Создавать компьютерные игры прибыльно – к примеру, годовой оборот издателей World of Warcraft компании Activision Blizzard превышает миллиард долларов. В то же время считается, что играть в компьютерные игры – занятие для гиковатых подростков и бездельников, а игроманию в некоторых странах признают такой же зависимостью, как пристрастие к выпивке. Не все знают, что мастерски играя в игры, можно хорошо заработать: профессиональный геймер может получать зарплату от $1 до $10 000 в месяц, не считая призов на турнирах, заработка на видеостримах и т.д.
В Украине киберспортивное движение только зарождается, но свои профессиональные клубы, известные в мире, уже есть. Геймеры из клуба Natus Vincere (“Рожденные побеждать”, Na’vi), становились мировыми чемпионами по многим дисциплинам. К примеру, летом 2013 года команда по Dota 2 заняла второе место на чемпионате мира по этой игре, выиграв приз в $620 000. Киевлянин Сергей Ищук (Starix) и харьковчанин Данил Тесленко (Zeus), многократные победители мирового первенства по Counter-Strike в составе своей команды, рассказали AIN.UA о том, как создавался клуб, сколько можно зарабатывать на игре в любимые игры, и не превращается ли со временем хобби в утомительную обязанность.
С чего начинали играть?
С.И.: Играю лет с 16, в школе часто с друзьями ходили в компьютерный клуб, одной из первых игр была Delta Force.
Д.Т.: Начинал лет в 10-12, с обычного компьютерного клуба, с Age of Empires. Потом вышли первые версии Counter-Strike, и уже тогда, в 2001 году, проводились мировые турниры по этой дисциплине.
Когда поняли, что на своем увлечении игрой можно зарабатывать?
С.И.: Это все происходило постепенно: я учился всяким приемам, начал подбирать команду и со временем мы выросли в одну из лучших команд Киева. Помню, как в 2004 году поехали на EWSC в Париж. И хотя выиграть там у нас не получилось, сам факт того, что в 16 лет летишь на мировой чемпионат в Париж, был для меня и для родителей большим плюсом. Потом попал в лучшую команду Украины, стал регулярно ездить на чемпионаты мира – с 2004 по 2009 год.
Д.Т.: Еще в школе собрали команду по CS, проводили турниры три на три, с маленькими призовыми фондами – например, зарегистрироваться команде стоило где-то 50 грн. Так и формировался фонд. Пока я играл в свое удовольствие, успел в Харькове поменять где-то порядка 30 команд. Мог просидеть за компьютером до 7 часов подряд, если в школу не нужно было. Посвящал игре все свободное время.
После школы, в 2005 году попал в известную харьковскую команду вместе с Ваней Сухаревым (Edward), который позже стал одним из сооснователей Na’vi. Мы выиграли WCG в Украине, в 2006 году полетели в Италию на чемпионат мира, выиграли турнир Asus в Москве. И в Москве нас заметили, клуб Virtus в 2007 году пригласил нас с Ваней, дал хорошие условия: зарплату около $1000-1500 в месяц, поездки по всему миру. Это все – в возрасте 18 лет. В этой команде мы играли, пока не наступил кризис 2008-2009 года, начались проблемы со спонсорством – и мы распались.
Как создавался клуб Natus Vincere?
С.И.: Раньше было как: возникали команды в Днепропетровске, Харькове, Донецке, Киеве, и в каждой были по несколько человек, которые сильно выделялись по уровню игры. Мы все были знакомы между собой, всегда встречались на полуфиналах и финалах, нам всем нужно было собраться, но не хватало ни мотивации, ни возможностей.
Д.Т.: На самом деле команда собралась в первую очередь благодаря олигарху из Казахстана – Мурату Джумашевичу (Arbalet), который занимался организацией киберспортивных турниров. Он поддержал сборную Казахстана и России, и на одном из турниров в Дубаи Сергей заговорил о том, что неплохо бы создать и сборную Украины. Джумашевичу понравилась эта идея, и в команду были собраны лучшие игроки: кроме меня, Сергея и Ивана, в первый состав вошли Егор Маркелов (markeloff) из Днепропетровска, который в 2010 году стал лучшим игроком мира, и львовянин Арсений Триноженко (Esenin), очень волевой игрок, умеющий давать жесткую мотивацию команде. Руководит клубом Александр Кохановский (ZeroGravity).
Откуда такое название клуба?
Д.Т.: Мы проводили конкурс на лучшее название, один из участников предложил вариант Team Vincit, в результате остановились на Natus Vincere. Кроме того, в 2009 году вышел “Аватар”, там было племя “нави”, нам понравилось название:)
Сколько и за счет чего сейчас может заработать украинский геймер?
Д.Т.: В киберспортивных клубах спонсоры платят игрокам постоянную зарплату, она может колебаться от $800 до $1500 в коллективных играх. В одиночных дисциплинах она может доходить до $10 000, это мировые показатели, но они везде более-менее одинаковы. Но основной заработок – конечно же, от турниров.
С.И.: Сейчас проводятся турниры с призовыми фондами в $250 000, в $1 млн… Этот приз делится на всю команду. Грубо говоря, есть смысл играть, только если входишь в тройку мировых призеров. В 2010-2011 году мы выиграли практически все турниры, четыре раза становились чемпионами мира (в том числе, по версии World Cyber Games). По итогам 2010 года мы заработали около $240 000 – стали самой зарабатывающей командой в Европе. Всегда делим выигрыши на всех участников команды. Это, конечно же, больше, чем прожиточный минимум в Украине:)
Удается ли что-то заработать на видеостримах?
С.И.: Если вас на YouTube смотрят около 15 000 человек, в час можно зарабатывать примерно $100. Сейчас самая популярная игра – Dota, они не напрягаясь собирают такую аудиторию в онлайне. По CS, если стримим на русском языке, можем собрать аудиторию до 5 000. Нужно еще учитывать, что если вас смотрит человек с СНГ, вы получаете около 12 центов за рекламу, если немец или датчанин – 36, если американец – 70 центов.
Как работаете со спонсорами?
С.И.: Мы рекламируем их продукцию, помогаем ее разработать. Подписываем обязательства использовать в игре определенную технику. К примеру, мы первыми получаем новую геймерскую мышку, тестим, пишем отзывы о плюсах и минусах, и когда она готова, я могу с чистой совестью в ролике сказать: у нее нет недостатков, мы же сами помогали ее разрабатывать. Часто нам сами компании предлагают спонсорство. На чемпионате Европы в 2009 году на нас вышли представители бренда SteelSeries, мол, давайте вы будете рекламировать нашу продукцию, ведь людям нравится как вы играете и они хотят быть как вы.
Продается также сувенирка, недавно мы выпустили коврики Navi Edition, клуб получает какой-то процент с продаж, но о точных цифрах лучше спросить у менеджера.
Рассматриваете ли геймерство как основной способ заработка в будущем?
Д.Т.: Думаю, еще год-два точно буду играть. Затем хотел бы заниматься чем-то связанным с играми – к примеру, комментаторством. Мы сейчас открываем студию, где буду коммментировать игры CS, хотели бы совместно с украинскими каналами сделать шоу о киберспорте формата “Вечерний Ургант”: приглашать звезд, транслировать матчи. Сейчас ведем переговоры с несколькими каналами.
С.И.: Да. Кроме того, мне было бы интересно развивать киберспорт в Украине. Сейчас дети во дворе уже не играют в “казаки-разбойники”, каждый пробует играть во что-то на компьютере. Кто хочет добиться результатов, постепенно будет улучшать свой уровень игры и светиться на чемпионатах, его будут приглашать в клубы. Это как в футболе. Ты сначала играешь за “Зарю”, потом за “Шахтер”, и тебя начинают замечать.
Клубы перекупают игроков, предлагают лучшие условия?
С.И.: Нам предлагали, но не было доверия к тем людям. Natus Vincere – это моя организация, я участвовал в ее создании, и я в ней уверен. Если пойду в другой клуб и чем-то не понравлюсь, меня оттуда могут попросту выгнать. Есть условные контракты у игрока перед клубом а у клуба перед игроком, но как разбираться, в международных судах? Пока киберспорт не станет официальным видом спорта, это будет сложно c юридической точки зрения. Сколько предлагали денег, не могу озвучить, но были очень заманчивые варианты и не только мне, ребятам из команд Dota 2, World of Tanks. У нас двое ушло из состава – Edward и markeloff, их переманила команда Dragon из Астаны (в декабре Edward вернулся в команду – ред.).
Если играть профессионально, это не убивает удовольствие от игры?
С.И.: Ты понимаешь, что играешь в команде, получаешь зарплату, и у тебя есть цель – к примеру, выиграть DreamHack. Киберспорт очень похож на классические спортивные игры – многое строится на спортивном азарте. Лично я получаю удовольствие и от игры, и от выигранных чемпионатов. Если нет цели и мотивации, то будешь просто отрабатывать свои часы. А если человек не будет выкладываться, команда сразу это поймет.
Сколько времени уходит на тренировки, позволяете ли себе играть во что-то кроме CS?
Д.Т.: График бывает довольно жестким и сложным, особенно, если готовимся к чемпионату. К примеру, до 12:00 можно заниматься своими делами, до 16:00 – делами на пользу клуба (записи для видеоблога, интервью), где-то в 16:00-16:30 начинаются общие тренировки и продолжаются до 00:00-01:00, с небольшими перерывами.
С.И.: Игры есть разные. Есть, к примеру, MMORPG типа World of Warcraft или World of Tanks, где нужно просто “жить”: проснулся – сразу за компьютер, иначе недокачаешься, отстанешь от остальных. В эти игры мне играть противопоказано, это как наркотик, очень быстро привыкаешь:). World of Tanks или World of Warplanes – очень прикольные игры, но не хочу даже начинать, меня туда затянет. Иногда могу в Dota сыграть партию с друзьями.
Как решаются конфликты в команде, особенно если речь идет о решающих играх?
С.И.: Если представить себе турнир: сидите на сцене, куча народу вокруг, миллионы глаз смотрят трансляцию, комментаторы обсуждают каждый твой шаг, иногда критикуют, поливают грязью: не туда гранату кинул, не убил кого-то в спину. Это очень стрессовая ситуация. Поэтому быстро учишься абстрагироваться и решать конфликты демократично, собираться всем вместе, обсуждать.
Как в Украине развит киберспорт?
С.И.: У нас в этой сфере пока нет поддержки от правительства, как к примеру в Южной Корее. Сколько денег вливают в хоккей, в футбольные клубы… Зачем тратить деньги на то, где нет прогресса? А в играх есть прогресс и перспектива. В той же Корее чемпионаты по Starcraft транслируются по ТВ, как футбольные матчи. Почему бы не организовать такие трансляции у нас? Почему бы не организовывать киберспортивные клубы, соревнования?
Мы в позапрошлом году попали на встречу к премьеру Азарову, но он нас принял за программистов, призывал строить новый Microsoft. И нам не удалось его разубедить:)