Кто сегодня не предприниматель? Каждый – предприниматель! У кого сегодня нет «своего бизнеса»/«своего проекта»? Видимо, только у бездыханного. Причем после опроса ближайшего круга знакомых и знакомых знакомых выявляются настолько разные и непохожие сферы стартапов, что с трудом удается поверить, как могли люди решится встать на путь «открытия собственной крокодильей фермы» или «открытия завода по производству кукурузного крахмала». Безумные вложения, риски, большие сроки по «отбиванию» проекта, давление со стороны инвесторов и прочее.
А где-то в параллельной вселенной есть совсем другого рода стартапы в интернете и истории, когда молодые ребята в количестве 1-2 штук за год поднимали великолепные контент-проекты и сервисы, без всяких инвесторов и с затратами буквально на хостинг, дизайнера и верстальщика. При этом, заработки с таких «простых» стартапов вовсе не смешные.
Предлагается порассуждать на тему контент-проектов как самых надежных и простых стартапов (легко создать, легко «отбить», легко продать), пройтись по основным типам таких проектов, начиная с блогов и нишевых ресурсов, заканчивая, так называемым, вебмастерингом (создание сайтов специально под заработок).
Популярные блоги
Это категория, в которой хотят оказаться многие, но в которую попадают только единицы. Как правило, тут секрет успеха в «маститости» автора. То есть обычно надо кем-то быть в жизни, чтобы завести блог и без особых усилий сделать его популярным.
Пару примеров:
- Kottke– один из самых старых и известных блогов в Америке. Автор пишет просто о разных интересных вещах.
- BeppeGrillo – известный итальянский комик и политический комментатор, а также один из самых читаемых блогеров в мире.
За один рекламный пост на своем ресурсе российские топовые блогеры получают от 50 000 до 350 000 рублей. Как-то в 2011 году господин Экслер подсчитал, что Артемий Лебедев на блоге зарабатывает до 1,8 млн. рублей в месяц. На Западе доход топовых блогеров может доходить до 100 000$ в месяц. Однако они неохотно говорят о реальных цифрах.
А вообще, кроме денег, популярный блог даёт его владельцу ещё целую кучу земных и неземных благ, которые несут к ногам хозяина блога пиарщики всевозможных брендов. Возможно, прозвучит цинично, но ради эксперимента (если вы более-менее популярный блогер) попробуйте, например, заикнуться, у себя в посте, что вы подыскиваете себе новый ридер. По меньшей мере, 3 бренда на это отреагирует, вот увидите J
Другой вариант – чутье на темы, которые есть или будут в тренде, отличная идея в основе проекта и, как бы банально это ни звучало, писательский талант. Примерами здесь быть блог проститутки Кэт или сообщество в жж №1 «Один Мой День». Владельцам подобных проектов понадобилось около года, может, чуть больше, для того, чтобы начать получать прибыль.
Нишевые блоги и контент-проекты
К этой категории относятся сайты и блоги, популярные в конкретной сфере, будь то маркетинг, финансы, развлечения.
- Moz.Blog– самый популярный в Америке, и не только в Америке, блог о SEO и обо всем, что с ним связано.
- NerdFitness– один из самых популярных нишевых проектов о фитнесе.
- SmartPassiveIncome – контент-проект одного из гуру пассивного дохода на Западе. Сайт посвящен как раз идеям монетизации сайтов и получения с них пассивного дохода.
Здесь есть несколько секретов. Прежде всего, узкая специализация и действительно качественный и интересный контент, который востребован большой аудиторией. Во-вторых, отличные авторы, желательно эксперты в своей сфере и инноваторы, за которыми читатели последуют, где бы и о чем бы они ни писали. В-третьих, солидное количество читателей и верность своей репутации.
Что касается затрат, то здесь вряд ли кто-то назовет точные суммы. Если блог или сайт запускается на базе уже известного проекта, это одна ситуация. Если вы достаточно известный в своей сфере человек, это тоже сократит время и деньги на продвижение ресурса. Если же вы начинаете с нуля, тогда придется по полнойзаплатить за создание, оптимизацию, раскрутку ресурса. В целом эксперты называют сумму от 1 000$ до 7 000$.
Пэт Флинн, американский эксперт монетизации интернет-ресурсов, ради эксперимента создал сайт, который уже через 73 дня начал приносить прибыль примерно 700$ в месяц. При этом затраты были минимальными, где-то 7$ за хостинг и разные мелкие расходы. Пэт даже получил два предложения на покупку этого ресурса: на 10 000$ и 12 000$.
Свежая идея стартапа: попросить денег у мамки
Конечно, всем мечтается, но не у всех получается достичь популярности Сергея Доли или других блогеров его уровня. Однако даже весьма средние блоги могут делать неплохие деньги, при этом практически не вкладывая времени и сил.
Если у автора получилось собрать достаточное количество читателей и информация на блоге высокого качества, то рекламодатели и SEO-специалисты будут готовы заплатить неплохие деньги за возможность обратиться к этой аудитории. Так, в Америке сейчас настоящий бум на так называемые momblogs, то есть блоги, которые ведут мамы. Аудитория у таких блогов просто потрясающая. Потому бренды во что бы то ни стало хотят оказаться на одном из таких блогов.
В зависимости от специфики блога, его аудитории, PR, тИЦ, пост может стоить от 100$ до 1 000$. Стоимость ссылки – до 200$. Один такой блог вряд ли станет источником дохода, позволяющего бросить работу. Однако регулярная 1 000$ ежемесячно будет очень приятной.
Примеры:
- “Mom blogs”: Thrifty Nifty Mommy, Viva Veltoro, DIY Inspired, Not Your Average Mom.
- Модныеблоги: Sophie’ Avenue, Fashion Not Fashion.
Старый-добрый вебмастеринг: жив курилка!
О доходах вебмастеров ходят одновременно и анекдоты, и легенды. Есть вот такие средние данные о доходах по рынку, но сложно сказать, как к ним правильно относиться. Возможно, философски, потому как, во-первых, многие вебмастера не делятся своими достижениями вовсе; во-вторых, опрос проводился среди чуть менее, чем среди 5 000 веб-мастеров, а по Рунету их гораздо больше.
Итак, вебмастера создают сайты в основном с целью получения пассивного дохода. Это могут быть просто доноры с минимальным наполнением контентом для размещения ссылок и рекламы. Если вебмастер хочет зарабатывать что-то приличное с таких доноров, их нужно иметь несколько десятков. Один донорский ресурс вряд ли вас прокормит. Так, цены на ссылки на подобных сайтах редко превышают 7$, а на многих ресурсах стоят вообще меньше 1$. Однако если вы создадите пару десятков таких сайтов, то при правильном подходе можете получать неплохие деньги. На сайте TrustLink опубликованы доходы, которые получают топовые веб-мастера – это, сотни тысяч и даже миллионы рублей в месяц. Расходы на хостинг и поддержку таких сайтов редко превышает 5-10 тыс. рублей ежемесячно.
Другие вебмастера выбирают более долгий путь: взращивают свои сайты до относительно высоких показателей (возраст от 1 года, ТИц от 20, PR от 2 и т. д.) и зарабатывают более цивилизованными методами: например, на размещении платных постов или статей со ссылками. Вообще, это очень нетривиальная задача для вебмастера: как зарабатывать с сайта и при этом не загаживать его так, что срок жизни площадки сокращается до нескольких месяцев. Вариант с размещением тематических статей хорош ещё и тем, что не загаживает сайт и даже может обеспечивать площадке дополнительный трафик.
Каковы порядки доходов с размещения статей? Если верить самим вебмастерам, то порядка 20 тыс. руб. с 1 сайта. Возможно, это не так уж и мало, с учётом того, что для такого дохода ничего особенного не нужно делать. По поводу заработков в статейной бирже WebArtex, о которой идёт речь в кейсах по ссылке, то средние доходы здесь составляют от 500$ до 2 000$ ежемесячно с одного сайта. Соответственно, если сайтов несколько (а у вебмастеров обычно их по 2-5 шт. и больше), то доход может составлять и 5 000$ и выше. Существуют биржи, где можно зарабатывать даже на твиттах (Ротапост).
Если говорить о заработке с размещения платных постов, то здесь цены начинаются от 50$ за 1 размещения и простираются до бесконечности: был бы нормальный сайт с живой аудиторией – и какую цену бы вы ни назвали, найдётся тот, кто её заплатит за пост.
Контент-проект в интернете может стать как минимум хорошим источником стороннего дохода. Если есть запас терпения, усердия и хорошая идея, контент-проект может стать отличным стартапом, который не погонит за деньгами к инвестору, который не будет сопряжен с крупными финансовыми рисками и который всегда можно перепродать за хорошие деньги, даже если он собой толком особо ничего не представляет.
Напоследок вдохновляющий пример для размышления: молодой парень выкупил «правильный» домен и залил на него базы всех городских больниц Москвы и Подмосковья. Больше он с ним ничего не делал. Через полгода к нему пришли с предложением купить этот сайт за 2 млн. руб.