Интенсивность использования интернета может напрямую влиять на ВВП Украины. К такому выводу среди прочих пришли составители исследования “Влияние интернета на экономику Украины”. Оно было проведено “GfK Украина” по заказу украинского офиса Google. Исследование составлено на основе опросов руководства 1017 украинских предприятий, имеющих четыре и больше компьютера, с июня по июль 2013 года. Редакция AIN.UA предлагает основные факты и закономерности, выявленные в ходе исследования.
Как украинские компании используют интернет?
Около 76% украинских предприятий подключили к интернету все свои компьютеры, 14% – подключили более половины компьютеров, 10% – до половины компьютеров и 0,5% – не имеют компьютеров с интернет-доступом. Если говорить о способах подключения, 79% компаний используют широкополосный кабельный интернет и только 9% – используют комутируемый доступ. Наибольший процент компьютеров, подключенных к интернету – в Киеве.
*включает выделенную линию, DSL, подключение через ТВ-кабель
При этом, предприятия северного и западного региона имеют самые слабые технические возможности интернет-доступа, в этих регионах – самая высокая доля коммутируемого доступа:
Если же анализировать качество доступа по различным отраслям, получается такая картина:
Как показало исследование, в первую очередь украинские компании используют интернет, чтобы рассказать о себе, а основным способом представления компании в онлайне является веб-сайт – он есть у 62%. 49% участников опроса размещают данные о себе в онлайн-справочниках. 34% используют платную онлайн-рекламу. При этом 25% из этого количества имеют одиночный опыт онлайн-рекламы – реже, чем раз в год. Около трети опрошенных предприятий закупают товары в онлайне, а 12% – продают товары в интернете, у 7% есть собственный интернет-магазин.
Самыми популярными интернет-технологиями, которые используют украинские компании, являются IP-телефония и удаленный доступ:
При этом, каждое пятое предприятие не использует вообще никаких интернет-возможностей для организации совместной работы.
Как интенсивно украинские компании используют интернет?
Чтобы замерить этот показатель, в GfK разработали собственный механизм – индекс интенсивности использования интернета. Он измеряется по шкале от 0 до 100, определяется на основании таких показателей, как наличие веб-сайта, присутствие в социальных сетях, в онлайн-справочниках, использование онлайн-рекламы и т.д. (см. список способов использования интернета). Каждый такой показатель оценивается от 0 до 100, к примеру, если у компании вообще нет сайта, она получает 0, если информация на сайте обновляется ежедневно – 100. Среднее значение этого индекса для украинских компаний сейчас – 25. Лидерами по интенсивности использования интернета являются такие отрасли, как транспорт, туризм и розничная торговля:
Понятно, что в Киеве этот индекс пока что выше, чем в регионах.
Как использование интернета влияет на доходы украинских компаний?
Оказалось, что среди компаний, у которых индекс выше среднего, доля компаний, у которых доходы в 2012 году выросли, больше, чем среди тех компаний, у которых индекс ниже среднего. Ниже – график ответов на вопрос: “Как изменился доход в 2012 году по сравнению с 2011 годом?” (ІВІ на графиках – это “індекс використання інтернету”).
При этом, среди компаний с индексом выше среднего – больше прибыльных проектов:
Этот индекс влияет и на интенсивность создания рабочих мест. Ниже – график с ответом на вопрос “Как изменилось количество сотрудников в 2012 году по сравнению с 2011?”.
Что интересно, даже средняя зарплата среди предприятий с индексом выше 25 выросла на 6%, а среди индексом ниже 25 – на 3% за год.
Таким образом, компании, которые интенсивнее используют интернет, имеют более высокие темпы роста дохода, высокий уровень рентабельности, темпы роста зарплаты и создают больше рабочих мест.
Как интенсивность использования интернета влияет на ВВП?
По мнению составителей исследования, рост индекса всего на 10 пунктов (с 25 до 35) прибавит 1 п.п. к темпу роста доходов предприятий и ВВП.
Методология исследования
Целью исследования был анализ влияния интернета на экономику Украины, в т.ч. на доходы и рентабельность украинских компаний. Анализ был проведен на основании данных опроса руководителей и заместителей руководителей 1017 компаний, у которых есть четыре и больше компьютеров, из разных отраслей и регионов. Статистическая погрешность выборки не превышает 3,1%. Метод опроса – телефонные интервью, опрос проходил с 17 июня по 10 июля этого года.