Политические и экономические потрясения не в состоянии остановить рост украинского интернет-рынка. События уходящего года, по мнению авторитетных рыночных экспертов, лишь подстегнут рост уанета в 2014 году.
Некоторые глобальные тенденции благодаря политическому кризису даже усилятся. В 2014 году в Украине резко изменится способ потребления контента в сторону видеостриминга – пример hromadske.tv вдохновит других. Грани между онлайном и оффлайном будут размываться, а в повседневной жизни украинцы все больше времени будут тратить на мобильные приложения и онлайн-сервисы.
Подробнее о том, каким будет украинский IT-рынок в 2014 году, рассказали Егор Анчишкин (Zakaz.ua), Александр Ольшанский (“Интернет Инвест”), Сергей Петренко (“Яндекс Украина”) и Евгений Сысоев (AVenture Capital).
Егор Анчишкин, серийный интернет-предприниматель, основатель Zakaz.ua
Я вижу три основных тренда, которые изменят уанет в 2014 году. В первую очередь, в голову приходят мобильные приложения, которые станут очень распространенными. Их будут создавать для всего на свете – для чего надо, и для чего не надо. Второй тренд – люди станут активно использовать интернет, чтобы бороться за свои права. В-третьих, думаю, мы заметим рост видеостриминга.
Соответственно, одной из отраслей IT-бизнеса, которая покажет в 2014 году хороший рост, станет онлайн-телевидение. Думаю, успех hromadske.tv никого не оставит равнодушным и многие постараются зайти на этот рынок. В целом, будет расти рынок контента – не только видеостриминг, но и музыка, кино.
Конечно же, электронная коммерция продолжит расти на 30% в год. Как одно из подразделений e-commerce, думаю, хорошую динамику покажет онлайн-туризм – билеты на всё и для всех. Онлайн-платежи также будут расти, но не слишком бурно. Возможно, еще игры. А еще продолжит увеличиваться само проникновение интернета.
Надеюсь, потрясения, которые мы наблюдали в 2013 году, скажутся на уанете только позитивно. Чем больше потрясений, тем больше активности людей в онлайне. Например, во время оранжевой революции были популярны видеоролики, сегодня на Евромайдане растет популярность видеостриминга. Это и есть развитие, это и есть рост.
Что касается обысков – обыскивайте на здоровье! Просто компании будут размещать сервера за границей – вот и все. Таким образом чиновники ничего не исправят, этим в систему лишь вносится больше трения, а на развитие бизнеса не влияет.
Александр Ольшанский, президент холдинга “Интернет Инвест”
В 2014 году будет расти и коммерциализироваться все, что связано с тяжелым видеоконтентом. Hromadske.tv – только первая ласточка этого процесса. Монополия телевизора как сервиса в следующем году, скорее всего, рухнет. Это будет связано с тем, что телевизор как устройство будет использоваться с совершенно разными целями. Smart TV, подключения типа IPTV, технологии Google Chrome Cast, продакшн вроде Hromadske.tv, коммерциализация каналов YouTube – так выглядит повестка дня на ближайшие пару лет. С телевидением как сервисом начнет происходить то же, что происходит с печатной прессой.
IPTV станет стандартом де-факто для услуги интернет-провайдинга. Причем, нужно учитывать, что развиваться будет именно юникаст (каждому потребителю вещается свой поток). Все, что связано с мультикастом (один поток вещается всем получателям), будет уходить в историю. Это потребует серьезного апгрейда сетей.
Если говорить о платежных системах, технология Bitcoin будет шагать в массы. В Украине, учитывая наш дефицит платежных систем, этот процесс тоже будет заметен, хотя реального влияния на рынок не будет оказывать еще года два-три.
Не буду оригинальным и скажу, что в 2014 году сильно обострится конкуренция в области цифрового маркетинга, SMM и тому подобных вещей. Фокус будет смещаться с технологий поискового продвижения к технологиям продвижения социального. В связи с этим, среди цифровых агентств крупные компании с ресурсами, технологиями и знаниями будут консолидировать более мелких игроков. Но это тоже вопрос не года, а нескольких лет.
В деньгах будет продолжать расти реклама, цифровой маркетинг, будут расти объемы монетизации видеоконтента.
Сергей Петренко, генеральный директор “Яндекс.Украина”
За последние годы проникновение интернета в Украине серьезно выросло, причем не только в крупных городах – доступ в сеть становится обыденностью. Поэтому, как мне кажется, в ближайшее время мы увидим качественно иную “информатизацию” жизни — всё большее количество повседневных задач будут решаться при помощи интернет-сервисов. До сих пор для украинцев интернет был способом получения информации и начал становиться способом делать покупки. Дальше ему предстоит стать способом получения услуг, в том числе довольно обыденных.
Другая тенденция, которая уже начинает проявляться — развитие программных интерфейсов и автоматизированных сервисов-агрегаторов. Мода создавать сайты для каждого представителя малого и среднего бизнеса уходит. Агрегаторы возьмут несвойственную для таким компаний деятельность на себя. Нет никакого смысла в том, чтобы каждая пиццерия или мелкий продавец занимались разработкой и продвижением собственного сайта — их потенциальный рынок слишком мал, чтобы такая деятельность была целесообразной. Очевидно, нас ждет бурное развитие разнообразных маркетплейсов и агрегаторов, которые будут предлагать малым бизнесам отлаженные решения для обслуживания потенциальных клиентов.
В целом, не думаю, что рынок ждет спад. Скорее, можно ожидать, что процессы в интернет-экономике Украины будут всё точнее повторять происходящее в реальном секторе, а оно пока особого оптимизма не вызывает.
Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital
В 2014 года я ожидаю ряд переломных моментов:
-
серьезное усиление позиций интернет-СМИ в борьбе с традиционными СМИ;
-
исчезновение грани между оффлайн- и онлайн-ритейлерами. Большинство представителей традиционной розницы выйдет в онлайн, а электронные коммерсанты усилят оффлайн-присутствие (инфраструктура, логистика, точки выдачи, представительские магазины и тд);
-
рост роли видеорекламы и потребления контента через видео;
-
глобальная экспансия украинских интернет-компаний, которые благодаря своим технологиям способны конкурировать с мировыми компанями вне Уанета. Пока в Уанете сложно создать компанию, которая будет стоить больше нескольких десятков миллионов долларов (за исключением сектора e-commerce). Но уже в 2014 году мы увидим украинские истории успеха с капитализацией $100 млн и выше.
Спада в ближайшие 3-5 лет не будет ни в каких секторах интернет-экономики и IT, если под спадом мы понимаем отрицательные темпы роста. Конечно, возможно замедление темпов роста: например с 30-40% до 25-30% в аутсорсинге, с 40-50% до 30-40% – в электронной коммерции. Сегодня IT-сектор по доле в ВВП Украины уже занимает 4-5 место и растет быстрее других. Даже при замедлении темпов роста его роль будет усиливаться и уже к 2015 году Украину будут воспринимать не только как “аграрную кормилицу Европы”, но и как “IT-мозги мира”.
IT-сектор давно стал очень большим в денежном выражении, и в 2013 году мы видели невероятное усиление внимания к сектору со стороны налоговых и регулярующих органов. К сожалению, намерения данных проверяющих органов зачастую носят деструктивный характер, направленный на получение мзды. В уходящем году мне лично хочется пожелать народу Украины дальновидного государственного руководства, спобосного сдерживать свои шкурные интересы перед интересами общества.