Год видеопрорыва – так большинство экспертов ответило на просьбу AIN.UA прокомментировать итоги 2013 года на рынке медийной рекламы в уанете. О том, каким был уходящий год для украинских площадок и какие знаковые перемены он принес, рассказали Дмитрий Лисицкий (UOV), Иван Дубинский (Factum Group Ukraine), Александр Тисменецкий (T-Sell), Вероника Логвиновская (AdPro/Isobar) и Дмитрий Шоломко (Google).
Мы предложили экспертам ответить на три вопроса:
- Как изменился рынок медийной интернет-рекламы в Уанете в 2013 году (объем, форматы размещений, сегменты рекламодателей)? Какие тенденции можно выделить?
- Насколько велика доля в общем объеме рынка: а) спецпроектов б) медийных размещений через Google Adwords
- Какая доля рынка приходится на продажи украинского траффика на российских площадках и как она изменилась за прошлый год?
Дмитрий Лисицкий, директор United Online Ventures
- Есть три основных тренда. Во-первых, это рост видеорекламы, сдерживаемый лишь объемом имеющегося инвентаря. Большинство рекламодателей, покупающих видео, берут максимально возможный охват, поэтому заполняемость очень большая. Во-вторых, это резкий прорыв в спецпроектах. Клиенты осознали, что брендирование и баннерка – это еще не спецпроект и виден спрос на интересные идеи. И, третий, самый яркий тренд – это технологии таргетирования. Не скажу, что тенденция уже стала массовой, клиенты пока только пробуют. Но ситуация сильно напоминают историю с видео в конце прошлого года, когда клиенты распробовали, и мы увидели прорыв в этом году. Думаю, на следующий год львиная доля крупных рекламодателей перестанет покупать абстрактную интернет-аудиторию, и вместо этого начнет покупать свою целевую аудиторию в интернете. Это даст рост эффективности минимум на 30-50% – будь то видео, баннерка или спецпроекты. Например, сейчас мы обсуждаем спецпроект для одного суперпремиального рекламодателя: так там эффективность за счет таргетирования вырастает в 6 раз – кто от такого откажется?!
- Обо всем рынке говорить трудно. Думаю, спецпроекты занимают около 10-15% медийки. Контекстная реклама по разным оценкам – это еще один-два медийных рынка. Правду, наверное, знает только Google.
- Думаю, мы в основном говорим о Mail.ru, “ВКонтакте” и “Яндекс”. Если говорить о медийной рекламе, на сегодняшний день их доля составляет порядка 10-15% рынка, и эта цифра едва ли сильно изменилась с прошлого года. Если “Яндекс” или “ВКонтакте” займут более агрессивную позицию в медийке – доля русских ресурсов может сильно измениться.
Иван Дубинский, директор Factum Group Ukraine
1. Рост проникновения интернета и расширения его медийных возможностей не смогли остаться незамеченными такой крупной категорией рекламодателей, как FMCG. Это радует, ведь производители товаров повседневного спроса являются самыми большими рекламодателями в традиционных медиа. Также можно отметить увеличения интереса к медиаразмещению в интернете ряда крупных рекламодателей из банковской, автомобильной и телекоммуникационной сфер. Безусловно, катализатором роста рынка медийной рекламы является расширение возможностей видеоразмещения, подтверждением этого является 100%-ая утилизация видеоинвентаря в уанете при больших остатках баннерки.
2. Если говорить об объеме рынка в цифрах, то существующие исследования ВРК и ИНАУ по его оценке не вызывают сомнений у ведущих специалистов рынка – эти цифрам можно доверять. Мне сложно оценить долю спецпроектов в общем объеме рынка, а вот долю Google Adwords в коммерческих показах мы оцениваем не менее чем в 23%.
Александр Тисменецкий, директор сейл-хауса T-Sell
- 2013 год был интересным. Первая волна спроса на видеорекламу практически смела весь ликвидный видеоинвентарь. Лишь немногие устояли перед соблазном продать все и сразу по минимальной цене. Спрос на баннерную рекламу стабильно высок, особенно на ту ее часть, которая дает максимальный охват украинской аудитории с прицельным таргетингом по полу и возрасту. Растет объем денег, потраченных рекламодателем на таргетированную рекламу в социальных сетях. Среди наших клиентов абсолютным лидером является сектор e-commerce. Клиенты этой категории покупали традиционно много рекламы с очень грамотным планированием и исполнением. За ними идут FMCG, торговые сети, авто, телеком. По сравнению с прошлым годом в два раза вырос алкогольный сектор, а табак упал практически до нуля.
- По нашим оценкам доля спецпроектов в 2013 не очень велика. Год был пресным, масштабных событий не было. А вот 2014-ый будет куда интереснее – спецпроекты по зимней олимпиаде и чемпионату мира по футболу должны собрать бюджеты рекламодателей, которым близка тема спорта.
- Есть всего два больших и системных продавца медийной рекламы в Украине, у которых есть российские корни – это “Яндекс” и Mail.ru. И тот, и другой трудоустроили сотни сотрудников в украинских офисах, официально платят украинские налоги, локализовали все свои сервисы и уже давно стали полноценными украинскими порталами для моих соотечественников. Точно так же я не отношу Google к американским площадкам, а рассматриваю его как локального конкурента для локальных игроков. В целом, доля медийных денег у игроков с международными корнями несоизмеримо выше доли денег у сайтов с украинскими хозяевами.
Вероника Логвиновская, Buying Director AdPro/Isobar
1. Интернет-реклама в Уанете в 2013 годe выросла по сравнению с 2012 в среднем на 35%. Основной вклад в рост дали контекcт и видеореклама. Главная тенденция этого года – рост интереса рекламодателей к видеоформатам. Категория FMCG рассматривает этот вид рекламы как один из основных инструментов размещения в интернете. Уже в этом году видеореклама стала полноценным дополнением к телевизионной рекламе. Основными предпосылками для ее роста стали:
– возможность охватить аудиторию с низким телесмотрением;
– развитие видеоинвентаря;
– высокая эффективность по сравнению с традиционными форматами размещения рекламы в интернете.
2. В общем объеме рынка спецпроекты занимают около 20% от всех рекламных бюджетов. Мне кажется, рекламодатели теряют к ним интерес. В 2013 году продолжился рост медийных размещений через Google Adwords. В среднем за год показатели выросли до 45%.
3. Продажи украинского трафика на российских ресурсах продолжают расти. В этом году их доля в общем сплите составляет 30%-35% от всего купленного трафика. Основными поставщиками украинского трафика остаются MRG, “ВКонтакте” и “Яндекс”.
Дмитрий Шоломко, менеджер по развитию бизнеса Google в Украине
1. Темпы роста рынка не снижаются в сравнении с предыдущими годами. Главная тенденция – растущее влияние видео- и мобильной рекламы, расширение набора доступных форматов (пример – TrueView в YouTube) и дополнительных функций – таких как ремаркетинг.
3. Отмечу, что доля рекламных бюджетов, направляемых из Украины на Россию, очень незначительна. Скорее, имеет место обратная тенденция: большое количество пользователей из России ходят на украинские страницы. Их доля на том же YouTube – не меньше трети от всех просмотров контента, сгенерированного в Украине.