, или в крайнем случае на Кипре, и подписать детальное акционерное соглашение по иностранному праву”.
В GrowthUP также советуют схему юрисдикции «с цивилизованным корпоративным правом» для проектов, у которых больше одного сооснователя. На такую компанию оформляются все активы (торговые марки, патенты, домены, права на код и все остальное). «Если нужно, то компания делает в Украине 100% дочку, в рамках которой и решаются локальные вопросы и операционная деятельность. Иногда проект структурируется таким образом, что домен находится в руках у инвестора, а весь софт в руках у предпринимателя. В таком кейсе любая из сторон может развалить проект, но не может его подмять», — говорит управляющий партнер BVU Group Денис Довгополый.
2. Нечеткое распределение и документирование полномочий. Партнерство между основателями по степени серьезности и ответственности решения можно сравнить с женитьбой, считает Евгений Сысоев. Очень редко случается, что у успешных компаний — один фаундер, как правило, их двое-трое и больше. «Призываю всех основателей как можно более подробно прописывать правила игры между собой, вплоть до крайних сценариев: что случается, если один из фаундеров рано выходит из менеджмента, пассивно участвует (в США практикуют vesting акций, когда основатели должны отработать фулл-тайм в компании 3-5 лет, иначе их доля снизится), или если разойдутся мнения на развитие стартапа», — советует Сысоев.
3. Не расписана структура бюджета, движение финансовых потоков. Из открытых данных понятно, что конфликт разгорелся из-за денег. «Складывается впечатление, что до инвестиции фаундеры вытаскивали из бизнеса столько сколько надо «на пожить» и при структурировании сделки не оговорили четко свою зарплату Когда этот вопрос решается на входе, можно договориться или не договориться. Но когда начали работать вместе — откатываться назад нельзя. Обычно фаундер хочет себе много (например $10 тыс. в месяц), а инвестор мало (и $2 тыс. хватит). Общее правило: если компания не зарабатывает — слушают инвестора, если уже пробила точку безубыточности — фаундера», — говорит Денис Довгополый.
4. Путаница с портфельными/стратегическими инвестициями. По мнению Дениса, фундаментальной ошибкой в данной ситуации стало то, что в данном случае ни одна сторона не знала, в какой роли выступал инвестор. Декларируя портфельную сделку, инвестор попытался получить контроль над проектом. Обычно стратегические инвесторы владеют мажоритарной долей, а портфельные — миноритарной, при этом не вмешиваются в бизнес. Это непонимание привело к одной из уже указанных ошибок: отсутствию договоренностей по бюджету. «Однозначно, всегда в стартапе денежными потоками управляет предприниматель. Портфельный инвестор всегда доверяет ему. Если не доверяет, то сделка не совершается. Обычно бюджет предлагается предпринимателем и утверждается инвестором. После этого инвестор может только требовать отчетности. Отсутствие прописанных договоренностей на этот счет ВСЕГДА приводят к конфликту», — считает Довгополый.
Комментарии | 79
Хватит уже Клумбы, пожалуйста..
Помойму это как раз очень и очень дельный материал, а не г*оновости типа «Facebook интересуется покупкой BlackBerry» и пр.
Пусть лучше про клумбу пишут, чем бесполезный инфошум перепечатывают..
Да дельный-то он дельный. Но сколько же можно.
Про Олейникова писали больше.
И какими комментариями теперь встречают новости о нём? «Ну наконец-то!» 🙂 Явно не на пользу пошло
Если вы не поняли, то, это давно уже «тухлая» со всех сторон история и на данный момент (с 16го октября) она просто форсируется и используется как pr.
Пока не будет развернутого ответа от 908 нет смысла публиковать одно и тоже, меняя местами параграфы.
Да, ничего нового непосредственно о самой истории в статье нет.
НО, как по мне, вторая половина статьи очень содержательна и не пересекается с опубликованым ранее.
За два месяца про Клумбу было ровно две новости. Мне казалось, это не слишком часто)
Ну вы же не одни, Хабр, Facebook, Twitter — весь инет на ушах 🙂
Дык Дима развел PR-активность. Вот западную выдачу Гугла скоро будет покорять:)
Теоретически, можно уже скинуться всем инетом по 20 грн, выкупить долю Хорсева и Иванкина и отдать Диме с Наташей :))
С чего Вы взяли что её продадут? :))
Сделайте отдельный фид с новостями, например: «31.10.2013: сегодня ничего интересного лично для вас в мире IT не произошло» 🙂
А как же рекламные баннера откручивать?
Думаю, фид будут F5-чить по-черному! )
не хватит, интересно
Запарили уже эту клумбу форсить
Глядя на описанные факты «потерпевшего», склонен к мнению, что 908 правильно сделали, отстранив не компетентного управленца от дел. Т.к. пилить прибыль развивающегося проекта — много ума ненужно и более тупого действия наверное попросту нет. И если до сих пор еще никто не сделал редирект на другой домен, дабы освоить 100% выручки в собственный карман, врятли целью 908 был какой-то рейдерский захват.
Но факт, того, что они препятствуют продаже собственности одного из участников, лично мне не понятен, хотя, возможно на это есть какие-либо причины, т.к. пока история однобока.
В любом случае ПР получился классный 🙂 желаю проекту успехов в покорении новых вершин.
Клумба, узбагойся!
1) деньги выводились на счета всех партнеров и по подписанному всеми соглашению, из статьи такое впечатление, будто мы с Наташей выводили деньги втихоря на свои счета никого не спросив.
2) Хорсев никогда не руководил проектом, надоело уже это повторять
3) и да, надоели вы уже со своей Клумбой 🙂
Надоела, потому как нет объективности и реальных причин конфликта.
Ну не верится, что 908 просто сидели в носу ковыряли и решили подмять проект под себя. Явно у них были конкретные претензии к вам, а у Вас были разногласии какие-то с ними.
Некого определить в «казлы» т.к. все чего-то недоговаривают, а из пустого в порожнее переливать надоело.
По моему мнению причина очень проста — создание «Синичек». Простите, но я тоже был бы недоволен, если бы мой партнер создал конкурента и попытался продать свою долю в старом проекте.
Однако я как и все — не в курсе всех событий.
А синички как-то связаны с фаундерами клумбы?
Да
http://ain.ua/2012/03/05/75893
как бэ там написано что в синичках 908 тоже участвуют. Получается что не так обидно им должно быть)
Если вы считаете что Синички это конкурент Клумбы — вы не поняли о чем проект.
Я бы сказал, что «Синички» вообще никому не конкурент.
вроде Дима писал где-то что синички отстают ровно на 2 года от клумбы
Кстати, а что с синичками и продуктором? там же тоже 908
не в тему, но хотел бы Вас поблагодарить за статью http://ain.ua/2010/08/09/29954, очень толково. Спасибо за опыт которым Вы частично поделились.
Кстати, да. Из статьи я так и подумал что вы с Наташей выводили деньги на свои счета. Хотя далее американская компания Хорсева появилась и стало совсем не ясно с фин потоками.
Накрутил автор. Чесно сказать, так и не понял кто прав, а кто виноват 😉
Как не появился Google
приходит как-то в гараж к Брину и Пейджу инвестор
— пацаны, давайте к нам. мы крутые, режем рингтоны, контрафактим mp3, в общем кругом-бегом делаем 4$ в минуту, в среднем. Короче, бабло есть
— а какие условия
— да сносите всё своё барахло к нам, я буду директором, дальше разберемся
— ну и ладно, люди говорят ты типа честный
ну так и сделали. прошло 2 года. приходят как-то Ларри и Серёга к инвестору. А он типа такой уже рок-стар. Бабла накэшил немеряно (4*60*24*30*12*2) $, в общем уже не трамбуется. и такой значит диалог
— знаете пацаны, я подумал раз мне деньги нах не нужны, то и вам не нужны и поэтому всё что мы зарабатываем – терь бум значит тратить
— та как? мы ж с этого живём!
— я знал! и поэтому принял решение седня утром, что вы идете нах
— но мы же договаривались, док-ты подписали!?
— бля, какие вы все лохи жалкие, валите отсюда
Разве не $5?
виноват устарели данные. уже $5?
Без понятия:)
Сум-Журба
Меня вот что удивляет, если 908 позиционирую себя как инвесторы почему так коряво всё оформлено?
Вариантов может быть два.
Как всё начиналось
зачет))))
Случайно наткнулся 🙂
чмо ке :))))
Знаете, когда Хорсев стоит на фотках возле своего Порша, с таким вот знаете прищуром смотрит на вас, он понимаете он на самого Дурова немножечко похож . А Дуров, он не много самого Джобса в молодости напоминает. Понимаете???!!! Это значит Андрей на Джобса похож!!!!!! Он такой же воливой, работать может научить, страшно криативный. Перестаньте ему хамить и называть плохо ево 908! Андрей, я хочу пожелать вам удачи, и не ганяйте на своём Порше 100км в час мы девченки за вас волнуемся….
Жесть. Человек, вы вообще хотя бы в школе учились?!
Наверное трудно вам жить в этом мире)))
Это так толсто, что даже тонко.
Вторая производная от Джобса? 🙂
Анна, займитесь чтением не вконтакта, а литературы… 🙂
Забавно, я слышал не мало плохого о 908.. ну не придавал значения, не мое дело же. А оказывается дыма без огня не бывает? 🙂 В любом случае нужно стараться не допускать таких ситуаций.
почему бы не обратиться к соответствующим специалистам, не забрать обратно доступы и потом продолжить дискуссию? 🙂
Потому, что к таким-же специалистам может обратиться и вторая сторона (но с более интересным предложением, учитывая материальный статус) и тогда вообще не о чем будет говорить.
ну дык на войне как на войне… может не может. кто раньше встал того и тапки
Давайте уточним, вы имеете в виду силовой/административный вариант или что-то вроде хакеров?
скорее второе )
Ну тогда, пожалуй, говорить дальше серьезно смысла нет;)
почему же нет. захват произошел приблизительно таким же способом
«до конфликта проект оценивался в $2 мл» — сдурели люди.
Ну да проект с полулямовым оборотом стоит поболее 🙂
С чего это оборот определяет цену? У проекта очень большие риски захода на рынок крупных игроков, которые работают в смежный секторах.
А что определяет цену? EBITDA? Мы точно не про ларек с шаурмой говорим? 🙂
Много факторов. Перспективы будущих прибылей — точно. Если они туманны, то и цена такая-же. Если хорошие, то текущий маленький оборот можно простить. Ну и маржинальность тоже немалую роль играет.
Харе тут умничать, пальцем покажи (с)
Проект ничего не стоит, бизнес стоит.
Ога, вместе с рабами и галерами 🙂
Ну так на интернет-проекты традиционно самый высокий коэффициент к EBITDA. Обычно считают больше 10
Печаль с клумбой это уже понятно.
Во всей этой истории есть два момента, которые никто не упоминает.
1. Г-н Трофименко — человек непростой бизнес-судьбы. Считается большим специалистом по поглощениям. Выбор именно его в качестве покупателя наводит на смутные сомнения.
2. Почему-то никто не сделал хотя бы упрощенный расчет по финансам. Сделаю я. Берем на входе 500К в год. Пусть это будет чистая прибыль (хотя конечно это не так). Дубина заявлял, что его предложение по кешауту было 30%. Ок. 160К уходит на основателей и 908ых. Остается 340К. Если считать по весьма либеральной ставке 30$/час, этой суммы хватит для оплаты 6 сотрудников на год. По моим ощущениям этого с трудом хватит просто на поддержку проекта.
То есть вы берете 500К за чистую прибыль (непонятно с какого перепугу), отнимаете 30%, и остаток, который предназначен на реинвестирование (которое зачастую означает затраты на рекламу), пересчитываете на оплату сотрудников (каких? у проекта есть затраты на разработку и поддержку, из которых уже оплачены все необходимые сотрудники) по ставке 30*8*22 = 5 280$ в месяц.
Г-н Shalayev — серьезный бизнес-аналитик.
Охохонюшки.. У вас с анализом совсем плохо.
500К я взял за чистую прибыль ровно для того, чтобы показать, что даже в этом случае эта сумма очень небольшая. Если на нее навесить еще статей расходов — останутся совсем крохи. На какие средства развиваться-то?
И да, расходы на сотрудника — это не только его зп.
Г-н Дубина — серьезный бизнесмен. Я начинаю понимать откуда у конфликта ноги растут.
Вешать расходы на чистую прибыль? А ты смешной.
проспись и перечитай
Серега, 30 баксов — это нихрена не либаральная ставка для внутренней разработки, и вообще космическая для модераторов на удаленке
30 — это полный комплекс затрат на сотрудника. Зарплата + офис + социал. Та даже если взять 20 (а это практически анрил) — все равно, кардинально картина не улучшится.
Собственно я эти примитивные расчеты привел просто чтобы показать, что доход в 500К — это не «ВАУ!!!», а «развиваться и развиваться».
Развиваться нужно всегда, это правда. А по расчетам — ну не вижу я, куда в эту клумбу на поддержку всего бекенда, с программистами, модерами, серверами, налогами и офисом можно потратить больше, чем например, 15К в месяц. Еще на блекджек и шлюх останется
Та ладно тебе.. команда из 5ти человек 15К проест легко. И там не то что на блекджек (социал) там даже на хостинг не останется. А 5 человек — это очень маленькая команда. У меня какбы цифры в большом объеме под рукой )
2.5 технаря + 3 контентщика-модератора = 9-10К
сервак=2К
3К на налоги, блекджек, шлюх и комнату под офис
Леш, ты меня извини, но это как раз детский сад. Разработка на коленке. Я бы определил для начала такую команду:
1. 5 разработчиков
2. 2-3 контента
3. 2 нетопа (шоб хоть видимость 24/7 поддерживать)
4. 2 тп
5. 2 qa
С такой командой проект можно достаточно бодро развивать.
Ты с позиции арчера оцениваешь, это понятно, а стартап должен экономить. С пунктами 2-4 я согласен, но 5 разработчикам и 2м тестерам там тупо нечего делать, даже если сейчас сесть и с нуля все переписать.
я оцениваю с позиции успешных стартапов, которые я наблюдал и наблюдаю. Естественно, размер команды должен быть скорректирован по реальным финансовым возможностям. А вот с тем, что там нечего делать я в корне не согласен. Ну и ессно не согласен, что целесообразно выводить 30% в кешаут.
Хорошая игра цифер 🙂
http://ain.ua/2010/08/09/29954